Ирина Гамзина
Родительское собрание на тему «Охрана прав и достоинств ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- формировать у родителей представления о правах ребенка;
- развивать коммуникативные навыки и толерантность (способность принимать точку зрения собеседника);
- воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
Публикация «Родительское собрание на тему „Охрана прав и достоинств ребенка“» размещена в разделах
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Материал: книга «Правовое воспитание», «Мои права и обязанности», выставка рисунков «Моя семья», педагогические ситуации с использованием макета, выставка документов по защите прав детей : Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс и др., тест «Я и мой ребенок», памятка родителям «Права и обязанности родителей»
Ход собрания.
Здравствуйте, уважаемые родители!
(Слайд № 1)
В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами. Если ребенок сыт и здоров, получает необходимое лечение и любовь родных и ценит все это, он никогда не станет смеяться над ребенком – инвалидом или пожилым человеком. Зная, что такое жестокое обращение и то, что это недопустимо, малыш никогда сам не будет жесток к людям, животным и природе.
Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности сомореализации вне зависимости от его психофизических способностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития.
(Слайд № 2)
Насколько вы осведомлены в области правовых знаний, мы с вами сейчас и увидим. С помощью сказок вспомним права человека.
(Слайд № 3)
1. Вопросы:
- Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (право на жизнь).(Слайд № 4)
-Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок» обижали утенка? (он не был похож на всех остальных). (Слайд № 5)
-Каким правом посоветовал воспользоваться мудрый Сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик»? (правом на бесплатное образование).
(Слайд № 6)
-Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (похищение детей). (Слайд № 7)
-Какое право нарушил Кощей, увезя к себе Царевну в сказке «Царевна-Лягушка»? (право на жизнь и свободу).(Слайд № 8)
-Какое право нарушила мачеха, приказав чернавке свести царевну в глушь лесную, в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? А. С. Пушкина (право на свободу). (Слайд № 9)
-Какое право нарушила лиса, выгнав зайчика из избушки, в сказке «Заюшкина избушка»? (право на жилище). (Слайд №10)
-Какое неправомерное действо применила мачеха в сказке «Золушка», заставляя ее трудиться. (эксплуатация детского труда). (Слайд №11)
2. Решение педагогических ситуаций:
1. Мама. Немедленно сделай музыку тише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг. Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав?
2. Петя бегал по группе во время занятия. На замечание воспитателя ответил: «Ну и что? Я имею право на свободу перемещения».
Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав?
3. Мама. Сынок, а почему ты не вынес мусорное ведро, не сходил за хлебом?
Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей.
Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто не прав?
4. Сын. Я хочу пойти в цирк.
Мама. С тобой пойти некому, все работают в это время.
Сын. Вы нарушаете мои права на отдых.
Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто не прав?
3. Игра с макетом с участием детей. «Семья колобков». Решение ситуаций детьми. «Жила – была семья колобков. Жили они дружно, но однажды…»
Ситуация первая:
- бабушка сидела в кресле и вязала, малыш спал в коляске. Старший брат пришел с прогулки, вымыл руки и начал играть на скрипке, малыш проснулся и заплакал, бабушка стала его бранить, а он ответил: «Имею право, мне нужно выучить урок» (кто в этой ситуации прав, а кто нет)
Ситуация вторая:
-два брата поссорились из-за компьютера, и старший стал выгонять младшего из дома (какое право хотел нарушить старший брат, и что сказала им мама)
Ситуация третья:
-мальчик пришел домой из школы уставший и попросил отца отпустить его погулять на улицу, но папа не хотел пускать сына, прежде чем тот не наведет в своей комнате порядок, сын не послушался и ушел, сказав: «Я имею право на отдых» (кто в этой ситуации не прав)
Ситуация четвертая:
-дочка смотрит передачу по телевизору. Папа подошел и выключил телевизор, сказав: «Тебе еще рано смотреть такую передачу!» дочка опять включает и говорит: «Я имею право на досуг» (в чем не права дочка)
Ситуация пятая:
-сын не выучил урок и притворился больным: «Вызовите мне, пожалуйста, врача, я имею право на медицинское обслуживание». Мама померила температуру и сказала: «Ты абсолютно здоров и должен идти в школу!»
(нарушены ли здесь права ребенка).
Ситуация шестая:
-дочка играла и не стала убирать за собой игрушки…на просьбу мамы навести порядок, дочка ответила: «Нельзя заставлять ребенка работать». (Что должна ответить дочке мама».
Презентация книги «Мои права и обязанности», изготовленная из рисунков детей. Жизнь маленького гражданина начинается с детства, с семьи. Как же помочь ребенку? Как ему защитить себя, отстоять свое собственное мнение? Для этого вам, родителям необходимо знать ряд правовых документов. Основной документ по правам ребенка, принятый 44 сессией Генеральной ассамблеей ООН называется «Конвенция о правах ребенка». По мнению ООН, человек считается ребенком от 0-18 лет, вся ответственность за его воспитание возлагается на родителей. Воспитание ребенка является правом и обязанностью родителей. (Слайды № 13-31)
Ребенок растет. Для его правильного воспитания важно знать, какие формы наказаний существуют:
а) физическое применяется часто тогда, когда родители слабо контролируют свое поведение;
б) речевая агрессия (ругань, оскорбления) – тоже мало эффективна и обычно ведет к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками;
в) сепарационные наказания, то есть лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним, то есть ребенка лишают тепла и внимания, хотя при этом заботятся о нем);
г) наказание естественными последствиями, которое выражается, в лишении ребенка за провинность чего – то приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т. д.). Такой метод может принести успех, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. Применяя это наказание, нельзя лишать того, что необходимо для его полноценного развития. (Слайд № 32)
Заключительная справка по анкетам на тему : «Наказания в воспитании»(зачитывается воспитателем).
Чтобы подкрепить желаемое поведение ребенка, надо использовать поощрения. Как правило, мы хвалим детей гораздо реже, чем наказываем.
Объятия, похвала, улыбка – в отличие от десятой ненужной куклы или машины – не приведут к избалованности, а только подтвердят любовь и укрепят доверительные отношения. А баловство начинается там, где взрослые не могут сказать «нет», наказать ребенка за проступки, и потакают всем его просьбам в ущерб своим потребностям.
Занимаясь воспитанием детей, нас порой мучают сомнения: не слишком ли мы строги, а может, наоборот, чересчур мягки и позволяем садиться себе на шею. Вот бы кто объективно посмотрел со стороны! Наш тест выступит в роли эксперта. Предлагается тест «Какой Вы родитель?»
Дошкольный возраст – самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это будет сделать очень трудно.
«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
В. А. Сухомлинский
В заключении хочется провести еще один тест «Я и мой ребенок»
(Слайд № 33)
На экране высказывание С. Соловейчика: «Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, сегодняшний, и поэтому он другой, как все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка, охраняю его детство, понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не унижаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и благодарен ему за то, что он есть, что я могу его любить, и тем самым возвышаюсь в духе своем».
Исполняется песня совместно детей и родителей «Неразлучные друзья взрослые и дети».
По окончании собрания родителям раздаются памятки : название основных международных документов, касающихся прав детей и права и обязанности родителей.
(Слайд № 34)
Решение собрания :
1. Всем родителям подробно ознакомиться с правовыми документами по охране и защите прав ребенка.
2. Приложить все свои знания и усилия к тому, чтобы научить ребенка защищать свои права, умению правильно пользоваться ими и всегда отстаивать свое собственное мнение.