МААМ-картинки

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей в предметно-игровой деятельности во второй группе раннего возраста»

Ирина Шевченко
Родительское собрание «Сенсорное развитие детей в предметно-игровой деятельности во второй группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Представление педагогического опыта

педагогического работника по теме:

«Сенсорное развитие детей посредствои игровой деятельности»

Введение:

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» А. С. Макаренко

Актуальность и перспективность педагогического опыта:

Темочки:

На любом возрастном этапе развития ребенка происходят биологические, психологические и эмоциональные изменения. И главной целью взрослых является с самого рождения целенаправленно развивать своего малыша. Сенсорное развитие – это самый важный пласт общего умственного развития ребенка. Ведь все познания строятся на восприятии образов, а чтобы уметь воспринимать мир, его нужно познать на уровне ощущений (формы, цвета, величины, расположений в пространстве.

Я работаю с детьми раннего возраста, поэтому от меня зависит прочность фундамента, закладываемого в восприятии и развитии малышей. Процесс образования меняется, появляется новые программы, основанные на опыте и мнениях выдающихся педагогов прошлого и современного. Но сенсорное восприятие непоколебимо из поколения в поколение лежит в этой основе. И ее актуальность очевидна.

Я поставила приоритетной задачей для себя, вносить что – то новое, яркое в этот процесс. Продуктивным в этом направлении я считаю игровые формы, так как малыши раннего возраста развиваются посредством игр, игровых форм и игровых упражнений.

Своими идеями и опытом я делюсь с родителями малышей и коллегами.

Целью моей работы стало: формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Для достижения цели, я поставила следующие задачи:

создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;

разработать и апробировать дидактические игры;

выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета;

пополнить предметно – пространственную развивающую среду группы;

обеспечить единство работы ДОУ и семьи по сенсорному развитию детей

Ведущая педагогическая идея опыта:

Создание благоприятных условий для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в тесном сотрудничестве с семьёй, в образовательном пространстве ДОУ, способствующей развитию сенсорных способностей, усвоению сенсорных эталонов и познанию целостной картины окружающего мира. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Теоретическая база:

Работая по данной теме я изучила методическую, педагогическую литературу, таких педагогов как : М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, Л. А. Венгер, Е. И. Тихеева, Н. Н. Поддъяков. Их выдающиеся работы указывают на огромное значение сенсорного развития детей, посредством дидактических игр и дидактических упражнений.

Мои наблюдения показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Н. М. Щелованов, С. Л. Новоселова, Ш. А. Абдуллаева). Внешние свойства предмета дают возможность узнать его и использовать в предметной деятельности.

В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью (Ананьев Б. Г. Рыбалко Е. Ф.).

Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, является одной из актуальных, так как это необходимое условие формирования умственных качеств личности.

В свою работу по развитию сенсорных способностей у детей дошкольного возраста я включаю следующие виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты :

- утренняя гимнастика

- самостоятельная деятельность

- организованная образовательная деятельность

- непосредственная образовательная деятельность

- прогулка

- рамообслуживание

- работа с родителями

- индивидуальная работа

- продуктивная деятельность.

Средства решения задач:

- научно-методическая литература

- изучение передового опыта

- диагностика детей

- игры, упражнения, задания по развитию сенсорики

- подгрупповые и индивидуальные занятия

- работа с родителями

Новизна:

Я постоянно ищу новые методы и формы для обучения малышей. В период дошкольного детства ребенок очень любознателен и в нем живет желание - познавать, исследовать и развиваться. Необходимомть сенсорного воспитания оценил прогресствный педагог М. Монтессори. Изучив ее практический опыт я нашла для себя очень много полезного и интересного и совершенно согласна,что уровень сенсорного развития является фундаментальным. Она являетя автором уникальной системы развития детей, по ней работает 10000 детских садов и школ в мире. Я тоже не являюсь исключением и черпаю из ее опыта много полезного и нового, включая это в свою практику.

Игровые приемы помогают детям легче и быстрее усваивать материал, а исследования информационно - коммуникативных технологий помогают образованию быть доступнее, интереснее и разнообразнее. ИКТ позволяет мне пользоваться опытом коллег и предлагать свои идеи сенсорного развития малышей, пользоваться методиками, находить новые игры и дидактический материал, обогощать свой профессиональный кругозор.

Технология опыта:

1 этап - подготовительный

На подготовительном этапе мы изучили теоретический аспект данной проблемы, провели констатирующую диагностику уровня сенсорного развития, которая показала, что не все дети владеют сенсорными эталонами. отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в опыте работы. А учитывая значимость для всестороннего развития ребенка, были выделены цель и задачи собственной деятельности, призванные восполнить пробел в непосредственно образовательной и совместной деятельности дошкольников.

В своей работе с детьми я часто использую игровые приемы, которые мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал. Это:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу и часто использую интернет ресурсы.

• разработала перспективный план по развитию сенсорных способностей детей;

• систематизирвала игры;

• дополнила предметно - развивающую среду нестандартным дидактическим материалом;

• оформила картотеку дидактических игр по развитию сенсорных способностей детей

• провела анкетирование с родителями по сенсорному развитию ребенка

В группе создана необходимая среда таким образом, что она определяет направленность их деятельности и в тоже время решает поставленные задачи по развитию сенсорики детей.

Также создана необходимая предметно-развивающая среда. Приобретены различные игры и пособия для развития мелкой моторики и сенсорного развития детей (пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; пазлы, дидактические игры и пособия). Занимаюсь с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая ребят к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь.

Игровые зоны для малышей дожны располагаться безопасно, но хаотично, чтобы попадали в поле зрения малышей и притягивали их внимание. Ребенок таким образом чем - то занят,а заинтересованный малыш с удовольствием не заметно для себя приобретает новые навыки и умения.

В моей группе игровые зоны очень доступны и удобны. Пирамиды, мозаики, разные виды конструкторов,пазлы, шнуровки очень нравятся детям.

В зоне изодеятельности все готово для детского творчества: трафареты, штампы, разные виды слаймов и пластилина, глина, бумага и карандаши, мелки.

Дети очень любят проводить время в театральной зоне, где их приманивают разные виды кукол театра би-ба-бо, пальчиковых фигурок, марианеток, перчаточные сказочные персонажи. Дети не просто ими играют, а учатся ими управлять. В этой деятельности продуктивно развивается мелкая моторика и сенсорика.

Проводя в начале и конце года диагностическое обследование детей я сделала выводы и заключения, что уровень развития сенсорики детей значительно возрос. Все это произошло благодаря углубленной работе в этом направлении.

2 этап - основной

Работа была построена с учетом интересов родителей и детей, как я считаю только в совместной деятельности получается белее продуктивные результаты и проще происходит индивидуальный подход к ребенку как к личности.

В своей работе с детьми я использовала следующие дидактические игры :

1. «Чудесный мешочек»,«Сенсорные дощечки», «Лабиринты» способствуют развитию тактильных ощущений детей

2. Для различия величины, цвета и формы предмета детям предлагаю такие игры как : «Пирамидка», «Сравни по высоте», «Цветные фигурки», «Какого цвета предмет»,«Из каких фигур состоит машина?», «Какая фигура лишняя?»

3. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, позволят детям почувствовать свою успешность для этого я и использую такие игры: «Волшебные узоры», «Веселые прищепки», «Мозаика»

4. Еще одним из способов сенсорного восприятия является слуховое одна из таких игр: «Звуки природы», при выполнении этой игры включаю детям различные голоса птиц, явления природы, музыкальные инструменты. В этой игре заинтересовано самое большое количество детей.

5. Одна из любимых игр детей для развития обонятельного восприятия это - «Что сегодня на обед?» Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху блюдо, которое приготовили на обед. Эта игра способствует не только обонянию, но и ознакомлению префессии “Повара”.

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей.

Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов.

насыщение этой деятельности интересным для детей содержанием.

постепенное и последовательное ознакомление с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности.

наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.

совместное участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Анализ результативности опыта:

3 этап – заключительный

Мне очень импонирует методика отказа от групповых занятий в традиционной форме. Индивидуальные игры с детьми, творческая деятельность малышей с лего – технологиями отвечает современным требованиям воспитательно – образовательного процесса.

Анализ работы подтверждает, что игра помогает достигнуть результата в сенсорном развитии, способствует развитию мышлений, улучшению биологического, психического и эмоционального состояния и развития детей.

С целью выявления у детей уровня развития сенсорных способностей, мною была проведена диагностика детей второй группы раннего возраста4в конце учебного года.

Результаты обследования таковы:

40% детей – высокого уровня

50% - среднего уровня.

10% - низкого уровня

Развитая сенсорика помогает детям добиваться хороших результатов и в других видах деятельности. Сразу же видна положительная динамика в рисовании, лепке, в конструктивной деятельности, дети легко справляются выполняя разные физические упражнения. Это все я наблюдаю на собственной практике. Дети стали лучше разговаривать, более активно проявляют себя в игре, научились сами одеваться и легче справляться с различными видами застежек и шнуровок.

Дидактическая игра помогает познать окружающую среду. Но для развития сенсорики средствами дидактических игр необходимы определенные условия. Главным из них является участие в данном процессе детей и взрослых - педагов и родителей. Также необходимы эффективные методы и приемы, чтобы деятельность детей была интересной и эмоциональной. Конечно же должна присутствовать систематичность, а также последовательность в данном процессе.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта:

Как и любой преодолеваемый путь требует сосредоточенности, усидчивости и осторожности, так и мой педагогический опыт постоянно требует коррекции и пополнении новых знаний, к чему я и стремлюсь.

Самообразование и внедрение различных методов и приемов в педагогическом процессе помогает достичь поставленных результатов, поэтому мной запланированная работа постоянно корректировалась для лучшей результативности.

Список литературы по использованию опыта:

1. Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. - 2006, С. 34-39.

2. Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников. - Мн. : БрГУ, 2007, 322с.

3. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2009, 178с.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Сенсорное развитие детей в предметно-игровой деятельности во второй группе раннего возраста»
Опубликовано: 15 декабря 2024 в 19:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Сенсорное развитие детей в предметно-игровой деятельности во второй группе раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шевченко (УИ 3084782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД