Валентина Ивановна Кожемяк
Родительский брифит: Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему : «Готов ли ваш ребенок к школе!»
Уважаемые родители!
На повестке дня:
•круглый стол вопросов и ответов, полезные советы и рекомендации (проводят учитель начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог);
•практикум по обучению грамоте (проводит воспитатель);
•практикум по формированию элементарных математических представлений (проводит воспитатель).
Публикация «Родительский брифит: Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Запись на магнитофон речи детей (стихи, небольшие рассказы, загадки) в начале и конце учебного года.
3. Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок идти в школу?», с помощью которого родители могут достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе.
4. Выставка детских рисунков на школьную тему.
5. Подготовка плакатов :
•Грамоте учиться - всегда пригодится.
•Красна птица пером, а человек умом.
•«Счастье дается только знающим» (И. Бунин).
• Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети (украинская мудрость).
6. Выставка методической литературы по подготовке детей к школе : по обучению грамоте, чтению, письму, логическому мышлению.
7. Оформление папок-раскладушек «Советы, памятки учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, учителя начальных классов». Выступление учителя начальных классов
Требования начальной школы к речевому развитию детей
Речевая готовность ребенка к школе
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие
предпосылки в дошкольном периоде :
•хорошее физическое развитие ребенка;
•развитый физический слух;
•развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
•нормальное функционирование ЦНС;
•владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
•произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
•познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
• коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой.
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.
Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Прежде всего у дошкольника должно быть желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы
Если ребенок не готов к новой социальной роли - позиции школьника, если у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то, возможно, возникнут трудности. Можно столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью и пассивностью.
Родителям стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок:
-негативно относится к любой умственной деятельности;
-не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;
-не может подчиняться правилам;
-не может подобрать синонимы или антонимы;
-не умеет ориентироваться на заданную систему требований;
-не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;
-не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца. Для предотвращения этих негативных сторон родители должны :
-рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
-на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;
-воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;
-никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата
. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка только в том случае, когда, опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать функциональные структуры организма. Часто наблюдается такая картина.
Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать функциональные механизмы речи, внимания, мышления, памяти. Различие между ребенком, который рано научился читать, и тем, который научился позднее, сотрется к 3-4-му классу, а возможно, другие дети и вовсе перегонят его.
Признаки готовности к школе :
- сильное желание учиться (созревание учебного мотива);
- достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;
- способность к выполнению основных мыслительных операций;
-достижение определенного уровня физической и психической выносливости;
- развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
- определенный уровень речевого развития (коммуникация) : ребенок должен быть вежливыми общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.
В систему коррекционного обучения входят специальные упражнения, направленные на подготовку детей к обучению грамоте и овладению ее элементами. У детей воспитываются внимание к звуковой стороне речи, умение не только произносить, но и различать все фонемы родного языка.
Обучение грамоте проводится на материале только правильно произносимых звуков в следующих направлениях.
•Подготовка к анализу и синтезу звукового состава слова.
•Формирование навыка беглого послогового чтения.
Первоначально детей учат выделять начальный ударный гласный в словах типа ива, Аня, утка. Затем дети запоминают и анализируют ряды гласных типа ауи, определяя, сколько звуков, какой звук первый, второй, третий. Далее учат выделять первый и последний согласный в слове (паук, кот, мак, а также проводить анализ и синтез сочетаний типа ап, ук, or (сколько звуков, какой звук первый, второй, после чего определяют слогообразующий гласный из положения после согласного (бык, кот, мак). Все эти упражнения подготавливают детей к усвоению анализа и синтеза прямого слога и односложных слов, одновременно они знакомятся с терминами «звук», «гласный», «согласный».
На последующих занятиях учат разделять слова на слоги, составлять схему одно- и двусложных слов, проводить звукослоговой анализ и син усваивать качественную характеристику звуков - твердых и мягких, слогообразующую роль гласного звука.
Составляя различные виды схем, дети подбирают к ним слова. Постепенно задания усложняются: дети должны подобрать соответствующие слова к заданной модели (первый звук - глухой согласный, второй - гласный, третий - звонкий согласный, четвертый - гласный, например, козы). Одновременно детей знакомят с графическим изображением гласных, а затем согласных букв. Сначала буквы вписываются в схему слова, затем дети читают слоги и слова, складывая их из букв разрезной азбуки. Предлагаются варианты преобразования слова (лак- рак- мак).
.
Советы логопеда
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.