Папки-передвижки

Родителям о развитии речи детей

Лариса Козионова
Родителям о развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

МАОУ «Центр диагностики и консультирования» города Кунгура

Учитель-логопед Козионова Лариса Викторовна

Родителям о развитии речи детей

[/b]

Как развивается речь ребенка.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и развивалась правильно речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще не достаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения.

Публикация «Родителям о развитии речи детей» размещена в разделах

Сроки и темп овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от условий его жизни и воспитания.

Этапы овладения речью.

Первый (подготовительный).

На этом этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела - коры головного мозга и периферического – органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого неба и др.).

Второй этап.

Этап развития понимания речи и на основе этого появления первых осмысленных слов. Далее происходит переход к фразовой речи.

Третий этап.

Это последний этап, где мы говорим о наличии достаточного лексического запаса, умении пользоваться монологической речью, правильном грамматическом ее оформлении, четком и внятном произнесении звуков и слов.

Развитие речи в младенчестве

(от рождения до 1 года).

На первом году жизни идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а так же органов речи. Активному произношению слов предшествует развитие понимания речи (пассивная речь): младенец поворачивает голову, когда ему называют хорошо знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения (дает ручку, делает «ладушки»).

В 2-3 месяца появляется гуление, а в 3-4 месяца – лепет. Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого – произнесением звуков, слогов, звукосочетаний.

Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно. Запас слов неодинаков и колеблется от 2-3 слов до 15-20. чаще дети пользуются упрощенными словами: ам-ам, ба, па, би –би, ав-ав…

Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет большое значение для его дальнейшего развития.

Речевое развитие на втором году жизни.

В этот период резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. Однако до полутора лет слова, произносимые ребенком, не всегда еще отражают реальное название предмета. Разные игрушки или предметы он называет одним и тем же словом. Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную речь. Ребенок может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомую ему игрушку, а к 1г. 3м. он в состоянии выполнять простые действия, несложные поручения.

До полутора лет фразовая речь у детей чаще отсутствует. Со второй половины вторго года ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («Мама би-би», а в 1г. 10мес. употребляет трех-, четырехсложные предложения, но слова в предложениях еще грамматически не связаны между собой.

Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигнет определенного количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарный запас в последние месяцы второго года жизни. Количество слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов.

Объем словаря зависит от условий воспитания ребенка, от частоты общения его со взрослыми, а качество – от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая, чистая). Если эти условия не выполняются, то вероятна задержка речевого развития. Но есть и другие причины отставания развития речи: заболевания матери во время беременности, сильные токсикозы, преждевременные роды, осложнения во время родов, родовые травмы, инфекционные заболевания ребенка на первом году жизни (ОРВИ, пневмонии, бронхиты, врожденные заболевания нервной системы ребенка (ППЦНС, СДД, ПЭП и др.)

Речевое развитие на третьем году жизни.

Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. Словарный запас к концу года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза (400-1200). Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды. В этом возрасте ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Однако содержание должно быть близко жизненному опыту малыша.

Несмотря на все достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего их речь в целом не всегда понятна окружающим.

На третьем году жизни ребенка произношение все еще далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков. Малыши пытаются «подогнать» свое произношение к общепринятому. Но это не всегда удается, и ребенок заменяет недостающие звуки другими, более легкими для произношения, например: «йыба», «либа» - вместо РЫБА, «йодка», «лёдка» - вместо ЛОДКА, «сюба», «зюк», «сябака», «тямолет» и т. д.

В произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: не всегда могут воспроизводить слоговую структуру слова: укорачивают слова, переставляют слоги и звуки.

Речевое развитие на четвертом году жизни.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она еще далека от совершенства.

Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов.

На четвертом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата. Некоторые дети начинают сосредотачивать свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании у сверстников.

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. У некоторых детей появляются звуки и более позднего онтогенеза «Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р», но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: «суба, заба» и т. д. У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании звукопроизношения: у одних детей речь чистая, у других нет.

Публикации по теме:

Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР».Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР». 21 ноября в г. Новокузнецке при МБОУ «Центр диагностики и консультирования» прошел городской практический семинар «Использование игровых.

Православный праздник «Яблочный Спас» в детском садуПравославный праздник «Яблочный Спас» в детском саду В преддверии православного праздника «Яблочный Спас» в детском саду «Красная шапочка» прошло увлекательное развлечение, посвященное этому.

Автор публикации:
Родителям о развитии речи детей
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 18:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родителям о развитии речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Козионова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД