Мария Андреева
Родительский лекторий «Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовая грамотность является ключевым психологическим качеством человека, свидетельствующим о его осведомленности в финансовых вопросах и способности эффективно управлять деньгами. Уверенность в своем будущем играет важную роль в самочувствии индивида, и поэтому необходимо обеспечить наших детей знаниями о том, как правильно использовать заработанные средства во взрослой жизни.
Публикация «Родительский лекторий „Финансовая грамотность, Влияние дидактических игр на экономическое развитие детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Уже на раннем этапе дети сталкиваются с экономической сферой жизни через взаимодействие с деньгами, рекламой, совместные походы в магазин, а также приобретение и продажу товаров. На этом житейском уровне они начинают овладевать первоначальными экономическими знаниями. Следует отметить, что родители являются основным источником формирования финансовой грамотности у детей.
К сожалению, обучение финансовой грамотности редко включено в учебную программу, и это приводит к тому, что дети лишаются возможности развивать навыки управления деньгами и использования финансовых инструментов с самого раннего возраста. Это, в свою очередь, сильно влияет на их финансовое благополучие в будущем. Одним из важных уроков, который нужно передать детям, является различие между эмоциональными и материальными отношениями к деньгам.
Не следует пренебрегать финансовым образованием детей, поскольку их будущее может зависеть от этого. Если родители и педагогические работники не отнесутся к этому вопросу с должной серьезностью, то последствия этого несерьезного подхода ощутят не только дети, но и всё общество.
Многие воспитатели ограничиваются общими утверждениями типа "Деньги не растут на деревьях" или "Без труда не вытащить и рыбку из пруда". Однако финансовое воспитание предполагает не только разговоры, но и практические действия. Дети не могут полностью понять все через разговоры - им необходимо прочувствовать это на практике, иначе прогресса не будет.
Поэтому первым шагом необходимо заинтересовать ребенка. Джолайн Годфри, одна из ведущих специалистов по финансовому воспитанию детей, предлагает систематизировать упражнения, которые помогут детям развить нужные навыки. Она считает, что социально-эмоциональное развитие ребенка можно разделить на четыре ступени.
Первая ступень - возраст от 5 до 8 лет. В этот период дети проявляют изначальную любопытность, активность и разбитую концентрацию внимания. К тому времени, как они достигнут этого возраста, они уже могут начать учиться вести учет финансов, понимать ценность и назначение денег, а также научиться различать между потребностями и желаниями.
Вторая ступень - возраст от 9 до 12 лет. В этот период стимулируются интересы детей.
Третья ступень - возраст от 13 до 15 лет. Этот период характеризуется стадией отрыва.
Четвертая ступень - возраст от 16 до 18 лет. В данном возрасте дети задумываются о будущем.
Основной формой обучения должна быть игра, которая позволяет ребенку осваивать мир. Обучение через игру особенно важно для дошкольников.
Необходимость использования дидактических игр как инструмента в дошкольном обучении детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, игровая деятельность остается важной для дошкольников, сохраняя свою значимость. Во-вторых, процесс обучения детей, включение их в учебную деятельность происходит медленно, особенно в отношении многих детей, которые еще не имеют представления о понятии "учиться". В-третьих, у детей этого возраста есть свои особенности, такие как неустойчивое внимание и непроизвольное развитие памяти, преобладание наглядно-образного мышления. В-четвертых, у них еще не сформирована познавательная мотивация. Дидактические игры могут помочь преодолеть эти трудности.
Обучение через дидактическую игру начинается уже в дошкольном возрасте. К. Д. Ушинский считал, что обучение через игру должно быть интересным и занимательным, но никогда развлекательным.
Цель использования дидактических игр заключается в формировании основ экономической культуры. Главной особенностью таких игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме, и они не осознают, что осваивают новые знания, учатся умениям и поведению, а также развивают навыки общения.
Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет достичь целей формирования у старших дошкольников основ экономического образования.
В дидактических играх мы симулируем реальные ситуации из жизни, такие как операции купли-продажи, производство и продажа товаров и многое другое. Мы считаем, что сочетание игрового и учебного опыта является наиболее эффективным для освоения сложных экономических понятий детьми дошкольного возраста.
Дошкольники усваивают знания в игре, особенно если мы усложняем интеллектуальные задачи, предлагаемые им в игре. Мы создаем проблемно-игровые, проблемно-практические и проблемно-познавательные ситуации, чтобы проверить, насколько глубоко дети понимают экономические понятия. Постепенное усложнение игровых задач позволяет нам поддерживать развитие детей в их "зоне ближайшего развития". Игра, где дети играют роли и используют экономические знания, обладает привлекательностью для детей и положительно сказывается на их усвоении этих знаний.
Во время дидактической игры мы создаем обстановку общения, которая соответствует возрасту детей. Мы используем диалогическую форму речи. Педагог задает ясные и экономически грамотные вопросы, а дети учатся выражать свои предположения и точки зрения. Они развивают навыки объяснения и обоснования.
Коммуникация между детьми и взрослым во время совместной игры сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность и способствует развитию мышления. Мы верим, что сочетание игрового и учебного опыта является наиболее эффективным для освоения сложных экономических знаний детьми дошкольного возраста.
Давайте рассмотрим несколько примеров дидактических игр, которые помогают развивать экономическое мышление и умения управления финансами:
- Игра "Денежный поток" - цель этой игры заключается в развитии представления у детей о деньгах, навыков эффективного управления личными средствами и стимуляции интереса к финансовым знаниям, которые помогут им в будущем.
- Игра "Монополия" - основная цель этой игры заключается в заработке максимального количества денег до того момента, пока один из игроков не станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, необходимо размещать свои билетные кассы на определенных местах и продавать билеты, когда другие игроки оказываются на этих местах.
- Игра "Бюджет моей семьи" - цель этой игры заключается в расширении знаний детей о составляющих семейного бюджета, таких как зарплата, стипендия и пенсия. Эта игра также помогает формировать основы экономической культуры и воспитывать уважение к труду.
Введение экономического мышления в жизнь дошкольника позволяет им приблизиться к реальной жизни, развить у них навыки управления финансами и приобрести качества знающего человека, который умеет считать деньги.