МААМ-картинки

Родительское собрание на тему «Семейное чтение»

Матвеева Елена
Родительское собрание на тему «Семейное чтение»
▼ Скачать + Заказать документы

В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку.

А что же такое семейное чтение?

Давайте разберемся.

В первую очередь следует сказать о семейном чтении в России девятнадцатого века. Чтение в кругу домочадцев было прерогативой исключительно взрослых людей, детям читали сказки отдельно, зачастую этим занимались не родители, а нянечки или гувернантки.

Публикация «Родительское собрание на тему „Семейное чтение“» размещена в разделах

В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух - стихи, прозу, порой и нехудожественные произведения, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках. Домашние библиотеки собирали всей семьёй, обсуждая необходимость каждого нового приобретения.

Эмоциональную атмосферу вечеров семейного чтения описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».

Подобные семейные чтения проходили в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. А дети воспринимали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями.

Можно предположить, что чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему «смотрению» телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета — выпуск новостей, фельетон из еженедельника — выступление юмористов. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие ещё в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли.

Почему же сейчас возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?

Что же нужно сделать, чтобы ребенок оторвался от телевизора и слушал? Чем же привлекательна традиция семейного чтения? Что есть в чтении вслух того, что не дают телевизор или компьютер? В первую очередь - возможность творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения вслух, манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вы дарите своим домашним возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе.

Вашему ребенку необходимо, чтобы вы были рядом, это рождает в нем чувство уверенности и защищенности.

Чтение вслух – это в первую очередь радость, возможность поделиться удовольствием от прочитанного, подарить другому свое прочтение, восприятие и любовь. Мы хотим, чтобы в вашей семье появилась такая традиция - семейное чтение.

Я предлагаю вашему вниманию рассказ Паустовского «Снег».

Давайте вместе с вами полистаем страницы этой небольшой новеллы.

Главная героиня рассказа Татьяна Петровна, актриса театра, оказалась в небольшом приморском городке не по своей воле. Её вместе с десятилетней дочерью эвакуировали из Москвы. Сначала она жалела, что оставила театр и друзей, но потом привыкла к городку, когда его завалил снег, и к чужому дому. Старик Потапов, хозяин дома, умер через месяц после того, как Татьяна Петровна поселилась у него. Но молодая женщина знала, что у него остался сын-моряк, который служит на Черноморском флоте. Иногда она рассматривала его фотографию, которая стояла на столе…

Среди зимы на имя хозяина дома начали приходить письма, написанные одной и той же рукой. Однажды ночью Татьяна Петровна проснулась. Снега тускло светили в окна. Она зажгла свечу, долго смотрела на язычок огня, осторожно взяла одно из писем и прочитала.

(Читается письмо Николая Потапова своему отцу из рассказа «СНЕГ»

под музыкальное сопровождение из к/ф «Открытая книга», композитор Н. Мартынов «Вступление»).

“Милый мой старик, – читала Татьяна Петровна, – вот уже месяц, как я лежу в госпитале. Рана не очень тяжелая. И вообще она заживает. Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой. Умоляю!”

“Я часто вспоминаю тебя, папа, и наш дом, и наш городок. Все это страшно далеко, как будто на краю света. Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее. В комнатах трещат печи. Пахнет березовым дымом. Рояль, наконец, настроен, и ты вставил в подсвечники витые желтые свечи – те, что я привез из Ленинграда. И те же ноты лежат на рояле: увертюра к “Пиковой даме” и романс “Для берегов отчизны дальней”. Звонит ли колокольчик у дверей? Я так и не успел его починить. Неужели я все это увижу опять? Неужели опять буду умываться с дороги нашей колодезной водой из кувшина? Помнишь? Эх, если бы ты знал, как я полюбил все это отсюда, издали! Ты не удивляйся, но я говорю тебе совершенно серьезно: я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя. Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот этот ее маленький и самый милый для меня уголок – и тебя, и наш сад, и вихрастых наших мальчишек, и березовые рощи за рекой, и даже кота Архипа. Пожалуйста, не смейся и не качай головой.

Может быть, когда выпишусь из госпиталя, меня отпустят ненадолго домой. Не знаю. Но лучше не жди”.

(Вопросы к родителям).

-Что было ценным в воспоминаниях Николая Потапова? (Воспоминания о доме).

-Почему вспоминалось именно это? (Потому, что всё там дорого. Любая, на первый взгляд мелочь, - это напоминание о том месте, где человек был по-настоящему счастлив).

- А как вы считаете, почему Татьяна Петровна прижилась в этом доме (Она поняла, почувствовала сердцем, что в этом доме сложились свои семейные традиции : бережное отношение к близким, любовь к родине, к вещам, которые хранят тепло дорогих рук).

- Как, по-вашему, поступила Татьяна Петровна после прочтения такого письма?

(Так поступила и героиня рассказа, хотя начальник станции, который хорошо знал семью Потаповых, встретив на вокзале Николая, сообщил ему о смерти отца и посоветовал не ходить домой, потому что там живут равнодушные, чужие люди).

Итак, продолжим чтение…

(Под музыкальное сопровождение из к/ф «Открытая книга», композитор Н. Мартынов «Романс»).

Потапов медленно пошел в сторону дома. Он решил в дом не заходить, а только пройти мимо, быть может заглянуть в сад, постоять в старой беседке. Мысль о том, что в отцовском доме живут чужие, равнодушные люди, была невыносима. Лучше ничего не видеть, не растравлять себе сердце, уехать и забыть о прошлом!

“Ну что же, – подумал Потапов, – с каждым днем делаешься взрослее, все строже смотришь вокруг”.

Потапов подошел к дому в сумерки. Он осторожно открыл калитку, но все же она скрипнула. Сад как бы вздрогнул. С веток сорвался снег, зашуршал. Потапов оглянулся. К беседке вела расчищенная в снегу дорожка. Он прошел в беседку, положил руки на старенькие перила. Вдали, за лесом, мутно розовело небо – должно быть, за облаками подымалась луна. Потапов снял фуражку, провел рукой по волосам. Было очень тихо.

Потапов облокотился о перила, тихо сказал:

— Как же это так?

Кто-то осторожно тронул его за плечо. Потапов оглянулся. Позади него стояла молодая женщина с бледным строгим лицом, в накинутом на голову теплом платке. Она молча смотрела на Потапова темными внимательными глазами. На ее ресницах и щеках таял снег, осыпавшийся, должно быть, с веток.

— Наденьте фуражку, – тихо сказала женщина,- вы простудитесь. И пойдемте в дом. Не надо здесь стоять.

Потапов молчал. Женщина взяла его за рукав и повела по расчищенной дорожке. Около крыльца Потапов остановился. Судорога сжала ему горло, он не мог вздохнуть. Женщина так же тихо сказала:

— Это ничего. И вы, пожалуйста, меня не стесняйтесь. Сейчас это пройдет.

Она постучала ногами, чтобы сбить снег с ботиков. Тотчас в сенях отозвался, зазвенел колокольчик. Потапов глубоко вздохнул, перевел дыхание.

Он вошел в дом, что-то смущенно бормоча, снял в прихожей шинель, почувствовал слабый запах березового дыма и увидел Архипа. Архип сидел на диване и зевал…

— Пойдемте! – сказала Татьяна Петровна и провела Потапова в кухню.

Там в кувшине стояла холодная колодезная вода, висело знакомое льняное полотенце с вышитыми дубовыми листьями…

Потапов весь вечер не мог избавиться от странного ощущения, будто он живет в легком, но очень прочном сне. Все в доме было таким, каким он хотел его видеть. Те же ноты лежали на рояле, те же витые свечи горели, потрескивая, и освещали маленький отцовский кабинет. Даже на столе лежали его письма из госпиталя – лежали под тем же старым компасом, под который отец всегда клал письма.

После чая Татьяна Петровна провела Потапова на могилу отца, за рощу. Туманная луна поднялась уже высоко. В ее свете слабо светились березы, бросали на снег легкие тени…

Как важны для человека простые семейные ценности! У рассказа счастливый финал. Два человека нашли друг друга. Татьяна Петровна стала Николаю Потапову близким человеком, потому что бережно отнеслась к семейным ценностям и традициям, живших в доме людей.

Мы видим, как меняются наши эмоции, впечатления, представления и, казалось бы, такое холодное слово наполняется новым содержанием и смыслом.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Семейное чтение» Прежде чем ответить на вопрос, что читать детям 4 — 5 лет, нужно выяснить чему в данном возрасте дети должны научиться, какими навыками.

Консультация для родителей дошкольников «Познавательное семейное чтение» Уважаемые взрослые! Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о семейном чтении. Эта тема сейчас очень актуальна, ибо чтение у нас, увы,.

Консультация для родителей «Как организовать семейное чтение» Чтение - процесс творческий. Чтение ребенку вслух - задача не из легких. Текст необходимо произносить не просто механически, но и обыгрывать,.

Занятие по привитию любви ребёнка к литературе «Семейное чтение» Научить ребёнка сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Малыш должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть.

Образовательный маршрут для детей 3–6 лет «Семейное чтение» «Семейное чтение» Удивительное - рядом! Автор идеи: Горянина Ольга Алексеевна г. о. Самара Возраст: 3-6 лет Актуальность темы Работа с книгой.

Родительское собрание на тему «Здоровый ребёнок» 1. Вступление «Дискуссия «Мой ребёнок будет здоров если я….» Родители поочерёдно проговаривают предложение Мой ребёнок будет здоров, если.

Родительское собрание на тему «Будущий первоклассник» Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному.

Родительское собрание на тему «Развитие мелкой моторики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад "Морячок" Родительское собрание в 1 младшей группе.

Родительское собрание с элементами тренинга на тему «кризис 3-х лет» 1. Приветствие «Свеча» Цель. Снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу. Материал. Свеча. Содержание. Ведущий: Я рада.

Родительское собрание в средней группе «Семейное воспитание» Родительское собрание «Семейное воспитание». Цель: Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание на тему «Семейное чтение»
Опубликовано: 4 сентября 2018 в 20:12
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание на тему «Семейное чтение»» (включая файлы) размещена пользователем Матвеева Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД