Ираида Пильникова
Родительское собрание «Во что играют наши дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Во что играют наши дети?»
Время проведения: III-IV квартал.
Форма проведения: беседа с элементами практикума.
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Цели: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка; ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях; изучить игры на развитие внимание, личностных качеств ребенка.
План проведения:
1. Открытие собрание (игра «Разброс мнений»).
Темочки:
2. Педагогический всеобуч (представление родителям опыта семейного воспитания).
3. Анализ результатов исследования «Незаконченное предложение».
4. Практикум «Обучение родителей правилам организации игр, конверт «дружеских вопросов»
5. Путешествие по выставке игр и игрушек.
6. Самостоятельная работа родителей в микрогруппах.
7. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Эпиграф : «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В. Сухомлинский)
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1. Приготовить для родителей открытки-приглашения с указанием темы собрания (готовят дети с воспитателем).
2. Провести исследование игровых интересов детей и родителей с помощью методики «Незаконченное предложение» (приложение В).
3. Проанализировать результаты методики «Незаконченное предложение». Помощь воспитателю могут оказать члены родительского комитета, которые их анализируют, а один из родителей готовит сообщение об итогах этого небольшого исследования.
4. Провести беседу (индивидуальную работу) с теми родителями, которые могут поделиться опытом семейного воспитания средствами игры.
5. Подобрать книги и игры по теме собрания.
6. Написать к собранию девиз, оформить красочный конверт дружеских вопросов».
7. Оформить памятку для родителей с советами по проведению игр (приложение Г).
II. Организационный этап
1. На мольберте оформлен девиз собрания : «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять» (М. Горький, в котором выделены цветом ключе-вые понятия совместной игровой деятельности: «интерес», «удовольствие», «развитие».
2. На столе размещен красочно оформленный «конверт дружеских вопросов».
3. Оформлена выставка книг «Играем с детьми вместе», выставка игр и игрушек.
4. Подготовлены листы с описанием игр, карточки для проведения игры «Разброс мнений».
5. Подготовлен реквизит для игр: кубики, повязки для глаз, спички, различные предметы.
III. Этап педагогического всеобуча
1. Вступительное слово
Председатель родительского комитета открывает родительское собрание, объявляет повестку дня, знакомит с порядком его проведения.
2. Игра «Разброс мнений»
Воспитатель раздает карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить:
- Мой ребенок любит играть …
- Дома мы с детьми играем в игры …
- Эти игры могут научить ребенка …
3. Выступление воспитателя
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие игры вредны? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невеселые, агрессивные. Поэтому наша задача осторожно направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения. Научить детей играть – значит научить жить. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они – салки, казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские шалости, радости. Все они вместе со считалками, песенками, закличками – величайшее богатство нашей культуры, сохранялись и передавались из уст в уста.
- Кто из вас обучал, обучает, играет с детьми в игры, которые помнит с детства? Расскажите.
(Родители делятся семейным опытом.)
Игра – дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вы-растет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…» Эта мысль принадлежит А. Макаренко, замечательному педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры.
Обратите внимание на мольберт, на котором помещен девиз нашего собрания. Вы видите следующие слова: «интерес», «удовольствие», «развитие». Это ключевые слова понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.
- Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку?
(Высказывания родителей.)
Я с вами согласна. Игра- путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры – важное средство самовоспитания.
Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренирую свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшийся в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.
Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2 минут, но, если это игра «Море волнуется…», ребенок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.
Игра – это школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное пере-живание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости у другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению… Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.
Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельности, опреде-ляющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии.
В одном эксперименте (игра «Железная дорога) ученые сделали интересные выводы-наблюдения. В первом варианте игры дети были объединены вместе единой целью – пройти «железную дорогу», не нарушая правил, ведь пострадает «машинист» команды. «Железная дорога» словно объединяет детей, создавая для них общее поле взаимодействия, переживаний, общий эмоциональный настрой. При этом дети сдвигаются поближе, у некоторых появляется непроизвольное движение поддержать, помочь неумелому. Они сопереживают удачам и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!», успокаивают («Не бойся, мы с тобой!»).
А во втором варианте игры «Железная дорога» цель осталась прежняя, но задания выполнял каждый единолично, не зависимо от других детей. Совсем другой результат! Сочувствия как и не бывало! Каждый озабочен собственными успехами и ему недосуг подумать о товарище. Дети, хотя и вместе делают общую работу, но не связаны между собой. Вырастает взаимное равнодушие.
И еще одно наблюдение: чем выше у ребенка интеллектуальные умения, тем ниже его спо-собность к сорадованию. Это значит, сорадуются добрые, но глупенькие дети, причем доброта убывает по мере «прибавления ума», а мы так хотим, чтобы наши дети были умными и, конечно, не за счет доброты и сердечности. А вот общая возрастная картина такова: от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту отзывчивость детей к беде другого возрастает, а способность радоваться за другого резко падает. К 10 годам о сорадовании уже, увы, говорить не приходится! Куда оно исчезает? Скорее всего, это итог изъянов воспитания. Этому и нужно учить. Как? Через игру!
IV. Анализ результатов социологического исследования
Воспитатель. О результатах анализа «Незаконченное предложение» нам сообщит психолог…
(Особое внимание в выступлении следует уделить проблемам воспитания детей в семье игровыми средствами.)
V. Этап проведения практикума «Обучение родителей правилам организации игр»
Воспитатель. Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственную компетентность, другие – ловкость, силу (подвижные игры, игры-эстафеты, третьи – конструкторские навыки (конструктивные игры) и т. д. Сегодня вы познакомитесь с играми развивающего характера, воздействующими непосредственно на психологические качества личности ребенка, в которые вы сможете поиграть со своим ребенком дома. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального под-хода. Но существуют и общие правила.
(Ведущий обращает внимание родителей на Памятку с советами по проведению игр (приложение Г).)
Творческая игра так захватывает ребенка, он испытывает наслаждение от появления новой фантазии. Ребенок играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, каждую минуту своей жизни, и в самую неподходящую (с нашей точки зрения) минуту. Мы торопимся в детский сад, а он плетется еле-еле и что бормочет: он играет в разбойников. Будем очень осто-рожны, видя маленького, захваченного игрой. Ни одна мама не разбудит ребеночка толчком, но еще опаснее неосторожным движением будить ребенка, погрузившегося в игру, как в сон. Когда маленький играет на полу, а вы проходите мимо, то вся забота – не встретиться с ним взглядом, потому что и взгляд – вмешательство, и взгляд может превратить коня в палку, и не так-то легко совершить потом обратное превращение палки в коня.
Заканчиваете игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыра-жения каждого ребенка.
VI. «Конверт дружеских вопросов»
Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут карточку из конверта, читают вопрос и отвечают на него.
Примерные вопросы на карточках:
- Можно ли играть с детьми в карты?
- Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
- Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?
VII. Выставка игр и игрушек
Воспитатель. Итак, мы разобрались в том, как играть с детьми. Давайте теперь совершим «экскурсию» по выставке игрушек ваших детей. Игрушки самые разнообразные! Вот настольные игры, шахматы и шашки, логические головоломки, конструкторы – замечательно! Они предоставляют огромную возможность папе или дедушке организовать интересный досуг со своим ребенком.
О том, как это делается в семье (фамилия, расскажет папа… (имя, отчество родителя). Рассказ папы об использовании игры в шашки, шахматы в воспитании и развитии своего сына
А это миниатюрные наручники и резиновая дубинка. Вы думаете, что ориентируете ребенка на профессию полицейского? Вы скажете, а как же мы играли игрушечными мечами и саблями? Когда-то сынишка, получив в подарок игрушечный меч, тотчас направился в темную комнату и через несколько минут вышел из нее счастливо улыбаясь: «Он убежал, Бармалей!» Игрушечный меч оказался грозным орудием против страха темноты.
Барби, Синди – куклы ваших дочек. Кто они для них? Подружки? Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, скорее всего, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом. Чем подменяется образ материнства? Вспомните, как были нам дороги малюсенькие куколки, которых мы одевали, баюкали… Мы знали и пели колыбельные песни, а ваши дочки?
(Рассказ мамы о семейном изготовлении народных игрушек – кукол.)
А электронные игрушки? Это ведь вред здоровью наших детей (близорукость, косоглазие, нервные тики) Нельзя не затронуть также проблемы негативного воздействия телевизора, видео, компьютера на психику ребенка. Психологи утверждают, что во время игры ребенок часто переживает чувство страха и нервного напряжения, увеличивается количество адреналина в крови и учащается сердцебиение. Компьютер отчасти способен заменить личную жизнь. Где же общение с семьей, со взрослыми, игры со сверстниками?
Хочется познакомить вас с книгой Е. Гельфана, С. Шумакова «От игры к самовоспитанию». Эта книга поможет развить у ребят память, внимание, быстроту реакций, творческие способ-ности и многое другое. С некоторыми играми мы с вами сегодня и познакомимся.
(Работа родителей в микрогруппах. Родителям раздают листы с описанием игр. Они знакомятся с их содержанием и проигрывают их (приложение Д).)
Выбрать нужную вам игру поможет выставка книг «Играем с детьми вместе».
(Обзор выставки книг)
VIII. Подведение итогов родительского собрания
В конце встречи мамам и папам вручается памятка с советами по проведению игр, которая рассматривается в качестве решения родительского собрания.
Воспитатель. И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.