Надежда Францова
Родителям о речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Родителям о речевом развитии детей.
Одной из важнейших составляющих развития ребенка является его речь. Речь играет исключительно значимую роль в формировании личности, стимулируя его прогресс и развивая его потенциал. Речь осуществляет коммуникацию, выражение и активное формирование мыслей, поскольку мысли, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение или абстракция, развиваются и улучшаются в процессе усвоения речи. Речь также служит средством регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания и оказывает влияние на формирование личности, характера, взглядов и убеждений ребенка. Она является активным средством всестороннего развития волевых качеств и личности ребенка.
Публикация «Родителям о речевом развитии детей» размещена в разделах
В связи с этим, необходимо обратить внимание на качество нашей речи. Очень важно своевременно предложить помощь в области логопедии для соблюдения нормального развития речи и устранения возможных речевых нарушений. Чем более четкой и выразительной является речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли и познавать окружающий мир.
В раннем детстве речевые проблемы обычно связаны с физическим и психическим развитием ребенка и соответствуют его возрасту. Однако, в старшем дошкольном возрасте сложности, связанные с правильным произношением звуков, должны быть решены. Задержка в усвоении звуков замедляет развитие устной речи и, следовательно, письменной речи в дальнейшем.
К моменту поступления в школу ребенок должен обладать не только устной разговорной речью, но и готовностью к обучению. Задержка в фонематическом развитии оказывает серьезные препятствия для успешного освоения ребенком программы по чтению и письму, так как он не обладает достаточно сформированными понятиями о звуковом строении слова, которые формируются у детей с нормальным речевым развитием задолго до школьного обучения. Дети с речевыми нарушениями находятся в группе риска при адаптации в школе и должны находиться под особым вниманием школьного учителя-логопеда. Дополнительное внимание и контроль помогут избежать возможные трудности.
Роль родителей в развитии познавательных способностей и речи детей является главной. От вашей наблюдательности, чуткости и возможности своевременно заметить возможные проблемы, а также от вашего желания развивать и совершенствовать навыки вашего ребенка зависит успех его речевого развития.
Период с 0 до 5 лет играет определяющую роль в становлении речи. Именно в этом периоде происходит интенсивное развитие мозга и формирование его функций. Физиологические исследования показывают, что функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций может задержаться или даже остановиться навсегда.
Для успешного "речетворчества" критическим периодом являются первые три года жизни ребенка. К этому моменту заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает основными формами родного языка и приобретает обширный словарный запас слов. Если в первые три года ребенку не уделялось должного внимания в области развития речи, то в дальнейшем потребуется значительное количество усилий, чтобы устранить упущенное.
Помните, что речь является инструментом развития высших психических способностей человека. Обучение ребенка родной речи способствует развитию его интеллекта, эмоций и создает условия для успешной адаптации в школе.
Универсальные рекомендации для родителей :
1. С самого рождения вашего ребенка необходимо создавать ему благоприятную речевую среду. Постарайтесь обеспечить правильную речь во время вашей повседневной деятельности, называя свои действия и предметы домашнего обихода, когда ваш младенец находится в бодрствующем состоянии. При этом уделите ему внимание и позвольте наблюдать за вашей артикуляцией. Помните, что ребенок наблюдает все вокруг и понимает гораздо больше, чем может выразить словами.
2. Берите ребенка на руки, пеленайте и кормите его как можно чаще - младенцу необходим постоянный телесный контакт с матерью.
3. Поддерживайте все попытки ребенка заговорить. Малыш начнет говорить только тогда, когда вы будете готовы его слушать. Не перебивайте и не спешите его, дайте ему возможность выразить свои мысли.
4. Говорите с ребенком медленно и используйте короткие фразы на правильном русском языке. Не переходите на "детский язык" и не позволяйте другим взрослым делать это.
5. Читайте ребенку каждый день. Не выражайте своего раздражения и нежелания, если ребенок просит вас в сотый раз прочитать книжку, которую он особенно полюбил.
6. Поощряйте любопытство и стремление ребенка задавать вопросы. Отвечайте на каждый детский вопрос и поощряйте его стремление изучать что-то новое. Для ребенка весь мир является новым. Предоставьте ему возможность получать новые впечатления (но не переборщите).
7. Игра является основной деятельностью ребенка. Не отказывайтесь играть с ним, хвалите и поддерживайте его.
8. Помните, что неточное произношение у детей в возрасте до 3-х лет считается нормальным, и это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном психическом и физическом развитии и наличии нормального слуха). Однако, не позднее 5-5,5 лет ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка. Любые нарушения в произношении, не соответствующие норме для данного возраста, рассматриваются как дефекты произношения, корректировка которых может быть сложной. Поэтому особенно важно следить за формированием произношения и предотвращать закрепление неправильного произношения звуков вовремя.
9. Подлежит строгому осуждению подражание неправильному произношению ребенка, то есть "сюсюкание" с ним. Подобное поведение лишает ребенка возможности услышать правильное произношение и отличить его от неправильного. Это приводит к тому, что ребенок не развивает слуховой контроль и твердо усваивает искаженное произношение.
Уважаемые родители, помните, что ваша речь является образцом для подражания!