Валентина Соколова
Проект «Родительское кафе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Родительское кафе»
Автор: Соколова Валентина Федоровна,
Воспитатель ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня»
г. Санкт - Петербург
Основная цель создания таких кафе состоит в повышении психолого - педагогической компетентности родителей и в изменении вектора направленности деятельности специалистов системы образования – профессионал в поле родителя и для родителя. Площадкой реализации проекта стала школа № 43г. Архангельска
Публикация «Проект „Родительское кафе“» размещена в разделах
Цель проекта - повышение ответственности родителей в области воспитания детей через совместную деятельность в родительском кафе.
Задачи родительского кафе :
• повышение психолого-педагогической компетенции родителей в области воспитания;
• приобретения родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей, развитие воспитательных ресурсов, навыков самопомощи через непосредственное сотрудничество родителей друг с другом;
• формирование способности предупреждать появление сложных кризисных ситуаций, связанных с воспитанием подрастающего поколения;
• развитие непрерывных отношений с детским садом с целью оказания педагогической поддержки родителей;
• оптимизация детско-родительских отношений;
• развития потребности к самосовершенствованию через воспитание своих детей.
Правила работы нашего кафе :
• Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
• Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
• Говорите открыто и от всего сердца.
• Слушайте, чтобы понимать.
• Связывайте и соединяйте идеи.
• Получайте удовольствие от общения!
• Кто бы ни пришел – это те люди, которые нужны.
• Чтобы ни случилось – это единственное, что может произойти.
• Когда бы это ни началось – это правильное время.
• Когда это закончится – тогда и закончится.
Принципы организации работы:
• добровольность участия;
• приоритет интересов родителей;
• открытость;
• партнёрское общение;
• свобода и ответственность за выбор варианта решения своей актуальной проблемы;
«Родительское кафе» - это своеобразный консультативный центр, где можно обсудить возникшие трудности воспитания, приобрести опыт группового взаимодействия. Ключевые слова: психологическое сопровождение семьи, групповой подход, проект, родительство, «Родительское кафе».
Известно, что будущее общества — это сегодняшнее состояние родительства. Но, к сожалению, сегодня отмечается рост родительской безответственности, вытеснение ценностей родительства (материнства и отцовства). Поэтому необходимо осуществлять поиск новых форм работы с родителями, ведь воспитание ребенка следует начинать с воспитания его родителей. Такой новой формой можно считать Родительское Кафе. Родительское кафе и создавалось для свободного общения родителей, детей и педагогов. На первом же собрании предложила родителям эту идею. Большинство родителей поддержали мою инициативу. И уже в феврале 2017 года состоялась презентация родительского кафе в новом составе. День рождения Родительского кафе 21 февраля 2017 г.
Но такое отношение родителей к проекту, да и ко мне, как к новому человеку, появилось не сразу. Сейчас вспоминаю настороженность родителей : взвешивались аргументы «за» и «против», ведь многим это представлялось новой дополнительной обязанностью. Но я чувствовала, что идея создания кафе заинтересовала, как сторонников, так и сомневающихся.
Ключевым был вопрос: «Нужно ли нам использовать чужой опыт в работе с родителями?». В рамках подготовительного этапа была разработана анкета по изучению отношения родителей к проекту, проанализированы полученные результаты. В анонимном анкетировании приняли участие 28 родителей (некоторые пришли парами) группы № 3 «Ромашка», из которых 62% имели положительное отношение к проекту, 38 % - нейтральное. Большинство родителей (53%) выразили готовность содействовать реализации проекта, остальные (47%) на момент опроса еще не определились с желанием оказывать помощь в реализации проекта.
Опираясь на свой прежний опыт подобной работы, я была уверена в конечном результате. Я знала, что очень скоро если не все, то большинство родителей с удовольствием будут посещать наши встречи в «Родительском кафе» и принимать в них самое активное участие. Так это и произошло. Сейчас наше кафе посещают целыми семьями! Приходят не только родители, но и бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, родственники.
Есть и инициативная группа родителей, роль которой заключается в создании условий для работы нашего кафе. Эта же группа занимается переводом «родительских идей» в конкретный план действий, который реализуется родителями уже самостоятельно, например, «Экскурсия выходного дня»; посещение семьи ветерана, посещение памятных мест - в рамках проекта «Я помню! Я горжусь!». В Родительском кафе ведется работа по коррекции, прежде всего, родительского, а не детского поведения. Как гласит английская народная мудрость: «Не воспитывай своих детей, они все равно будут похожи на тебя. Воспитывай себя!»
На начальном этапе работы предложила родителям обозначить темы для обсуждения в «Родительском кафе», которые были бы им интересны. Как оказалось, многих интересовали такие темы, как «Наказание и поощрение», «Роль отца в воспитании детей», «Психологические особенности детей дошкольного возраста», «Влияние «гаджетов» на ребенка», «Как правильно наказывать ребенка за непослушание».
«Родительскому кафе» уже год! За этот период проведено 14 встреч в нашем кафе. Сформировался постоянный состав посетителей. Наверное, самым важным достижением стало то, что, наконец – то пришло осознание того, что тебя здесь рады видеть, здесь тебя хотят услышать и помочь такие же родители. На сегодняшний день я могу говорить, что у нас появилась группа активных родителей, которые участвуют в жизни как нашей группы, так и детского сада, занимают активную жизненную позицию.
В родительском кафе нашей группы продолжали проходить регулярные встречи с родителями на темы :
• «Как справиться со своими отрицательными эмоциями при общении с ребенком?»
• «Правильно ли я воспитываю своих детей?»
• «Что значит быть хорошим родителем?»
По инициативе родителей прошла встреча с психологом детского центра развития ребенка. Среди родителей, постоянно посещающих кафе, появились те, которые распространяют педагогические знания относительно воспитания детей, организующие мастер – классы, инициирующие развитие форм работы родительского кафе. Так, состоялись занятия с родителями и их детьми по оптимизации детско-родительских отношений, встречи на тему: «Роль игрушек в жизни ребенка», «Родительская любовь не навреди!». На таких занятиях родители учатся управлять своими негативными эмоциональными состояниями, решать сложные педагогические ситуации, конструктивно общаться со своими детьми.
Дальше – больше! Меня всегда задевала и возмущала классическая для большинства случаев фраза: «Какая мама, такие и дети». А где папа? Без хороших отцов нет полноценного воспитания. Папа для ребенка не только любимый человек, но и образец мужчины, символ мужественности. Отправной точкой создания Совета отцов тоже стало «Родительское кафе». Чем больше родителей - мужчин приходили сюда, тем больше они понимали, что надо общаться с детьми, подключаться к работе кафе. А потом уже мужчин набралось так много, что встал вопрос: «А не пора ли им объединиться в новую воспитательную единицу?» Так появился «Совет отцов».
Но, пожалуй, самым любимым видом деятельности в «Родительском кафе» являются мастер – классы для родителей по изготовлению поделок из прикладных материалов. Изготовляя поделку своими руками, человек вкладывает свою душу, свое отношение к миру, свое настроение. Родителей и детей это увлекает, вдохновляет на творчество, приносит радость и удовольствие.
За период существования кафе их было проведено несколько.
• «Мастер – класс «Чаепитие по русски»
• «Мастер – класс «Птица счастья»
• «Мастер – класс «Кукла – пеленашка»
• «Мастер – класс «Расти, коса до пояса»
• Оформление группы в рамках кафе
А мастер – класс «Расти, коса до пояса» вызвал небывалый интерес! Заплетали косички не только мамы, но и папы принимали в этом самое активное участие! Удивительно, как старательно, с особой осторожностью и нежностью завязывали папы бантики своим девчонкам! Все занимались одним делом, на лицах сияла улыбка!
Итак, было очевидно, у родителей и детей сформировалось положительное отношение к проекту, родительское кафе стало центром повышения психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, созданы условия для развития воспитательных ресурсов родителей, непрерывных отношений с детским садом. Удивительным стал и тот факт, что родители, посещающие кафе, начали по собственной инициативе проводить мастер-классы для родителей и детей, оказывать необходимую помощь. Я верю в то, что другие образовательные учреждения последуют нашему примеру!
Главное, что родители понимают, что воспитание детей зависит, в первую очередь, от них самих, и они порой не знают, как поступить в той или иной ситуации. Теперь родителям в этом помогают знания, которые они получают на занятиях в рамках родительского кафе. Кафе и называется родительским, потому что работает для родителей и с их помощью. И родители это отлично понимают. А еще, я думаю, они понимают, что основная цель кафе - помочь родителям в воспитании детей, а не организация досуга.
Результат такой работы был налицо. А мне хотелось большего! Я предложила родителям в рамках «Родительского кафе» взяться за целый проект! Проект по патриотическому воспитанию. Все без исключения родители поддержали мою идею! Поэтому одно из направлений деятельности работы «Родительского кафе» - патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у ребенка любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Так, в рамках кафе появился и успешно реализуется проект «Я помню! Я горжусь!», направленный на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории. Все родители понимали, как важны занятия с детьми именно в этом направлении!
Создание проекта «Я помню! Я горжусь!» предполагал привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию дня Победы.
Работа была проделана огромная. Благодаря родителям была создана книга памяти, в которой собраны данные о ветеранах Кировского района, их фотографии.
Все участники с таким энтузиазмом взялись за дело, так увлеклись работой, что останавливаться на достигнутом не собираются! Проект подходит к концу, но наши родители намерены продолжить собирать информацию о судьбах жителей Петербурга.
Об этом направлении работы нашего кафе мне хотелось бы рассказать более подробно.
Актуальность проекта :
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у дошкольников любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Прошло уже 70 лет со дня Победы советского народа над фашистской Германией, и среди людей есть такие, кто считает, что всё пережитое человечеством нас не касается. Касается! Наши дети должны понять, что любой фашизм – угроза человеческому достоинству и праву каждого человека на свободу. Повторюсь, но родители понимали, как важно вести работу в этом направлении. Так в нашей группе начал реализацию проект «Я помню! Я горжусь!». Создание проекта направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагал привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Проект позволил провести целую серию мероприятий, объединенных одной целью – подарить ветеранам внимание, собрать информацию о них, тем самым прикоснуться к истории Петербурга. Ведь история – это не только даты, имена и скупые фразы учебников. История – это жизнь обычного человека, его эмоции и переживания, пожелтевшие фотографии в семейном фотоальбоме. Мы не задумываемся, что на улицах нашего родного района некогда разворачивалась история. Собственно говоря, она и сейчас продолжает там твориться. Но для нас это всего лишь «вчера», «сегодня» и «завтра». Наши дедушки и бабушки родом из другой эпохи, другой страны. Мы даже не задумываемся, что на их жизнь пришлись события, о которых мы знаем лишь из исторических фильмов. Мы едва сможем вспомнить что-то о войне, репрессиях, первых пятилетках. А для наших стариков это было частью их повседневной жизни, такими же «вчера», «сегодня» и «завтра».
Такой взгляд на историю очень важен, а главное – уникален.
Именно с целью запечатлеть события жизни уходящего поколения, подарить ветеранам внимание, которое они так ценят, и был создан проект «Я помню! Я горжусь!». Воспитание памяти о своем роде, своей семье, о себе самом – начало воспитания такого человека, который понимает, как тесно соприкасаются события семейной истории с жизнью всего народа, страны, города с жизнью других людей. 1. Цели и задачи проекта :
Стратегическая цель – воспитание гражданина и патриота своей Родины, готового и способного отстаивать ее интересы, развитие физических и нравственных качеств у дошкольников, необходимых будущим защитникам Отечества.
Обучающая цель: ознакомление дошкольников с решающими событиями Великой Отечественной Войны, музыкальными произведениями, посвященными ВОВ, формирование интереса детей к истории страны через личное, семейное прошлое;
Воспитательная цель: воспитание у дошкольников патриотических ценностей и норм современного гражданского общества
Развивающая цель: формирование исследовательских, социально-личностных и коммуникативных компетентностей детей и родителей (законных представителей) через сотрудничество и организаторскую деятельность, путем включения в мероприятия гражданско-патриотической направленности.
Основные задачи работы «Родительского кафе» в рамках проекта «Я помню! Я горжусь» : 1. Изучить семейный архив; узнать были ли в семье родственники - участники ВОВ; подобрать фото и документы (в рамках проекта Родительского кафе). 2. Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности; 3. Пробуждать интерес к прошлому нашего города, района, страны; 4. Прикоснуться к истории г. Санкт – Петербурга, подарить ветеранам внимание,
знать и помнить, какой ценой далась нам Победа, стремиться, чтобы эта память жила в веках. 5. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области патриотического воспитания. 6. Развитие воспитательных ресурсов семьи, навыков самопомощи через непосредственное сотрудничество родителей друг с другом, а также потребности к саморазвитию через воспитание своих детей Источники информации: Для достижения поставленных задач были использованы различные источники информации: изучение и обобщение документов, связанных с периодом Великой Отечественной войны, которые сохранились в семейных архивах, систематизация фотоматериалов, семейных реликвий. Проанализировали базы данных интернет-сайтов: «Память народа», «Солдат. ru», «Бессмертный полк». Объект исследования: события Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Предмет исследования: конкретные семьи воспитанников группы № 3 «Ромашка» ГБДОУ № 25 в годы войны.
2. Содержание проекта
Описание работы по проекту. В основе работы лежит овладение всеми участниками проекта умениями создать проект и реализовать его. Вся деятельность строится на добровольности и желании, взаимном уважении. Каждый выполняет посильную часть общего дела и привлекает для оказания помощи необходимых ему людей.
Целевая группа проекта : Участниками проекта являются дошкольники группы № 3 ГБДОУ № 25, родители (законные представители, интересующиеся историей своей Родины, своей семьи, люди пожилого и пенсионного возраста, участники ВОВ.
Продолжительность проекта : Проект долгосрочный. Продолжительность – 1 год (май 2017 – май 2018 гг.) Основные этапы реализации проекта : Работа над проектом проводится в три этапа: I этап – подготовительный:
• поиск и сбор информации о членах своей семьи, живших во время войны, подбор фотографий;
II этап – основной:
• оформление тематического стенда и его использование для бесед с дошкольниками;
• конкурс презентаций «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
• конкурсы рисунка и плаката: «Салют над городом в честь праздника Победы»;
• «Мы за мир» (конкурс рисунков на асфальте);
• «Война в истории моей семьи».
III этап – Заключительный: соединение разрозненных материалов воедино, оформление и презентация проекта «Я помню! и горжусь!»
Формы работы по военно-патриотическому воспитанию:
• беседы, посвященные событиям Великой Отечественной Войны;
• участие в концертах, выставках, посвященных памятным историческим датам
(в рамках проекта «Родительское кафе»)
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Задачи по взаимодействию с родителями :
• усиление ответственности родителей в области патриотического воспитания детей через совместную деятельность в группах:
родители-родители,
родители - дети,
родители – воспитатели, специалисты образовательных, социальных и культурных учреждений.
• Создать условия для воспитания патриотизма и уважения к старшему поколению через расширение знаний о семье и родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области патриотического воспитания в рамках проекта «Родительское кафе»
• Приобретение родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с патриотическим воспитанием детей.
• Развитие воспитательных ресурсов семьи, навыков самопомощи через непосредственное сотрудничество родителей друг с другом, а также потребности к саморазвитию через воспитание своих детей
Формы работы:
• совет отцов
• мастер-классы для родителей и детей
• консультация для родителей
• кукло - терапия
Описание деятельности в ходе проекта :
• проведение исследовательской работы в музее «Народного ополчения»
• сбор информации о тружениках тыла, блокадниках и участниках ВОВ
• участие в фотовыставке «Я горжусь своим прадедом»
• изготовление подарков для ветеранов и детей войны участниками проекта «Родительское кафе»
• экскурсии к памятным местам
• презентации
Ожидаемые результаты:
• сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
• получение понятных дошкольникам необходимых представлений о детях – героях и героях ВОВ, подвигах, которые они совершили.
• осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
В заключение хочу сказать, что такой метод работы действительно очень и очень действенен! Родительское кафе дает уникальную возможность в непринужденной обстановке за «чашечкой чая» не только общаться друг с другом, но и знакомиться с опытом других родителей, что позволяет лучше понимать своего ребенка, видеть его творческие способности. Зачастую родителей сложно вызвать на разговор, и доверительные отношения, которые царят в «Родительском кафе», помогают решить многие проблемы. Работа в родительском кафе помогает всем сблизиться, лучше понять друг друга, создать благоприятную атмосферу для развития детей.
За этот короткий год активной работы проект помог многим семьям решить их проблемы. Мои дорогие родители осваивают навыки управления такими негативными эмоциями, как обида, вина, стыд, зависть, гордость и гнев. Доказательством того, что наше кафе является успешно работающим можно назвать появление у родителей общего опыта, накопление потенциала самостоятельного решения своих проблем, ответственность за себя и за выполнение своих родительских функций. Как считают сами родители, после посещения встреч в Родительском кафе их уровень готовности к саморазвитию становится значительно выше, появляется самоуверенность и интерес. Я считаю, что родительское кафе должно быть в каждом детском саду и в каждой школе. Ведь воспитание детей зависит, в первую очередь, от родителей, а они порой не знают, как поступить в той или иной ситуации. Совсем недавно к нам в группу поступил «новенький» мальчик. Его мама была очень удивлена, когда ее пригласили на мастер – класс в рамках «Родительского кафе». В ее глазах было недоумение и вопрос: «А что же это такое, «Родительское кафе?» Мне очень понравился ответ одной из мам воспитанника группы. «Обязательно приходите! Если вы ещё сомневаетесь идти или нет в кафе, назову несколько причин, почему стоит хоть раз посетить НАШЕ кафе : во-первых, вам здесь всегда рады. Во-вторых, здесь можно получить консультацию по любому вопросу, поговорить с воспитателями о своём ребёнке, задать вопросы заведующей или старшему воспитателю. В-третьих, можно интересно провести время со своим ребёнком. В-четвертых, найти новых друзей, отдохнуть от домашних дел и,
форм и методов организации воспитания позволяет добиться того, чтобы обеспечить личностную самореализацию как родителей, так и воспитанников.
Можно много говорить о невоспитанности современного поколения, можно разрабатывать всевозможные программы по культурному развитию детей и заставлять их иногда им следовать. А можно пойти по новационному пути и заняться предотвращением различных проблем, возникающих в жизни детей и их родителей. А еще я поняла, что родители лучше слышат и понимают друг - друга. Ведь педагог ограничен этикой, он не может давать критических замечаний. А родитель родителю может сказать : «Что ты делаешь? Почему ты так поступаешь со своим ребенком?» И он обязательно будет услышан. Более того, воспитание детей следует начинать с воспитания родителей.
Мы можем сколько угодно на занятиях объяснять ребенку, что такое, например, классическая музыка, какую роль она сыграла в мировой культуре. Говорить, как она прекрасна. Но когда ребенок придет домой и включит концерт симфонического оркестра, кто-то из взрослых обязательно переключит канал, например, на спорт или сериал. И хорошо, если без ехидного комментария. Как в таких условиях можно привить ребенку любовь к искусству? Поэтому каждому родителю начинать следует с себя, ведь его ребенок точно не родился равнодушным человеком. Он просто копирует поведение окружающих.