Кулешова Анна
Родительский лекторий «Принципы казачьей семейной педагогики. Воспитание в труде»
▼ Скачать
Родительский лекторий: «Принципы казачьей семейной педагогики. Воспитание в труде».
Цель: Раскрыть особенности традиций и заповедей донских семей прошлого.
Задачи: Развивать интерес к прошлому своей семьи, семейным принципам. Продолжить знакомить с обычаями и традициями казаков.
Показать роль казачества в воспитании молодого поколения.
Публикация «Родительский лекторий „Принципы казачьей семейной педагогики, Воспитание в труде“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.
Ход мероприятия:
Казачка: Здравствуйте гости жданные, званные и желанные! Сегодня мы с Вами собрались на родительский лекторий, его тема: «Принципы казачьей семейной педагогики. Воспитание в труде».
Семьи у казаков были большие, у них было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?
Родители: С уважением относится к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо быть честным и скромным. Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. Защищать от врагов свою Родину.
Казачка: Правильно. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. А как на Дону обращались к отцу и матери?
Родители: К отцу и матери обращались только на Вы.
Казачка: А вы знаете, как воспитывали в казачьих семьях девочек и мальчиков?
Родители: В строгости и послушании.
Казачка: Правильно, но чтобы узнать по подробнее нам придется послушать рассказ о временах далёких и не очень, о том, как жили казаки и воспитывали маленьких казачат. Ну как, хотите слушать мой рассказ?
Родители: Да.
Казачка: В семье казака появился малыш. Ему были все рады. Первыми пелёнками для него служили рубашки отца, так как они были своего рода оберегом, т. е. защищали малыша. Новорождённого крестили в церкви.
В один годик крёстный сажал мальчика на коня на шёлковый платок и провозил вокруг церкви три раза. Если ребёнок хватался за гриву, быть казаком, расплачется – казака не будет, а упадёт – быть убитому в бою. Эту весть крёстный держал в тайне.
Мальчика стригли в первый раз в годик. Волосы сжигали в печи. (Этот обычай сохранился во многих семьях до сих пор).
В семь лет мальчика стриг крёстный. У казаков дом делился на женскую и мужскую половину. До семи лет мальчик жил с мамой в женской половине дома. Мальчик брал с собой постель в мужскую половину, а старшие братья проверяли, что он несёт. Если находили перину и подушку, то заставляли оставлять их женщинам. С этого времени начиналась подготовка мальчика к суровой мужской жизни; надо было спать на соломенном матраце и без подушки.
Когда казачок в семь лет переходил на мужскую сторону дома, наступало время для запрета ругать его женщинами. С семи лет он становился защитником семьи. Уезжая из дома, отец всегда наказывал сыновьям, чтобы они берегли женщин и защищали дом. В семье старались поддерживать эту роль для воспитания настоящего защитника.
Кормильцем родителей был самый младший сын, он даже после женитьбы не отделялся от родителей.
Девочку задаривали с младенчества подарками, а мальчикам совсем не дарили подарки, как напоминание о том, что мужчина не должен ждать ни от кого подарков, а ему необходимо всё зарабатывать своим трудом. Мальчиков учили дарить подарки девочкам.
Ой, совсем забыла, хлеб-то в казачьей семье имел право резать только мужчина, причём самый старший во время приёма пищи. Мальчики начинали резать хлеб с семи лет.
А я вам расскажу о том, как жили маленькие казачки.
В казачьей семье к девочкам и женщинам относились с любовью. В её жизни были праздники первого бантика, первой косички, первого платочка. Великое почтение было к волосу женщин, потому и были связаны с ним праздники. Когда только у девочки вырастали волосики, на которые можно было завязать бантик, праздновали праздник первого бантика. Праздновали его на женской половине дома с приглашением женщин семейного рода и обязательно крёстной матери. Девочку одаривали разными сладостями и подарками, среди которых обязательно были и бантики.
Волос у девочки рос и вырастал до длины, которая позволяла заплести первую косичку. Это и было время для празднования этого праздника. В три года в жизни каждой девочки отмечали праздник первого платочка. Возраст трёх лет считался удачным началом религиозного воспитания. В это время её вели в церковь, рассказывали доступные для неё библейские истории. С 4-5 лет девочка понарошку, сначала для куклы, а потом всерьёз начинала готовить себе приданное (пояснить слово «приданное»).
Девочку с 4-5 лет приучали к женским ремёслам: вышивке, мережке, вязанию крючком и спицами, лоскутная техника, ковроткачество, ковроплетение, Петриковская роспись, изготовление пряников, цветоделанье. А покровительницей ремёсел всегда считалась Параскева-Пятница.
Казачка: Как определяли казаки, будет ли малыш настоящим казаком?
Родители: В один годик крёстный сажал мальчика на коня на шёлковый платок и провозил вокруг церкви три раза. Если ребёнок хватался за гриву, быть казаком, расплачется – казака не будет, а упадёт – быть убитому в бою. Эту весть крёстный держал в тайне.
Казачка: Когда мальчик-казачок переходил на мужскую половину?
Родители: В семь лет.
Казачка: Кто считался в семье казаков защитником дома?
Родители: Младший сын с семи лет.
Казачка: Кто резал хлеб в казачьей семье?
Родители: Самый старший мужчина.
Казачка: Какие праздники были в жизни маленькой казачки? С чем они связаны?
Родители: С первым бантиком.
Казачка: Когда ребёнка вели первый раз в церковь?
Родители: С трёх лет.
Казачка: Дарили ли мальчикам подарки?
Родители: Нет.
Казачка: Почему?
Родители: Потому что мужчина не должен ждать ни от кого подарков, а ему необходимо всё зарабатывать своим трудом. Мальчиков учили дарить подарки девочкам.
Казачка: А что дарили девочкам?
Родители: Бантики и сладости.
Казачка: С историей казачества дети знакомились в семье, где передавались от старших примеры ратных подвигов. Главный девиз казаков: «За Веру, Царя и Отечество» был определяющим в воспитании казака с детских лет. Казак считал: «Без догляду и дети не растут». В казачьих семьях радовались рождению будущего казака: «Сын – зернышко, а дочь – полова, ветер дунет – от дома улетит». В беседе, в рассказах, действиях казак передавал свой жизненный опыт, уклад всей казачьей жизни сыновьям. Все секреты, от военных до бытовых, казаки передавали детям. А казачью форму готовили сыну задолго до посвящения в казаки. В семье царил культ казачьей формы, которую одевали по праздникам и в строю. На войсковые празднества, сходы и другие важные мероприятия, проходившие в Екатеринодаре, непременно приглашали смышленых мальчиков от всех казачьих поселений края, с тем, чтобы эти события были запечатлены в их детском сознании. Они передавали все увиденное своим детям. Так и ковалась эта живая цепочка казачьей жизни, культуры.
Отличительной особенностью казачьей семейной педагогики являлась религиозность воспитания. Через веру ребенок усваивал свою связь с миром, овладевал нравственно-этическими нормами. Вера формировала мировоззрение принадлежности к казачьему роду.
В семейном укладе ростовских казаков всячески поощрялось стремление ребенка к овладению игрой, развивающей и укрепляющей дух и тело. Комплекс детских игр, сформировавшийся в казачьей народной педагогике, позволял вырабатывать смекалку и быстроту реакции, глазомер и наблюдательность, выносливость и дух коллективизма.
Неотъемлемой частью семейного воспитания было приобщение молодежи к народному творчеству: музыке, танцам, фольклору. Богатый фольклорно-поэтический материал донских казаков отличается эпичностью, полнотой чувств, цельностью. В песнях отражены наиболее значимые исторические вехи, раскрыты идеалы добра и любви, увековечены народные герои казачества и других социальных обществ.
У казаков были свои обычаи, язык, культура, своя история, психология, своя структура бытия и быта. Нерушимыми были – верность славе предков, любовь к родной земле и ее защита. В казачьих семьях из поколения в поколение передавались сказания о подвигах и ратных делах. Все это было эмоционально окрашено. Речь богата поговорками, пословицами, ярко отражающая атмосферу вольности и независимости, геройства. Язык казаков – чудесный сплав украинского и русского языков, завораживал душу. Поэтому рассказы отцов и дедов становились запоминающимися, воспитание проходило без нудных нравоучений. Детей редко били. Достаточно было отцу, старшему брату, деду выразить свое неудовольствие укоризненным взглядом или нахмуренными бровями. Чтилась в семье мать. Она оставалась за главную в семье, когда казак уходил в поход: «Жинки дома хозяйнуют, а казаки в Сечи». На ее плечи ложились все хозяйственные заботы, присмотр за детьми, уход за стариками. Мать выражала основную нравственную задачу в семье – забота о близких, трудолюбие, воспитание.
В казачьих семьях в труде принимали участие даже малые дети. Мать следила за тем, чтобы с малых лет дети умели заботиться о других, оказывали помощь друг другу, старикам. Именно в раннем детстве мать первая вкладывала в воспитание народную мудрость. В воспитание включалось старшее поколение, поощряли трудовые умения и учили, как действовать в тех или иных ситуациях. Их опыт был неоценим. Именно в семье дети усваивали систему норм и правил поведения, учились подчиняться и брать ответственность на себя. Казаки-ветераны были для детей идеалом личности, нравственным компасом, помогали войти им во взрослый мир во всех его проявлениях.
Роль отца возрастала по мере роста мальчика. Он учил «порядку и делу», как говорят в народе. Меньше баловал, был строг, требователен. Он учил держаться в седле и джигитовке, ухаживать за лошадью. Но главной задачей отца было вырастить настоящего казака, готового к воинской службе. Народная мудрость сохранила об этом много пословиц, сейчас казачата расскажут: «Где саблей не возьмешь, пикой достанешь», «Казак без коня – как зима без снега», «Сабля казаку и славу принесет, и честь спасет»….
Песня: «Мы теперь казаки.»
Особое значение предъявлялось в семье к здоровому образу жизни: физической закалке, трезвости, чистоте. Казак не мог показаться пьяным на улице, только в темноте через огород он мог пройти к дому. Дети не имели права садиться за стол с грязными руками. В семье строго следили за репутацией детей, ведь семейная жизнь казака в станице становилась достоянием всех. Казачье общество оценивало казака и членов его семьи по поступкам, делам, строго судило о его надежности – ненадежности, умении держать данное слово. Благодаря этому поддерживались определенные взаимоотношения между поколениями: дочь и сын не могли противоречить отцу, старики всегда сидели на почетном месте, почтительно со старшими здоровались.
Приобщение ребенка к национальной культуре, системе нравственных ценностей, подготовка к полноценной жизни и выполнению своего социального предназначения не ограничивалось рамками Ростовской казачьей семьи и поддерживалось всем укладом общинной жизни. Общественная форма проживания предполагала общинную ответственность и совместный характер воспитания, высокий уровень самоуправления и дисциплины.
Общественный характер воспитания проявлялся в том, что значительную роль в жизни ребенка играли его крестные родители, подчас имевшие большее влияние на детей, чем их собственные мать и отец. Крестные заботились и об осиротевших детях, которые получали статус «атаманских детей» и находились под особым вниманием общины, о чем свидетельствует обряд «взятие под шинель». В семьях детям постоянно напоминалось, что за непослушание последует наказание, чтобы проступки больше не проявлялись, и ребенок должен научиться избегать повторения ошибок.
Педагогическое воздействие на ребенка имел право оказывать любой взрослый станичник: сделать замечание, провести беседу, дать совет. Приученные с детства к почитанию старших, казачата покорно воспринимали их рекомендации.
Дорогие гости наши! Лекторий наш к концу подходит.
Вам сегодня доказали:
Что теч т, в конце концов.
В жилах наших кровь – Донская!
Что казачьей нашей славы,
Мы наследники по праву,
Что традиции блюд м,
Свято память береж м!