Наталья Кубайчук
Родительское собрание «Язык детской игры» (вторая младшая группа)
форма проведения собрания : игровой практикум
Задачи:
1. Повышать уровень педагогической культуры родителей.
2. Формировать у родителей понятие значимости данной проблемы.
Вопросы для обсуждения:
• Нужна ли ребенку игра?
• Признаете ли вы, что обучение дошкольника идет через игру?
Подготовительная работа:
1 Подготовка презентации «Идеальная игрушка»
2 Обсуждение родителями «Нужна ли ребенку игра?»
Публикация «Родительское собрание „Язык детской игры“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3 Изготовление приглашений на родительское собрание.
4 Подбор консультаций на тему:
5 «Какие игрушки рекомендуется покупать детям 4 лет»
6 Подбор комплекса пальчиковой гимнастики с родителями :
7. (Ответы детей запись)
1) Вы любите играть? У вас есть любимые игрушки?
2) Играют ли с вами в игры взрослые? Кто? (Бабушка, дедушка, мама, папа).
3) Как поступают в вашей семье, если игрушка сломалась, порвалась?
Ход встречи:
Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва
Воспитатель:
Добрый день, дорогие мамы, папы, бабушки! Сегодня мы пригласили вас на игровой практикум «Язык детской игры».
Мы обсудим следующие вопросы:
1. Прослушаем сообщение на тему: «Игра – это серьезно».
2. Дискуссия на тему «На что вы опираетесь, выбирая игрушки?»
3 Показ презентации «Идеальная игрушка».
4 Пальчиковые игры, играем вместе.
3. Буклеты «советы по выбору игрушек.»
4. Игровое задание «Какие мы родители?»
1. Сообщение «Игра – это серьезно».
Значение игры порой недооценивается. Ещё недавно считалось, что игра ребенку не нужна это пустое занятие. Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно "приготовить" кукле "яичницу", палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.
Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: "Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать", или напомните "водителю", что машины едут в гараж.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения "понарошку", "как будто", "по правде". Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, "понарошку". Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало из-за н чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. И потребность в ней нужно удовлетворить не потому, что «делу время, потехе час», а потому, что играя, ребенок учится и познает мир.
Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма, даже тогда, когда малыш делает серьезное дело.
«Вся его жизнь – это игра» - сказал С. М. Макаренко. Дети играют в сюжетно – ролевые игры, настольно – печатные, дидактические. Самые любимые игры детей – это театрализованные. Эти игры пользуются большой популярностью. Дети с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Смеются вместе с героями, грустят, всегда готовы прийти на помощь. Используя театрализованные игры, мы развиваем у детей речевые навыки театрального исполнительства:
Формируем дружеские взаимоотношения,
Развиваем творческие способности,
Развиваем нравственно – этические качества,
Развиваем память и воображение.
Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра детей зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно игровую среду. Игрушка – это специально предназначенный предмет детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает ребенка к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, ребенку нужна кукла, врачом халат и атрибуты для игры, шоферу минимум как руль. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать сою роль. Правильно подобранная игрушка – серьезное дело.
Причины или проблемы: какими игрушками играют наши дети, как играют друг с другом… Почему дети не могут организовать себя на игру: часто дети бегают или просто ходят по группе не зная чем занять себя мешая другим. Мы еще раз хотим подчеркнуть авторитет родителей. Как бы ребенок хорошо не относился к воспитателю, авторитет - мама и папа.
Попробуем ответить на вопросы…
Вопрос : Сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребенка имеются разные игрушки, но он с ними не играет с ними?
1. Сами по себе игрушки ничего не будут для ребенка значить, если он не знает как и во что с ними играть. (садит космонавта на зебру) Игрушку надо обыграть вместе с ребенок, особенно если у него недостаточно опыта по поводу данной игрушки.
2. Подбор игрушек зависит от возраста детей и особенностей игры. на этикетках пишут возраст детей для которого предназначена игрушка и второй смысл это безопасность вашего ребенка если он будет играть с данной игрушкой. (детям до 3-х лет – берут в рот) .
Маленьким детям яркие, звучащие игрушки. Крупные по размеру, похожие на настоящие. Здесь игрушка – это друг ребенка. Детям 4-5 лет (наш возраст детей) особое значение приобретают предметы дополняющие игру (шапочки, сумочки, халатик, бинокль, руль и т. д.) . Развитие игры идет не от игрушки, а от мысли ребенка. Часто дети пользуются предметами –заместителями.
3. Детям необходимы игрушки, сделанные своими руками из природного и бытового материала. Дети любят играть камушками, листьями, тряпочками, куски железа и т. д. ( пример с бусами: готовые это красиво, а самодельные –это забота о другом. Развитие мелкой моторики, творчества, трудолюбия, усидчивости и радость от результата)
Вопрос : На что вы опираетесь в подборе игрушек?
Часто мы взрослые покупаем игрушки по своему усмотрению. Ориентируемся на цену, новизну, яркость. Если ребенку дарить часто и много игрушек, то его ничего не будет радовать, он с легкостью будет ломать и выбрасывать игрушки, зная, что ему купят новую. Если все игрушки однообразные, то это приведет к однородности сюжетов игры.
Просмотр презентации «Идеальная игрушка»
Вопрос : Каково ваше отношение к игрушкам – монстрам?
Игрушки-монстры могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданиям. Обилие страшных, пугающих, порой даже взрослых игрушек на прилавках наших магазинов сегодня стало для нас уже привычным. В моде всевозможные монстры, роботы, шумные и высокотехнологичные электронные игрушки. Покупая одну из них, родители часто не задумываются о том, какое влияние она может оказать на их малыша, и может ли игрушка, которая выглядит устрашающе, быть полезна для ребенка.
Страшные игрушки существовали во все времена. Однако, если обычные, нестрашные, игрушки служат для присвоения и выражения позитивного опыта малыша, то пугающие, отталкивающие игрушки нужны для обыгрывания негативных эмоций и событий из жизни ребенка. Отражая в таких игрушках собственную агрессию и страх, дети учатся их распознавать и контролировать. Еще одна важная функция страшных игрушек - нравственное воспитание малыша. Ребенку легче различать добро и зло, имея перед собой соответствующие яркие примеры из сказок. Совсем иначе обстоит дело с многочисленной и разнообразной категорией современных страшных игрушек. К ней относятся всевозможные монстры, роботы, киборги, устрашающего вида животные и насекомые. Обилие деталей, всевозможные технические навороты, делают образ игрушки привлекательным, но слишком сложным для понимания малыша.
Часто совершенно не ясно, что это за существо - человек, животное или вообще машина. Если для взрослого человека слова мутант и биоробот несут какую-то смысловую нагрузку, то маленькому ребенку, у которого только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут.
Что касается внутреннего, содержательного аспекта таких игрушек, то он полон противоречий. Большая часть подобных персонажей (Человек-паук, Шрек, Бэтмен, черепашки-ниндзя и прочие, несмотря на свою устрашающую внешность, относятся к добрым и хорошим. При этом основным их занятием (и это наглядно отражено в их внешнем облике) являются драки и борьба с очень похожими на них, но якобы злыми героями. Такая неочевидная связь внешнего и внутреннего доступна пониманию взрослого, уже сложившегося человека, но не маленького ребенка.
Главная опасность таких страшных игрушек заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Малыш, представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в их четком разделении и простой символизации в игрушке, страшные игрушки могут быть очень разными.
Но могут ли они быть полезными, нужны ли они ребенку - ответ на этот вопрос зависит от возраста вашего ребенка.
Конечно, полностью избежать присутствия игрушечных монстров в жизни малыша невозможно, но важно, чтобы эти страшные игрушки не преобладали в детской комнате. Важно, чтобы игра ребенка не превратилась в сплошную борьбу, сражение, убийство и чтобы злым и страшным героям противостояли хорошие и добрые.
А еще одними из самых популярных игр являются пальчиковые игры, которые развивают речь. Если они правильно организованы, то могут стать очень хорошим времяпровождением ребенка и взрослого.
А теперь я вам предлагаю одну из пальчиковых игр ваших детей.
• «Перекаты». Ребёнок перекатывает карандаш между пальцами (от большого пальца к мизинцу и обратно) поочерёдно каждой рукой.
• «Повтори движение». (Вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»). Взрослый садится напротив ребёнка и изображает пальцами одной руки какую-либо фигуру. Ребёнок должен повторить фигуру, сложив пальцы руки точно так же. Так как взрослый сидит напротив, ребёнок вынужден отразить фигуру зеркально. Если дошкольнику сразу это сделать сложно, то сначала можно потренироваться: взрослому сесть рядом с ребёнком, а не напротив него. Так малышу будет легче копировать положение пальцев.
• «Обведи по трафарету». Взрослый предлагает ребёнку наперегонки обводить по трафаретам квадратики, кружочки и т. д. Сейчас в продаже много различных трафаретов, но их можно изготовить самим.
• «Лабиринт». Ещё одна игра – продвигаться пальцем по нарисованному лабиринту. Лабиринты малыш и взрослый могут рисовать друг для друга, стараясь сделать их более запутанными.
• «Рисунок на крупе». Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и др.) или буквы.
• «Рисунок пуговицами». Взрослый подбирает пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладывает рисунок сам, затем просит малыша сделать то же самостоятельно. После того как ребёнок научится выполнять задание без помощи, можно предложить ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы.
• «Иголки». Ребёнок берёт круглую щётку для волос и катает её между ладонями, приговаривая: У сосны, пихты и ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Игра – задание, «Какие мы родители»
«Вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку» :
Если вы поступаете,так как сказано, то выставляете фишку красного цвета,
Если не всегда, то – желтого цвета,
Никогда – синюю.
Вопросы:
1. Вы каждый вечер уделяете время на игры с ребенком.
2. Слушаете рассказ ребенка об играх в детском саду.
3. Знаете любимую игру и игрушку своего ребенка.
4. Объясняете правила обращения с игрушкой, правила игры.
5. Часто дарите ребенку игры и игрушки.
6. Ремонтируете сломанную игрушку вместе с ребенком.
Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, то игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребенком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами. Ведь игра – самое прекрасное и интересное в жизни ребенка.
Вопросы для родителей
1) Как часто ваш ребёнок играет со своими игрушками?
2) Какие игрушки у Вашего ребенка любимые?
3) Включаетесь ли Вы с ним в игру, если он этого захочет?
4) Где и как хранятся игрушки, как Вы приучаете ребенка беречь их?
5) Часто ли ребенок ломает игрушки? Как Вы поступаете в таких случаях?
6) Как Вы относитесь к покупке игрушек для ребёнка?
Советуетесь ли при этом с ребёнком?
Родители поделятся опытом семейного воспитания.
Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну ДЕТСТВА!
(Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку)
Вот я палочкой взмаху- (действия выполняются по содержанию текста)
Загадаю чудо!
Всем родителям помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
Подарю вам ленточки (раздает резинки, заколки)
Подарю вам бантики!
Быстро наряжаемся
В поездку собираемся!
Паровоз давно вас ждет,
В страну ДЕТСТВА повезёт!
(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители становятся «паровозиком»)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук тук тук тук тук.
Тук тук тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну ДЕТСТВА
Всех привез!
1.-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять
Игра 1. «Разноцветные флажки»
- веселая, подвижная игра-разминка для детей, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.
Описание игры
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т. п.
Игра 2. «Разложи по коробочкам»
Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.
Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.
Описание игры : Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить. С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)
Вот я палочкой взмаху- (действия выполняются по содержанию)
Загадаю чудо!
Всем ребятам помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться
Подведение итогов собрания.
-Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии. (воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы)
Обратная связь:
-Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Ваши пожелания на следующее заседание семинара-практикума
Воспитатель: Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми различные игры
Решения родительского собрания
1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.
2 .Принимать активное участие в жизни детского сада.
Заключительное слово
Уважаемые родители!
Закончена игра! Она у нас
Рассчитана на один час,
Но, в сенсорную игру, народ,
Играйте дома круглый год!
Рефлексия
Просим оценить нашу встречу. На входных дверях в приё мной расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены- зелёный треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.