Папки-передвижки

Родительский брифит: Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи

Валентина Ивановна Кожемяк
Родительский брифит: Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание на тему : «Готов ли ваш ребенок к школе

Уважаемые родители!

На повестке дня:

•круглый стол вопросов и ответов, полезные советы и рекомендации (проводят учитель начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог);

•практикум по обучению грамоте (проводит воспитатель);

•практикум по формированию элементарных математических представлений (проводит воспитатель).

Публикация «Родительский брифит: Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

2. Запись на магнитофон речи детей (стихи, небольшие рассказы, загадки) в начале и конце учебного года.

3. Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок идти в школу, с помощью которого родители могут достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе.

4. Выставка детских рисунков на школьную тему.

5. Подготовка плакатов :

•Грамоте учиться - всегда пригодится.

•Красна птица пером, а человек умом.

«Счастье дается только знающим» (И. Бунин).

Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети (украинская мудрость).

6. Выставка методической литературы по подготовке детей к школе : по обучению грамоте, чтению, письму, логическому мышлению.

7. Оформление папок-раскладушек «Советы, памятки учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, учителя начальных классов». Выступление учителя начальных классов

Требования начальной школы к речевому развитию детей

Речевая готовность ребенка к школе

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие

предпосылки в дошкольном периоде :

•хорошее физическое развитие ребенка;

•развитый физический слух;

•развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

•нормальное функционирование ЦНС;

•владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

•произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

•познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

• коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой.

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.

Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Прежде всего у дошкольника должно быть желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы

Если ребенок не готов к новой социальной роли - позиции школьника, если у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то, возможно, возникнут трудности. Можно столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью и пассивностью.

Родителям стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок:

-негативно относится к любой умственной деятельности;

-не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;

-не может подчиняться правилам;

-не может подобрать синонимы или антонимы;

-не умеет ориентироваться на заданную систему требований;

-не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;

-не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца. Для предотвращения этих негативных сторон родители должны :

-рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

-на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;

-воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;

-никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата

. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка только в том случае, когда, опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать функциональные структуры организма. Часто наблюдается такая картина.

Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать функциональные механизмы речи, внимания, мышления, памяти. Различие между ребенком, который рано научился читать, и тем, который научился позднее, сотрется к 3-4-му классу, а возможно, другие дети и вовсе перегонят его.

Признаки готовности к школе :

- сильное желание учиться (созревание учебного мотива);

- достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;

- способность к выполнению основных мыслительных операций;

-достижение определенного уровня физической и психической выносливости;

- развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;

- определенный уровень речевого развития (коммуникация) : ребенок должен быть вежливыми общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

В систему коррекционного обучения входят специальные упражнения, направленные на подготовку детей к обучению грамоте и овладению ее элементами. У детей воспитываются внимание к звуковой стороне речи, умение не только произносить, но и различать все фонемы родного языка.

Обучение грамоте проводится на материале только правильно произносимых звуков в следующих направлениях.

Подготовка к анализу и синтезу звукового состава слова.

•Формирование навыка беглого послогового чтения.

Первоначально детей учат выделять начальный ударный гласный в словах типа ива, Аня, утка. Затем дети запоминают и анализируют ряды гласных типа ауи, определяя, сколько звуков, какой звук первый, второй, третий. Далее учат выделять первый и последний согласный в слове (паук, кот, мак, а также проводить анализ и синтез сочетаний типа ап, ук, or (сколько звуков, какой звук первый, второй, после чего определяют слогообразующий гласный из положения после согласного (бык, кот, мак). Все эти упражнения подготавливают детей к усвоению анализа и синтеза прямого слога и односложных слов, одновременно они знакомятся с терминами «звук», «гласный», «согласный».

На последующих занятиях учат разделять слова на слоги, составлять схему одно- и двусложных слов, проводить звукослоговой анализ и син усваивать качественную характеристику звуков - твердых и мягких, слогообразующую роль гласного звука.

Составляя различные виды схем, дети подбирают к ним слова. Постепенно задания усложняются: дети должны подобрать соответствующие слова к заданной модели (первый звук - глухой согласный, второй - гласный, третий - звонкий согласный, четвертый - гласный, например, козы). Одновременно детей знакомят с графическим изображением гласных, а затем согласных букв. Сначала буквы вписываются в схему слова, затем дети читают слоги и слова, складывая их из букв разрезной азбуки. Предлагаются варианты преобразования слова (лак- рак- мак).

.

Советы логопеда

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

Публикации по теме:

Преемственность ДОУ и школы в условиях нововведений План совместной работы начальной школы МБОУ СОШ п. Радченко и МБДОУ детский сад №1 п. Радченко по преемственности образовательного процесса.

Программа тематических встреч с родителями на учебный год (средний дошкольный возраст) Первая встречаКруглый стол для родителей среднего возраста тема:"Давайте познакомимся!" Проводят: воспитатели,учитель-логопед,руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительский брифит: Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 15 ноября 2014 в 11:09
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительский брифит: Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ивановна Кожемяк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД