Мария Поткина
Родительское собрание мини-кафе «Вся наша жизнь — игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Поткина Мария Абулгаяновна
МБДОУ «Детский сад № 9» комбинированного вида
города Воткинска
Удмуртской Республики
Родительское собрание Мини-кафе «Вся наша жизнь – игра»
Цели:
повысить уровень педагогической культуры родителей;
расширить знания родителей о видах игровой деятельности детей и их влиянии на речевое развитие детей;
научить родителей различным видам игр;
Публикация «Родительское собрание мини-кафе „Вся наша жизнь — игра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Повар, продукты, еда. Игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
вызвать желание принимать активное участие в совместной игре с ребенком.
Звучит звукозапись: (На фоне записи детских голосов и смеха звучит речь) :
- Мы рады приветствовать вас в мини-кафе «Вся наша жизнь - игра». Только сегодня специально для вас будет проведена дегустация новейших игро-блюд. Спешите! Количество мест ограничено.
(родители рассаживаются за столики, на которых лежат коробочки с фишками красного цвета, меню, ручки, листочки, ножницы).
На экране заставка названия Мини-кафе.
I. - Уважаемые родители, очень приятно видеть вас в стенах нашего кафе. В ассортименте нашего игро-кафе дегустационные блюда, посвященные обучению детей с тяжелыми нарушениями речи через игру. Для повышения игрового аппетита я предлагаю принять всем игро-витамины «Самооценка» (в контейнерах из-под киндер-яиц лежат листочки с написанными на них утверждениями) : вспомните ваши семейные вечера, моменты общения с детьми и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, если нет – ничего выкладывать не нужно.
1. Каждый вечер уделяю время на игры с ребенком.
2. Рассказываю ему о своих играх в детстве.
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.
4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю
разные варианты игры.
5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду.
6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки.
7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Обобщение:
Если получилось более 5-6 красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Вы играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка. Если фишек недостаточно – самое время начать стремиться к этому. Надеюсь, в этом вам поможет посещение нашего игро-кафе.
На экране появляется название блюда «Острая тема»
II. Итак, следующее блюдо «Острая тема»(мини-лекция «Игра как основной метод обучения для детей с ОНР»).
Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Потребность ребенка в игре нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения другому - от старших к младшим. В ходе совершенствования диалогов и монологов во время игровой деятельности, освоения выразительности речи эффективно происходит не только речевое развитие ребенка, но и развитие его умения общаться и взаимодействовать.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
У детей-дошкольников с нарушениями речи игровая деятельность отстает в развитии. Психологические исследования игры дошкольников с тяжелыми нарушениями речи свидетельствуют о том, что в играх чаще всего наблюдается ситуационное манипулирование игрушками и предметами. Конкретного замысла в процессе игры с куклой или другими игрушками не наблюдается. Игра с сюжетными игрушками обычно имеет процессуальный характер, например, дети молча возят по комнате машинки, одевают и раздевают куклу, возят коляску и др. Игры детей с игрушками логически не связанны. Например, в процессе игры с куклой ребенок ставит на игрушечную плиту кастрюльку, однако нет действий, которые бы свидетельствовали о приготовлении обеда или кормления куклы.
Дети с тяжелыми нарушениями речи хотят контактировать с ровесниками, однако в игровой деятельности взаимодействие детей происходит либо в виде совместной двигательной активности (дети вместе бегают, или наблюдают за игрой ровесника и копируют его действия с игрушкой. Действуя таким образом, ребенок, как правило, не понимает замысла игры и передает только внешний ее аспект.
В связи с вышесказанным, взрослому необходимо помочь детям в овладении игрой, т. к. игра детей с нарушением речи осуществляется только в процессе непосредственного воздействия слова взрослого и обязательного руководства ею в начале. Без специального обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не формируется. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий.
Вовлекаясь в игровую деятельность, дети приобретают навыки общения, учатся договариваться со сверстниками и взрослыми. В игре дети становятся активными участниками, способными рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы. Дети получают необходимые знания, знакомятся с правилами поведения, стимулирующими формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми, потребностей в играх и игровых упражнениях, направленных на активизацию речевого общения и развитие коммуникативных отношений между детьми. Это способствует закреплению навыков пользования самостоятельной речью (ребенок является инициатором речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.
Обучение детей посредством игры предполагает обязательное участие родителя. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых. Когда взрослый говорит: «Расскажи мне об этом», он ставит, таким образом, ребёнка в неинтересную для него учебную ситуацию, но если необходимый речевой материал подается в игровой форме, у ребёнка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на тему, заданную не им самим. В такой ситуации дети начинают чувствовать себя почти наравне со взрослыми.
На экране появляется следующее название - Гарнир «Блиц-опрос»
III. Следующее блюдо Гарнир «Блиц-опрос» Внимание на экран. (Что такое игра? – спросили мы у ребятишек)
На экране дается запись с высказываниями детей.
Какие игры перечислили почти все дети? Что могут развивать такие игры без участия взрослого? А направленны ли эти игры на развитие речи детей? Что общего в высказываниях детей вы услышали? Чем является для детей игра? Исходя из их высказываний, о чем мечтают все дети.
Конечно, игра для детей - это развлечение, веселье. Но они понимают, что развлечение одного человека не так увлекательно и разнообразно, как если бы в нем участвовали и взрослые члены семьи.
- К нашему гарниру «Блиц-опрос» мы подобрали следующее блюдо - горячее «Мудрость». Предлагаем вам попробовать его и высказать мнение: совпало ли оно по вкусовым качествам с гарниром.
На экране появляется следующий слайд с названием горячего «Мудрость»
IV. Предлагаем вам продегустировать горячее «Мудрость». (подойдите, пожалуйста к облаку мыслей, витающих в эфире. Это высказывания великих педагогов об игре, выберите понравившееся и зачитайте его).
1. «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
1. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
2. «Играть — это производить опыты со случаем»
Новалис
3. «В игре детей есть часто смысл глубокий»
Иоганн Фридрих Шиллер
4. «Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых»
Януш Корчак
5. «Всякая игра - есть, прежде всего, и в первую очередь свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра»
Йохан Хёйзинга
6. «Игра – психический витамин»
Аркин Е. А.
7. «Игра детей – зеркало общества»
Юлиус Фучик
8. «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»
Макаренко А. С.
9. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»
Горький А. М.
Как вы считаете, совпали мнения детей и великих педагогов об игре? Что общего во всех этих высказываниях? Что значит игра в понятии великих взрослых? (заслушиваются мнения родителей)
На экране появляется следующий слайд с названием блюда - Салат «Докажи утверждение»
V. Следующее блюдо Салат «Докажи утверждение»
- Существует общеизвестное утверждение, что игра способствует развитию речи. Сейчас мы попробуем вместе с вами доказать данное утверждение.
Первый целебный ингредиент салата «Подбери признак к предмету, изображенному на картинке» (родителям выдаются картинки : человек, снег, дождь, луна и т. д. Родители подбирают признаки к данному предмету). Данная игра направлена на развитие, обогащение словарного запаса, а именно словаря прилагательных.
Второй ингредиент «Назови детеныша». У кошки родился котенок, у медведицы – медвежонок. Ваша задача придумать детеныша к неодушевленным предметам (демонстрируются картинки (дом, стол, карандаш, шкаф, гараж и т. д.) Данная игра направлена на совершенствование грамматического строя.
Следующий ингредиент «Изучаем гласные, развиваем голос, развиваем чувство ритма». При изучении гласных звуков используем приемы, которые позволяют параллельно решать задачи развития голосовых модуляций и чувство ритма. (игры со схемами, ритмическими рисунками).
Еще один ингредиент нашего салата «Игры с пальчиками». Учеными доказано благотворное влияние мелких движений пальцев рук на речевые зоны головного мозга. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями – важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом, поэтому ежедневное использование таких игр дает положительные результаты. (родителям предлагается пальчиковая игра «Паучок»).
В наш салат можно добавлять самые различные игро-ингредиенты, от чего он становится только более целительным.
Доказали ли мы с вами утверждение, что игра оказывает влияние на речевое развитие детей? (ответы родителей).
На экране появляется заставка с записью следующего блюда – Десерт «Задача».
VI. Следующее дегустационное блюдо – десерт «Задача»
(Родители смотрят видеоролики)
Проанализируйте данную ситуацию.
VII. - Уважаемые гости, вы продегустировали все предложенные игро-блюда. У вас, наверное, сложилось мнение о влиянии игры на развитие детей, о необходимости участия взрослых в играх. Унесете ли вы что-то полезное, возьмете ли на заметку что-либо с нашей дегустации. По этому поводу просим вас заполнить Вашими мыслями странички нашей «Книги отзыов и предложениий». (родители пишут свои мысли, сдают листочки, которые скрепляются в виде книги). Может быть, кто-то хочет зачитать вслух свои высказывания?
VIII. Хотим поблагодарить вас за посещение нашего игро-кафе и вручить на память книгу с игро-рецептами. Пусть ваши дети растут успешными. Спасибо за общение и взаимодействие.