Папки-передвижки

Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание в семье и ДОУ»

Ильина Анастасия
Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание в семье и ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5» г. Сыктывкара

Родительское собрание

Тренинг

«Социально – нравственное воспитание дошкольников в семье и ДОУ»

Группа среднего возраста №10

Воспитатель : Ильина А. М.

Ноябрь 2021

Предварительная работа:

Публикация «Родительское собрание „Духовно-нравственное воспитание в семье и ДОУ“» размещена в разделах

1. Изучение литературы по проблеме социально-нравственного воспитания детей;

2. Подбор материала для НОД дошкольников по данной теме;

3. Оформление теоретического и практического материала.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами! На повестке дня – актуальный вопрос о социально-нравственном воспитании детей в семье и детском саду. Мы планируем обсудить с вами значение социально-нравственной составляющей в личностном развитии ребенка, а также разобрать способы и методы социально-нравственного воспитания детей, как в стенах детского сада, так и в семье.

Слайд №1.

В качестве эпиграфа к сегодняшнему мероприятию предлагаю следующие строчки:

«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».

Проблема нравственного воспитания – одна из сложнейших проблем воспитания в целом. Трудности социального развития детей объясняются тем, что:

- дети живут во взрослом мире и испытывают на себе разного рода неравенство: дефицит культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу;

-самостоятельная деятельность ребенка крайне регламентируется, либо протекает бесконтрольно, не получая достаточной поддержки для своего развития;

- потребность в общении со взрослым удовлетворяется далеко неполно;

- не каждый ребенок находится в благополучном положении обществе сверстников;

- сложное содержание понятия «социально-нравственное воспитание», которое определяет способы, методы, средства и формы работы с детьми.

В связи с этим необходимой и актуальной становится разработка проблем социально-нравственного воспитания школьников.

Слайд №3.

Считаю необходимым также обозначить критерии, по которым определяется актуальность воспитания социально-нравственных качеств ребенка:

1. В Концепции обновленного Российского образования отмечается приоритетность воспитания, объединенного с общим процессом развития ребенка. А в числе важнейших задач воспитания – воспитание нравственного самосознания.

Комментарий к первому пункту слайда №3

Общественная функция дошкольного образовательного учреждения заключается в обеспечении условий, развивающих у детей положительное отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.

2. Дошкольный возраст отмечается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок впитывает все человеческое: способы общения, поведения, отношения.

Комментарий ко второму пункту слада №3

Однако, путь этот долог, не всегда эффективен и не может быть осуществлен освоении мира. Поэтому роль взрослого «как социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Обратимся к терминологии. Дадим определения фундаментальным понятиям социально-нравственного самосознания.

Слайд №4

Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы, и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность задает поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выбранное личностью убеждение и в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе.

Слайд №5

Мораль – это традиционная содержательная форма общественного сознаний и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением.

Социальная суть морали проявляется в функции сдерживания или стимулирования поступков, составляющих поведение. С психологических позиций мораль способствует достижению психологического равновесия, гармонии в результате общественного одобрения одних поступков и осуждения других, а значит торможение асоциальных побуждений и действий.

Комментарий к слайду №5

Педагогическая функция морали состоит в том, что с её помощью дети осваивают мир социальных отношений.

Мораль, будучи внешней по отношению к детской личности социальной силой, обеспечивает процесс адаптации ребенка к общественной жизни, удерживает его в рамках господствующих норм и правил поведения. Таким образом, мораль – это отточенный поколениями нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека, воспринимаемый им не как догма, а как осознанная необходимость.

Слайд №6

Этика представляет собой прикладную философскую дисциплину, изучавшую мораль и нравственность, вобравшую в себя исторический опыт жизнедеятельности многих поколений, этнические традиции. Поэтому под морально-этическими подразумеваются качества, возникшие в процессе взаимодействия с другими людьми и природой, а личность – это нравственно-ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решения или действия, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.

Нравственное воспитание детей характеризуется двусторонностью: ребенок одновременно является объектом и субъектом педагогических воздействий и воздействий со стороны взрослых. Нравственное воспитание не может ограничиваться односторонним воздействием, оно предполагает постоянное внимание к внутреннему миру ребенка, к тому, как ребенок принимает внешние воздействия, насколько они становятся его внутренней сущностью, потребностью. Ребенок, активно вступая во взаимодействия с разнообразными факторами, воздействующими на него, как бы преломляет их, изменяя тем самым свое качественное сознание. В таком случае, задача научно-организованного процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы оптимально отбирать наиболее значимые, доступные дошкольникам требования, явления и обеспечивать их восприятие, формирование нравственных по своей сущности отношений ребенка. Таким образом, закономерность нравственного воспитания личности – это превращение внешних воспитательных воздействий (то есть знания, понятия, нормы общественного поведения, нравственное отношение к окружающей действительности, продуктам труда, к самому себе) в личностные убеждения и нравственные качества. Поэтому искусством воспитания считается умение проникать во внутренний психологический механизм образования представлений, эмоций, мотивов, отношений и направлять его в соответствии с задачами воспитания. А исходя из положения философии о том, что важным средством формирования личности является труд, включение труда в систему воспитательных воздействий является обязательным. Активными средствами нравственного воспитания является игра, быт, режим жизни и деятельности, общения и т. д.

Содержание нравственного воспитания

Слайд №7

Нравственное качество ( основные из них: гуманизм, коллективизм, патриотизм) включает в себя три основные компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравственное представление.

1 компонент – нравственные чувства. Высокая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость маленьких детей, обусловленные высокой пластичностью нервной системы, способствуют формированию характера, основы которого закладываются в первые 5 лет жизни ребенка. Впечатление, которые ребенок получает в эти года, оказываются наиболее глубокими, многие из них остаются в чувствах и сознании человека на всю жизнь.

Чувство радости у младенца проявляется не только от удовлетворения его органических потребностей, сколько от общения со взрослыми. Отсутствие условий возникновения положительных эмоциональных реакций в общении со взрослыми вызывает задержку эмоционального, нравственного, речевого, умственного и физического развития детей (советский психолог, доктор психологических наук и профессор М. И. Лисина и педагог, профессор Н. М. Аксарина).

В общении со сверстниками у детей формируются моральные чувства. Сначала возникает сопереживание радости, затем сопереживание горю. Такого рода эмоциональные состояния отчетливо проявляются у детей к 1,5 годам. На 3-4 году жизни под влияние чувств, переживаний, связанных с похвалой или порицанием взрослого, могут даже изменить свое поведение, решиться на определенный поступок (психолог и педагог Р. М. Римбург).

Дети дошкольного возраста способны испытывать сильное чувство привязанности в ответ на заботу и ласку. Уже на 3 году жизни у детей отчетливо проявляются индивидуальные свойства личности: общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, положительное или негативное отношение к товарищам (советский и российский педагог, доктор педагогических наук Г. Н. Година, педагог и психолог Дудникова С. А., Стародубова Н. А.). Как заметил Владимир Николаевич Мясищев (советский психиатр и медицинский психолог, исследователь проблем человеческих способностей и отношений, основатель ленинградской школе психотерапии, чувства эти не могут возникнуть путем «естественного вызревания». Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. К этим условиям относятся: положение его в семье, в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует.

Слайд №8

2 компонент – воспитание привычек нравственного поведения дошкольников. Нравственная привычка представляет собой полезную для общества и коллектива устойчивую форму поведения, выполнение которой становится жизненной потребностью человека.

Например, к простейшим нравственным привычкам относятся: гигиенические привычки. Привычка к порядку в вещах, к определенной последовательности жизни во времени, а также привычки организовывать повседневную разнообразную деятельность (быт, игра, труд, занятие, общение).

Культура поведения возможна только при том условии, что ребенок знает и понимает нормы и правила. Эффективность воспитания культурного поведения зависит от того, осуществляется ли оно на основе положительной мотивации. Галина Ивановна Щукина (советский и российский ученый в области педагогики, доктор педагогических наук, организатор образования, профессор) справедливо заметила, что ни страх, ни угрозы не способствуют выработке привычки, тяжелые переживания не подкрепляют собой сознания необходимости её подкрепления. Для того, чтобы дети освоили правила поведения, необходимо, чтобы взрослый систематически и обоснованно оценивал характер их выполнения.

Слайд №9

3 компонент – формирование нравственных представлений у детей. В результате оценки и поведения и подчеркивания положительных поступков взрослыми, у детей рождаются положительные чувства, желание и в дальнейшем поступать хорошо. Важно, чтобы неодобрение грубых шалостей и неэтичных поступков вызывало у них готовность исправить свое поведение.

Особую сложность у детей вызывает формирование представлений о явлении общественной жизни, о явлениях современной действительности и исторического прошлого. Конечно, представления, которые складываются у детей в этом возрасте, имеют весьма несовершенный характер. Это и понятно, так как детям дошкольного возраста недоступна хронология исторических событий, у них нет понимания социальных отношений прошлого и наличия географических представлений, вследствие чего происходит смешение представлений. В таком случае необходим строгий отбор доступных детскому пониманию элементарных знаний, которые должны быть сообщены в известной последовательности, чтобы у детей сложилось правильное понимание нашей действительности (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, В. Д. Бонтарь, Н. Г Капустина).

Главное, чтобы у детей возникли чувства и отношения, которые в условиях школьного обучения лягут в основу усвоения ими систематических знаний, исторических фактов и послужат основой дальнейшего развития патриотизма (С. А. Козлова, Э. К Суслова, Е. А. Казаева).

Слайд №10

Механизм нравственного воспитания

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществе овладения им.

Затем должно возникнуть желание, иными словами – мотив для приобретения того или иного нравственного качества, который влечет отношение к качеству, а отношение к качеству, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Знания и представления + Мотивы + Чувства и отношения + Навыки и привычки + Поступки и поведение = Нравственное качество

Слайд №11

Как и чем воспитывать нравственность в ребенке

Основными принципами социально-нравственного воспитания являются связь воспитания детей с жизнью, с современностью; воспитание детей в коллективе, требовательность к детям в сочетании с уважением к ним; учет возрастных и индивидуальных, половых особенностей; систематичность и последовательность.

Средства социально-нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, кино, видеофильмы, музыка. Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. На ребенка производят сильные впечатления работы художников, писателей, если они изображают мир дошкольниками реалистично и понятно.

2. Природа. Она дает возможность вызвать гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи.

3. Собственная деятельность дошкольников – это игра, труд, учения, художественная деятельность, обсуждение. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4. Окружающая обстановка. Атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания.

Методы нравственного воспитания

Методами нравственного воспитания называют способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами ребенка.

Ученые в области педагогики (В. Г. Нечаева) отмечают, что методы социально-нравственного воспитания можно условно сгруппировать.

Слайд №12

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения

Поощрение – это способ выражения общественной положительной оценки поступков, поведения. Поощрение положительных поступков показывает детям, каким должно быть поведение. П. содействует развитию у детей положительных моральных качества и вызывает стремление к их закреплению. Основными видами поощрения в семье являются одобрительные замечания, похвала, совместные с детьми игры, прогулки.

Одобрение – это сильнодействующий метод воздействия, одобрение поступков детей помогает им понять требования к их поведению и установить связь между требованием и формой поведения. Он заключается в том, что воспитатель выражает доверие к ребенку, раскрывает его возможности. Одобрение может быть выражено не только словом, но и жестов, улыбкой, мимикой.

Похвала – это способ выражение одобрения поступков и действий ребенка. Особенно благоприятно похвала действует на робких, неуверенных в себе детей. Она необходима тогда, когда ребенок стремиться стать лучше. Необходимо помнить, что поощрение в различных формах ценно тогда, когда ребенок переживает его как общественное признание своих успехов и страданий.

Демонстрация слайда № 14

Слайд 15

Применение этого метода требует соблюдения ряда требований:

1. Поощрение должно применяться с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других.

2. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением и старанием ребенка поступать хорошо. Очень важно замечать и малые достижения детей.

3. Не следует захвалить ребенка. В результате захваливания в детях развивается самомнение, они привыкают к постоянному вниманию взрослых и начинают недружелюбно относиться к успехам товарищей. Прежде чем поощрять ребенка, нужно подумать, в какой мере он заслуживает похвалы. При этом принять во внимание его возраст, степень личных усилий, общественное значение его хорошего поведения, его поступка.

Слайд №16

В работе с детьми иногда используется и наказание.

Наказание – необязательный метод воздействия, не за каждый проступок следует сразу же наказывать детей. Вначале можно использовать различные формы осуждения. При этом необходимо помнить: ничто так не содействует образованию плохой привычки, как отсутствие наказанности, контроля, отсутствие требовательности.

Замечание. Оно применяется тогда, когда поведение ребенка легко может быть выправлено и не наносит ущерба самому ребенку и другим детям (например, когда ребенок шалит во время одевания). Не стоит делать замечания много и часто: ребенок привыкает и перестает реагировать на них. Замечание, связанное с недостаточно усвоенным требованием к поведению следует сопровождать дополнительными разъяснениями или указаниями (как правильно и целесообразно поступить). Если требование детьми усвоено, но не выполняется, необходимо сделать замечание с предупреждением о последствиях поступка. В предупреждении должно должно заключаться требовательное предложение следовать в соответствии с правилами поведения (но не угроза).

Более серьезная форма осуждения – порицание. Оно заключает отрицательную оценку поведения (должно использоваться в старшем дошкольном возрасте, когда дети понимают его смысл и значение). Иногда порицание, высказанное ребенку и сопровождаемое беседой с ним, оказывает значительное воспитательное воздействие именно потому, что взрослый говорит с ребенком без свидетелей.

Наказание используется в том случае, когда треюуется энергичное прекращение, резкое торможение нежелательной, вредной для развития детей деятельности, торможение формирования отрицательных привычек поведения. Наказание вызывает чувство неудовольствия и удерживает от повторения поступка, развивает волю.

Слайд №16

В дошкольной педагогике выделяют следующие правила применения наказания:

o Сочетать уважение с требовательностью к детям;

o Не наказывать только по подозрению;

o Учитывать при выборе наказания вину ребенка, мотивы поступка;

o Наказание должно быть справедливым и осознаваться детьми как заслуженная мера;

o Оно должно следовать за поступком своевременно, после основательного выяснения обстоятельств;

o Не следует напоминать ребенку о ранее наложенном наказании без особой нужды;

o Недопустимо применять в адрес детей оскорбительные высказывания, это унижает их достоинство, вызывает комплекс неполноценности;

o Применяя наказание, принимать во внимание возрастные особенности детей;

o Главная задача наказания заключается в том, что оно должно ликвидировать возникший конфликт и не порождать новый;

o Не следует упрекать ребенка наказания, ни напоминать о них в дальнейшем: это вызывает озлобление у ребенка, то есть снижает положительное на него влияние.

К методу наказания следует относиться очень осторожно. Следует учитывать, что в современных условиях дети очень импульсивны, они эмоционально реагируют на любое наказание. Категорически запрещается использовать в качестве наказаний какие бы то ни было меры физического воздействия, давать резко отрицательные характеристики и применять наказания, унижающие ребенка.

Если же возникает необходимость наказать ребенка, то надо прежде всего выяснить причины поступка или плохого поведения. Частые наказания свидетельствуют о беспомощности взрослых.

Слайды №18-19 с упражнениями для самостоятельного выполнения родителей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание в семье и ДОУ»
Опубликовано: 6 февраля 2022 в 23:51
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание в семье и ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ильина Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД