Мария Адашинская
Родительское собрание «Особенности усвоения ребенком дошкольного возраста норм морали»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые родители. Тема сегодняшнего нашего собрания «Особенности усвоения ребенком дошкольного возраста норм морали».
Актуальность данной проблемы определяется тем, что условия развития ребенка-дошкольника значительно отличается от предыдущего возрастного этапа раннего детства. В дошкольном возрасте значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами морали и правилами поведения и взаимоотношений.
Публикация «Родительское собрание „Особенности усвоения ребенком дошкольного возраста норм морали“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Известный ученый Лоренс Кольберг, американский психолог, в 1962 г. опубликовал статью, содержание которой было в русле идей французского психолога Жана Пиаже — он утверждает:
1) моральное развитие детей осуществляется по определенным стадиям;
2) каждая стадия характеризуется качественными различиями;
3) стадии идут в определенной последовательности, так что ни одна стадия не может быть пропущена и не существует обратного движения;
4) качественные особенности стадии — это доминирующая характеристика морального развития ребенка в данный период, при этом ребенок может демонстрировать понимание морали соответственно уже пройденным стадиям и порой переходить в своем понимании на следующую, более высокую, стадию (но не дальше).
Переход ребенка на более высокую, стадию невозможен без поощрения, обучения или практики. Более того, дети склонны задействовать высшую из достигнутых к настоящему времени стадий.
Лоренс Колберг выделил шесть стадий морального развития, которые определяются следующим образом:
Уровень 1. Доморальный уровень. Оценка деяния — на основании предполагаемых его последствий.
Стадия 1. Ориентация на порицания и поощрения (сам результат поведения определяет, правильным ли оно было).
Стадия 2. Простой инструментальный гедонизм (удовлетворение собственных потребностей определяет, что является хорошим).
Уровень 2. Мораль конвенциональной ролевой конформности. Оценка деяния осуществляется на основе социальных норм.
Стадия 3. Ориентация "хороший мальчик — милая девочка" (что нравится другим, то и хорошо).
Стадия 4. Мораль долженствования (поддержание закона и порядка, выполнение долга — это хорошо).
Уровень 3. Уровень собственных моральных принципов. Оценка на основе собственных моральных принципов.
Стадия 5. Мораль соглашения и демократического закона (общественные ценности и права человека определяют, что хорошо, а что плохо).
Стадия 6. Мораль, основанная на индивидуальных принципах совести (что хорошо, а что плохо, определяется индивидуальной философией в соответствии с универсальными принципами).
Как организуют свое поведение дети разного возраста в соответствии со своими этическими представлениями:
Возраст Что значит вести себя правильно Почему надо нести себя правильно
4 года Вести себя как хочется. Справедливо то, что я делаю Чтобы получить нападу и избежать наказания
5-6 лет Делать то, что велят взрослые Чтобы избежать неприятностей
6-8 лет Вести себя с другими так. как они ко мне относятся Чтобы не упустить своего
8-12 лет Отвечать ожиданиям других, доставлять им удовольствие Чтобы вес хорошо обо мне думали - другие и я сам
С 12 лет Удовлетворять общественным требованиям Чтобы способствовать стабильности общества, быть настоящим гражданином
Этапы в развитии морального сознания установлены на основе моральных суждений - того, что дети говорят, а не их реального поведения. Ребенок может знать, как правильно себя вести, но по какой-то причине поступает иначе.
При формировании морального сознания дошкольников не достаточно просто знакомить с нравственными и моральными нормами, необходимо воспитывать личное, эмоциональное отношение к соблюдению и нарушению этих норм.
Очень важной является взаимосвязь между одобрением и осуждением противоположных поступков. Для этого необходимо применять определенные средства, которые можно объединить в несколько групп:
1. Художественные средства: художественные произведения, изобразительное искусство, музыка, кинематограф. Важность этой группы средств определяется способностью к эмоциональному окрашиванию познаваемых моральных явлений. Дети, эмоциональные и восприимчивые, доверчиво и живо относятся к произведениям, которые им читают, а также к рассматриванию иллюстраций.
2. Природа, которая обладает возможностью вызывать у детей гуманные чувства и желание заботиться о тех, кто слабее, защищать и помогать, также является важным средством воспитания нравственных чувств и поведения:
3. Собственная деятельность детей, включающая игру, труд, обучающую и художественную деятельности, необходима при воспитании практики нравственного поведения.
4. Общение и слово в широком смысле, выполняющие задачи уточнения представлений о морали и воспитании чувств и отношений, занимают особое место.
5. Средством нравственного воспитания является вся атмосфера, в которой живет ребенок и которая, должна быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью.
Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Родители, дающие положительный пример ребенку, помогают ему легко и ненавязчиво жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Правила, которые только озвучиваются, но не соблюдается взрослым, не могут влиять на реальное поведение ребенка.