Кристина Надарян
Родительское собрание для родителей будущий первоклассников «Первый раз в 1 класс»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 60 «ТЕРЕМОК»
для родителей будущий первоклассников
«Первый раз в первый класс»
Воспитатель: Надарян К. П.
Мытищи 2022
Цель родительского собрания :
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание для родителей будущий первоклассников „Первый раз в 1 класс“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации по данной теме.
Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Подготовить:
список детей на пост охраны и на дверь кабинета
анкета для родителей первоклассников
заявление на электронную карту ученика
список «К началу учебного года необходимо подготовить»
визитка
Ход собрания
1. Приветствие.
2. Самопредставление учителя.
Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.
Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.
Визитка
3. Анкетирование родителей (Приложение 1)
4. Презентация «Ваш ребёнок идет в школу»
Тема нашего собрания «Что такое готовность к школе?» Слайд 1
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей. Но вы должны понимать, что за первые 5 лет жизни человек получает большую часть всей жизненной информации. Т. е. больше, чем за последующие 50, 60, 70 лет! И то, на сколько подготовлен ваш ребёнок к школе, будет зависеть то, каким он станет.
Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит научить его читать, считать и писать. Конечно, научить ребёнка этому можно, но главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.
В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать, впереди ещё 3 месяца”.
Но прежде чем говорить о трудностях первоклассников, их причинах и способов профилактики и коррекции, я предлагаю Вам начать с теста “Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?” Слайд 2
Занесите свои ответы в табличку (результат тестирования будет известен только Вам) : если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой (Приложение 2)
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного
Результаты тестирования: Слайд 3
до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.
Давайте вернёмся к теме нашего собрания. Слайд 4
В жизни ребёнка немало сложных этапов. Но, пожалуй, больше нет ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялся весь его образ жизни, как при поступлении в школу. Преодолеть это испытание в один миг не получится, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Поступление в школу для ребенка – это стресс. Именно в первые месяцы обучения в школе организм ребёнка испытывает нагрузку, схожую по интенсивности и напряжённости с экстремальными ситуациями для хорошо тренированного взрослого человека. Социально-психологическая адаптация ребёнка к новым условиям обучения и воспитания у каждого проходит по-разному и может занимать по продолжительности от 1 месяца до года. Многие факторы участвуют в этом сложном для ребё нка процессе:
• психологическая готовность ребенка к школе
• здоровье ребёнка
• личностные особенности (характер и темперамент)
• особенности семейного воспитания и т. д.
Кроме того он должен привыкнуть:
• к новому взрослому, к коллективу;
• к новым требованиям;
• к повседневным обязанностям.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к обучению в школе включает в себя: Слайд 6
интеллектуальную готовность;
мотивационную готовность;
волевую готовность;
коммуникативную готовность.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ: Слайд 7
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются:
1. наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности
2. предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
3. сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения
Рассмотрим каждый фактор более подробно:
1. наличие у ребенка некоторого КРУГОЗОРА Слайд 8 -
К 6–7-и годам ребенок должен
ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Слайд 9:
внимания - уметь удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут,
памяти - способность к произвольному запоминанию,
мышления - мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями (уметь находить при сравнении разных предметов сходства и различия, уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам,
восприятия,
воображения,
речи и др.
3. сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения:
• МАТЕМАТИКА Слайд 10:
совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее.
• РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА:
ЧТЕНИЕ Слайд 11:
6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита. Но обычно к первому классу многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в звуки. Ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове: Слайд 12 пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква, называть в слове все звуки по порядку (не путайте букву со звуком - звук мы слышим, букву пишем). Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ Слайд 13:
Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их, делать выводы. Компании его сверстников предложите поиграть.
• ПРОСТРАНСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Слайды 14-21
Ребё нок должен хорошо ориентироваться в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Хорошо заучите право-лево.
Развивайте мелкую моторику рук, обратите внимание рук, а не руки. Рабочими должны быть обе руки.
У него должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4-5-летних детей. Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, но на их координацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих (уже последней) школьной готовности. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз.
Уверенному владению карандашом, ножницами способствуют:
лепка из пластилина и соленого теста
обведение по трафаретам и контурам
штриховка
оригами
работа с ножницами
шнуровка и плетение
работа с конструктором
работа со счётными палочками
рисование узоров по клеточкам
аппликации из природных материалов
Все виды деятельности ведущей руки полезны не только для формирования красивого каллиграфического почерка и беглого письма. Они также важны для формирования связной речи и мышления, так как речевые центры в коре головного мозга располагаются очень близко от центров, отвечающих за движения ведущей руки ребенка.
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ: Слайд 22 подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
Если ребёнок говорит, что хочет идти в школу, это ещё не значит, что у него сформирована мотивация. Это может быть ожидание новизны (новое место, дети, учитель, приобретение новых покупок, повышение статуса. Это ложная мотивация. Он должен, пусть еще и не полностью, но осознавать, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, должен принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения Важно также рассказывать детям о том, что именно значит, быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции школьника». Мотивационная готовность к обучению, или, как ее еще называют, познавательная мотивация, не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Внутренняя позиция школьника, то есть стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила, и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно.
Слайд 23
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и беситься вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.
ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ Слайд 24.
Речь у нас пойдет не столько об умении ребят слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребенка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить порученное задание (например, разложить книжки на полке или нарисовать картинку к прочитанному рассказу) разными способами. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру (в том случае если ребенок еще плохо знает буквы) в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. если ребенок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребенка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего учить его слушать ваши слова.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
способностей ставить перед собой цель,
принять решение о начале деятельности,
наметить план действий,
выполнить его, проявив определенные усилия,
оценить результат своей деятельности,
а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ Слайд 25.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе”. Не способен освоить огромную учебную информацию ребенок, с которым никто специально не занимался.
5. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Возможно, у некоторых из вас уже внутри назрел вопрос: “А что я могу делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?”. Специально для вас мы подготовили рекомендации и оформили их в виде буклета и списка литературы Слайд 26-27. (Приложение 3)
Мне хотелось остановиться на некоторых рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.
• Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у него, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы, посетите логопеда. Дефектные звуки не так безобидны. Они препятствуют автоматизированному навыку письма и чтения, мешают общению детей. Из-за дефекта речи дети комплексуют, менее активны на уроке. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу.
• Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
• Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.
• Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, надеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
• Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением
• С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.
Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.
6. Экипировка будущего первоклассника.
Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников – какие школьные принадлежности необходимы для ребёнка (Приложение 4).
1) Школьная форма:
• брюки, сарафан, юбка – тёмного цвета (синий, черный)
• однотонные рубашка, блузка, водолазка – светлого цвета
• жилет – бордового цвета (тканевый или трикотажный)
Зачем нужна школьная форма?
Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий. Форма дисциплинирует человека. Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться. Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе. Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид. Школьная форма экономит деньги родителей.
2) Сменная обувь (+ мешок под обувь).
Не менее важно подобрать обувь ребёнку. Сменная обувь – нет кроссовкам или резиновой обуви. Они применимы только по прямому назначению (спорт). Длительное их ношение приводит к повышенной потливости ног. Для сменной обуви приобретается специальная сумочка или мешочек.
3) В чём носить школьные принадлежности? Наш совет – ранец (желательно с ортопедической спинкой). Он позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, освобождает руки. Лучше выбирать лёгкие, прочные, морозоустойчивые (не затвердеет и не потрескается, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием. Задняя стенка плотная, хорошо прилегает к спине, «держит» позвоночник. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина 3,5-4см. Это важно! Рюкзак первоклассника должен весить не более полутора килограммов, иначе у вашего малыша может развиться сколиоз - в этом возрасте позвоночник состоит не из костей, а из хрящиков, которые не выдерживают сильного давления.
В портфеле всегда:
• Пенал (мягкий) – следить ежедневно за порядком
• Веер цифр
• Веер букв
• Клей
• Ножницы
• На ИЗО и технологию - клеёнка
4) Другие канцелярские товары
7. Знакомство с учебными пособиями (стенд с учебниками и рабочими тетрадями»
8. РЕЖИМ и ПРАВИЛА ШКОЛЫ
Провожать детей до дверей школы.
В школу не позднее 8.15, в классе к 8.25 уже быть готовым к уроку.
Сменная обувь обязательно.
4 дня – 4 урока, 1 день – 5 уроков, ГПД до 16.00 или 18.00
С
11. Итог собрания.
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.
Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.