Татьяна Дубакова
Родительское собрание «Кризис трёх лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание во второй младшей группе.
Форма проведения: диалог.
Тема: «Кризис трёх лет».
Цель: сплочение коллектива родителей.
Задачи: создание благоприятного психологического микроклимата при взаимодействии родителей и педагогов;
формирование у родителей позитивной позиции при решении проблемных ситуаций.
Участники: родители, воспитатели, педагог-психолог.
Публикация «Родительское собрание „Кризис трёх лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Оборудование и материалы: муляж-яйцо, мольберт, лист ватмана, фломастер, памятки для родителей, карточки с педагогическими ситуациями, мяч, «волшебная палочка», фотоаппарат, карточки с «вредными советами», 2 стола, ручки, «конвертики пожеланий».
Ход собрания.
Организационный момент.
Педагог - психолог: Добрый вечер всем, кто откликнулся на наше приглашение. Мы надеемся, что здесь собрались все те, кто хотят знать ещё лучше своих детей, хотят их понимать, прислушиваться к их мнению. Хочу начать собрание с разминки «Приветствие». А поможет мне мяч. Я начну, а вы продолжите.
-Спасибо, что вы сегодня с нами. Я очень рада вас всех видеть.
-А теперь, вы уважаемые родители, передавая друг другу мяч, поприветствуйте всех присутствующих.
-Форма нашего собрания – диалог.
-Очень важно, чтобы сегодня вы были активны, выражали бы свою точку зрения на те или иные вопросы, внимательно слушала друг друга, проявляли умение общаться и дружно работать.
1. «Рисунок - метафора» (муляж-яйцо).
Знакомство родителей с темой собрания (Приложение 1).
2. «Ассоциации» (педагог-психолог).
Вниманию родителей представляется ключевое понятие темы и предлагается назвать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, знания родителей обобщаются, и даётся новая, неизвестная слушателям теоретическая информация по проблеме
3. «Карусель мыслей».
Воспитатель предлагает родителям разделиться на 2 группы. В течение 3-5 минут каждая группа обсуждает ситуацию, записывает свой подход к её решению и представляет её всем (Приложение 2).
4. Воспитатель проводит разминку «Представь своего соседа.
Родителям предлагается разбиться на пары и в течение 5 минут узнать друг о друге как можно больше информации. А потом поочереди представить своего собеседника всем присутствующим (при этом представляемый родитель сидит на стуле, а говорящий стоит позади него, положив руки ему на плечи).
5. Упражнение «Вредные советы» (Приложение 3).
Педагог-психолог: Это жанр детской литературы, посредством иронии, показывающий как не следует поступать по типу «вредных советов»
Г. Остера (книга для непослушных детей, где даются рекомендации (вернее антирекомендации) родителям. Родителям необходимо на основе предложенных «вредных советов» в отношении детей с разными проблемами развития определить последствия неправильного воспитания, а также определить оптимальные стратегии поведения с ребёнком. И представить их всем присутствующим.
6. Приём «Незаконченное предложение» (проводит воспитатель).
Идея этого приёма заключается в том, что родители могут поделиться опытом воспитания друг с другом, даже не догадываясь об этом. Родителям предлагается закончить предложенную мысль, связанную с темой обсуждения.
Например: «Если у моего ребёнка что-то не получается, то я…».
«Если мой ребёнок капризничает, то я…».
7. Памятки.
Знакомит присутствующих с рекомендациями педагог-психолог.
Памятки «Как справиться с кризисом трёх лет». В них описаны симптомы наступления кризиса и даны практические советы родителям, как вести себя в различных ситуациях в период кризиса.
8. «Рефлексия» («конвертик пожеланий»).
Воспитатель предлагает участникам собрания выразить своё отношение в письменной форме по поводу проведённого собрания и вложить предложения, пожелания, советы в «конвертик пожеланий».
Воспитатель: На этом наша встреча подошла к концу. Благодарю всех за сотрудничество. Надеемся, что наша встреча была полезной и продуктивной не только для нас, но и для вас.
Список использованной литературы:
1. Галактионова Т. Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 1999.
2. Климакова Ю. Не бойся страшного / Школьный психолог, 2004, №8.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
4. Обухова Л. А., Лемекина Н. А. Тренинг, беседы, деловые игры с родителями. “Дрофа”, 2005 г.
5. Степанова Е. Н. Калейдоскоп родительских собраний. Творческий центр “Сфера”, М., 2005
6. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями // Школьный психолог, 2006, №19.
7. Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках // Школьный психолог, 2006, №5.
Приложение 1
Рисунок - метафора «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).
Сопроводительный текст:
- Для того чтобы лучше понять, почему же наступает кризис 3-х лет я предлагаю представить цыплёнка, ещё не вылупившегося из яйца. Как вы думаете, как он чувствует себя в скорлупе? Безопасно ли ему? Хватает ли ему питательных веществ?
- Скорее, да (родители).
- Но, не смотря на это, в определённый момент цыплёнок разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Почему, как вы думаете?
- Иначе он просто задохнулся бы под ней. Закончились питательные вещества, он растёт и т. д. (родители).
- Правильно! Постоянная опека родителей для ребёнка – это такая же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно под ней. До определённого момента она ему необходима. Но ребёнок растёт, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому ребёнок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить своё дальнейшее развитие. Что и проявляется в кризисе 3-х лет.
Приложение 2
«Карусель мыслей»
Ситуация №1.
(Из рассказа мамы трёхлетнего мальчика своей подруге.)
- Мой ребёнок вообще не хочет меня слушаться. И даже делает все наоборот. Вчера гуляем, Дима идёт впереди. Говорю - стой, там дорога. Он взял и побежал. Я, конечно, догнала, сказала, что мы идём домой, раз он не послушался. Он сразу мне - мама, больше не буду. Такое я слышу в день по 100 раз. Продолжаем гулять, и тут же - опять за своё, убегает.
Вопрос:
1. Как должна была поступить мать мальчика в этом случае?
Ситуация №2.
Перед ужином мама зашла в комнату дочери и увидела, что все игрушки разбросаны. Она сказала, что сейчас мы будем ужинать, и попросила Лену расставить все игрушки на места. Вернувшись через некоторое время в комнату дочери, она огорчилась, увидев, что задание не выполнено. Дочь и раньше не раз ослушивалась мать и не выполняла её просьбы.
Вопрос:
1. Как вы поступаете, когда ребёнок не выполняет поручение?
Приложение 3
Материал к упражнению «Вредные советы»
• Раздаточный материал для родителей :
Вредные советы
или как нельзя вести себя с ребёнком трёх лет Негативные последствия подобного воспитания Полезные советы
или как надо вести себя с ребёнком трёх лет
1. Вступайте в длительные споры с малышом, упорно настаивайте на своём, ни за что не уступайте ребёнку. Требуйте, чтобы он сделал именно, как хотите вы.
2. Постоянно ограничивайте самостоятельность ребёнка, не разрешайте делать что-то самостоятельно, при любой возможности сделайте это за него.
3. Во время закатываемых истерик уступайте ребёнку, идите у него на поводу.
4. Наказывайте ребёнка за капризы и истерики, ругайте, отчитывайте его, читайте нотации.
5. Если у ребёнка что-то не получается, говорите ему, какой он «неумеха», «растяпа», «криворукий». Сравнивайте неудачи ребёнка с успехами других детей.