Людмила Ермолаева
Проект «Роботы-помощники в сказках»
▼ Скачать + Заказать документы
Роботы-помощники в сказках
Ермолаева Людмила Анатольевна,
воспитатель
МБДОУ детского сада №10,
станицы Каневская
Краснодарского края
Название конкурсной работы:
«РОБОТЫ-ПОМОЩНИКИ В СКАЗКАХ»
Ресурсное обеспечение проекта
-Цветные картинки и фото с изображением роботов;
-бумага, цветные карандаши, фломастеры;
-множественное количество карточек на плотной бумаге для схем;
-игрушечные роботы;
-конструкуторы: «Лего», металлический, магнитный.
Публикация «Проект „Роботы-помощники в сказках“» размещена в разделах
Механизмы реализации проекта
Вид проекта : краткосрочный.
Целевая аудитория (участники проекта) : ребенок старшей группы компенсирующей направленности № 12, воспитатель, родители воспитанника.
Продолжительность: 2 месяца (февраль 2023 г. - март 2023 г.)
Актуальность: мир стремительно меняется каждый день. То, что казалось фантастикой, уже стало реальностью: умные телефоны, беспилотный транспорт, роботы-помощники. Дети растут в новой действительности, открывая в ней всё больше возможностей.
Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства. Робототехника опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, информатика, физика, математика, а также радиотехника и электротехника. Выделяют строительную, промышленную, бытовую, авиационную и экстремальную (военную, космическую, подводную) робототехнику.
Образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность. Робототехника представляет собой естественное логическое продолжение техники как явления. Современные дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном в конкурентном мире.
Развитие инженерно-технического направления в современной промышленности ставит новую задачу перед образованием - подготовку специалистов с современным инженерно-техническим мышлением. Назрела необходимость включения в дошкольное образование программу знакомства детей с роботами, как начало познания робототехники, способной вовлечь в процесс детей и педагогов.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Данную стратегию обучения и развития в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью робототехнических конструкторов. Робототехника в ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству.
Изучение основ робототехники очень перспективно и важно именно сейчас. Оно направлено на приобретение детьми знаний, привлечение и стимулирование интереса их к современным технологиям конструирования.
Робототехника помогает малышам понять, как функционируют окружающие его технологии и чем они полезны. Это развивает и усиливает интерес к прикладной науке, рождая желание конструировать и нести в мир полезное. Благодаря этому ребята учатся самостоятельно проектировать и создавать роботов.
За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления. Знакомство детей с роботами является популярным и эффективным методом для изучения важных областей науки, технологии, конструирования, интегрируется в учебный процесс. Робототехника активизирует развитие учебно-познавательной компетентности детей.
Данная наука приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. Изучение основ робототехники социально востребовано, т. к. отвечает желаниям родителей видеть своего ребенка технически образованным, общительным, психологически защищенным, умеющим найти адекватный выход в любой жизненной ситуации.
Польза робототехники для детей также в том, что она объединяет в себе как развлечение, так и множество практических знаний. Приобретая новые навыки, дети становятся увереннее в себе, активнее и самостоятельнее.
Также робототехника помогает в развитии личностных качеств ребёнка, а именно: ответственности, дисциплины, трудолюбия, уважения и самостоятельности.
У детей, занимающихся робототехникой, формируются метапредметные навыки: умение анализировать и систематизировать данные, способность ставить задачи и решать их, планировать дела и контролировать их выполнение, умение достигать поставленных целей.
Робототехника предполагает нестандартное решение поставленных целей. Благодаря такой практике дети даже в повседневной жизни учатся находить выход в сложных ситуациях.
Данный проект актуален в наши дни, так как, цифровая трансформация, комфортная и безопасная среда для жизни, возможности для самореализации и развития талантов - целевые показатели Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года No 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
«Нужно всячески расширять применение систем с использованием искусственного интеллекта и робототехники. Одним из основных препятствий является отсутствие достаточной степени доверия к ним со стороны общества. Повышение степени автономности таких систем, снижение контроля человека за процессом их применения, не полностью прозрачный процесс принятия решений создают общественный запрос на регуляторные ограничения применения систем искусственного интеллекта и робототехники» - из Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года.
Согласно Приложения к Закону Краснодарского края «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года», развитие научно-образовательного комплекса позволяет Краснодарскому краю входить в десятку регионов России, успешно развивающих фундаментальную науку совместно с государственными научными фондами (Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ). В регионе накоплен значительный опыт в реализации инновационных проектов в образовательной сфере.
Научно-исследовательская сфера региона представлена широким спектром различных организаций: 4 федеральных научных центра, 18 государственных научно-исследовательских институтов, 10 государственных вузов и др.
Общее количество организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками на сегодня в крае составляет более 100 организаций.
Активно развивается система профессионального образования, край участвует в движении «Молодые профессионалы».
С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Смотреть легче и интереснее. Сказки, как богатейший материал и «кладезь мудрости» далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
Дети – это удивительные фантазёры, и стоит только им сказать, что бы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребёнок начинает сочинять, рисовать и т. д. Способность сочинять, придумывать связанно с развитием воображения и мышления.
Рассказыванию и сочинению сказок всегда сопутствует изобразительная деятельность.
Организации занятий по изобразительной деятельности детей, выполнению ими творческих заданий по сюжету стихотворных авторских сказок предшествует длительная планомерная предварительная работа. Её необходимость объясняется спецификой детского творчества – его поэтапным характером. Первый этап детского художественного творчества – этап возникновения, развития, осознания и оформления замысла – имеет важнейшее значение для всего процесса творческого развития ребёнка.
Учитывая, что второй этап детского творчества – этап реализации замысла – связан с поисками художественных средств.
Третий этап детского творчества – этап анализа результатов деятельности – знаменуется появлением новой продукции (рисунка, поделки). Ребёнок начинает интересоваться качеством своей продукции и, испытывая эстетическое удовольствие, стремится сделать ее завершенной.
Обоснование темы проекта : в проекте происходит знакомство c разнообразием видов роботов, получение знаний о способах сочинения сказок, сочинение сказок о роботах.
Цель: упорядочить представления о разнообразии роботов.
Образовательные задачи: расширять представления детей о видах роботов, формировать навык в придумывании сказки с героем роботом; стимулировать мыслительную деятельность посредством проблемных вопросов.
Развивающие задачи: развивать познавательные процессы (восприятие, память, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (рисовании, аппликации, развивать творческое мышление, развивать умение вести конструктивную беседу в процессе совместной деятельности со взрослым, развивать умение эмоционально рассказывать сказку, развивать диалогическую и монологическую речь.
Воспитательные задачи: воспитывать социально-активную личность, формировать навыки общения и сотворчества, ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Планируемые результаты: повышение уровня развития творческого склада мышления у детей посредством использования и создания ими творческих схем-картинок по содержанию авторских сказок, которые будут использованы детьми в дальнейшем: в игровой деятельности, драматизации сказок, в повседневной жизни.
Описание этапов реализации проекта
1. Подготовительный этап
- Постановка цели и задач.
- Определение необходимого ресурсного обеспечения: интернет-ресурс, фотографии, энциклопедий, поиск сказок о роботах.
- Разработка содержания и составление перспективного плана.
- Создание развивающей среды, сбор информации о роботах-помощниках, используемых в быту.
- Подбор наглядного материала, дидактических игр и оборудования.
- Разработка опорных схем-игр для сочинения сказок.
- Поиск форм реализации проекта.
- Сбор литературы по данной теме.
2. Реализация проекта
2.1 Формы и методы работы
Социально-коммуникативное развитие.
Дидактические игры: «Собери из частей целое», «Узнай героя сказки по описанию», «Отгадай-ка!», «Придумай сказку», «Дострой робота», пазлы «Собери робота».
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Мой любимый робот», «Добрые и злые роботы», «Роботы-помощники».
Составление схем роботов (рисование) с последующим их конструированием.
Сюжетно-ролевые игры: ««Путешествие на планету Роботов», «Традиции роботов-помощников», «Мастерская для поломанных роботов», «Дом и наши помощники», «Чистюли-роботы», «Почини робота».
Словесные игры: «Я начну, а ты продолжи (правильное поведение с электророботами, «Скажи наоборот», «Один – много».
Беседы по безопасности: «О правилах использования бытовых машин», «О правилах игры с игрушками».
Познавательное развитие.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий, слайдов с разными видами роботов.
Конструирование: «Мой робот-трансформер», «Магнитный конструктор и роботы», «Роботы из лего-конструктора», «Выставка роботов». (Фото 3)
Чтение художественной литературы: «Миша и робот-помощник», «Сказка про Соника и робота-помощника» Полина Корнейчук, «Сказка о роботе-помощнике», Арбузов Владислав, «Робот-пылесос», «Сказка робот–спасатель», Любовь Боброва.
Речевое развитие.
Беседы: «Сравнение робота и человека», «Добрые и злые боевые роботы», «Умная колонка», «Роботы-официанты», «Бытовая техника в доме – тоже роботы», составление пересказа по опорным картинкам-схемам «Путешествие робота Томика», «Программы для роботов».
2.2 Взаимодействие с родителями
- Вовлечение родителей в проектную деятельность «Роботы-помощники в сказках» посредством информационного листа, запуск анкеты.
- Консультации по изучению совместно с детьми значения роботов-помощников в жизни людей.
- Привлечение родителей к пополнению фотографий, информации для папки «Роботы-помощники дома».
3. Результаты проекта
- Разработан и внедрен перспективный план работы с детьми и родителями по данной теме.
- Схемы-карты «Роботы-помощники», по которым рассказывается сказка изготовлены детьми совместно с педагогом, оформлены на плотной бумаге.
- Создана папка «Роботы бывают разными».
Список литературы
1. Богомовская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966.
2. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №5. – С. 45.
3. Субботский Е. В. Ребёнок открывает мир. – 1991.
4. Фесюкова Л. Б Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.
5. А. Бедфорд, Манн, Иванов и Фербер, 2014 г «Большая книга LEGO»