Папки-передвижки

Ритмика в структуре современного урока

Лилия Мирошникова
Ритмика в структуре современного урока

3.1. Новые формы обучения.

Нуждается ли сегодня ритмика, как учебный предмет, в каком-либо особом внимании, ведь существует учебный материал, программы, стабильность практики. Развитие любого общественного явления подразумевает и развитие взгляда на это явление. Ритмика – это живой, постоянно движущийся прогресс, поэтому что-то должно уходить, уступая место новым формам, что-то видоизменяться и открываться. Уникальная возможность соединять и постоянно создавать внутри себя ситуацию смежности со многими другими дисциплинами делает ритмику столь значительной. Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с психофизическим недоразвитием, приобрела новую содержательную структуру, новые формы такие, как:

Публикация «Ритмика в структуре современного урока» размещена в разделах

ритмопластика и ритмическая гимнастика;

• лого ритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение);

• психогимнастика под музыку;

• корригирующие игры с пением;

• коррекционные подвижные и пальчиковые игры;

• коммуникативные танцы;

• хореографические этюды с предметами и без предметов;

• элементы музицирования;

• драматизация;

• пластико-речевой театр;

• пантомима;

• импровизация;

эвритмия;

ритмический диктант;

ритмодекламация

• творческие этюды.

Эти формы и направления можно назвать синтезом движения – речи - музыки. Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой. Новые направления в ритмике дают детям возможность накопления впечатлений и двигательных навыков. Ребенок не механичен, а органичен.

1 Ритмопластика :

общеразвивающие упражнения: плавные, медленные, быстрые, ритмичные, четкие;

• упражнения на гибкость; всевозможные сочетания движений ног, рук, корпуса; упражнения на выработку осанки;

• коррекционные упражнения – разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, корпуса, кистей;

• упражнения под музыку с ускорением темпа, резкой сменой темпа;

• самостоятельное составление несложных ритмических композиций с предметами и без них, с воображаемыми предметами (мяч, пушинка, перышко, снежинка, кнут);

упражнения на расслабление мышц: мягкие прыжки, полуприседания, легкие махи руками, ногами, имитация («распускающийся или увядающий цветок»).

«Бабочка»

Спал цветок ( исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

И вдруг проснулся (поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел (выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

Солнце утром лишь проснется –

Бабочка кружит и вьется («летать», имитируя движения бабочки)

«Зайчики»

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке (разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке (сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки (проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки (имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприсяде) Одевали тапочки (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

Разминка «Загадки» :

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Ответ: Бабочка (Исполнение упражнения «Бабочка»)

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней

Ответ: Книжка (Исполнение упражнения «Книжка»)

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

Ответ: Кукла (Исполнение упражнения «Кукла»)

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

Ответ: Змея (Исполнение упражнения «Змейка»)

В магазине ювелирном

Я колечко подберу

И себе колечко это

Я на память заберу

Ответ: Колечко (Исполнение упражнения «Колечко»)

Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили.

Ответ: Лодка (Исполнение упражнения «Лодочка»)

Давно утвердившиеся схемы движений, вынуждающие ребенка участвовать в «синхронном параде» на любую тему, стирают естественную природную грацию детей. Новые направления в ритмике дают возможность накопления впечатлений и двигательных навыков, где многие вещи становятся эскизом будущего художественного воплощения. В последние годы расширяются, и все больше используются в работе с детьми идеи и методы воспитания Вальдорфской педагогики. Одним из таких направлений стала эвритмия – искусство движения и один из методов гармонического развития ребенка. Так же, как ритм звучит в речи и в музыке, он может быть выражен в эвритмическом движении непосредственно ногами, руками, пальцами. Постепенно дети учатся все больше и больше проявлять себя в окружающем мире, пробуждаться для всего звучащего.

2. Логоритмика

Широкое распространение получило и такое направление, как логоритмика. Это ритмо-речевые фонематические упражнения, способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом. В отличие от ритмопластики, логоритмика предполагает четкий ритм в речи и движениях. Логоритмические игры и упражнения сопровождаются музыкой с четко выраженным ритмом или ударными народными или шумовыми инструментами, которые задают четкий темпоритм и его смену. В этом направлении можно широко использовать: ритмический диктант, ритмическое «эхо», пальчиковый аккомпанемент, «танцы» рук, хлопки, притопы, удары палочек, карандашей и т. д.

«Здравствуйте!» Логоритмическая игра с пением. Музыка и слова С. Коротаевой

Ручки, ручки, просыпайтесь,

Здравствуйте! (Потирают ладошку о ладошку)

Ласковые ручки наши,

Здравствуйте! (Гладят по два раза ладошкой по правой, потом по левой рук)

Пальчики сердитые,

Здравствуйте! (Соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т.)

И ладошки, наши крошки,

Здравствуйте! (Ритмично хлопают в ладоши перед собой)

Наши ушки, наши щёчки,

Здравствуйте! (Потирают ушки, гладят щёчки)

Наши локоны и кудри,

Здравствуйте! (Гладят себя по голове)

Вы друг другу улыбнитесь,

Здравствуйте! (Улыбаются сначала соседу слева, потом справа)

И головкой поклонитесь,

Здравствуйте! (Выполняют поклон головой)

Эвритмия, как искусство, ищет объективной духовной связи с языком и музыкой и с помощью «подвижной пластики» человеческого облика приводит к выражению скрытых в них законов, обычно воспринимаемых бессознательно. Таким образом, эвритмия претворяет слышимое в видимое, раскрывая новые грани прекрасного.

«Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть

Наши пальчики встряхнуть (дети встают, подняв ручки вверх)

Поднимайтесь, ручки, вверх

Шевелитесь, пальчики (дети шевелят пальчиками)

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку (дети встают на носочки и двигаются на месте)

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем (дети поворачивают головки вокруг себя)

Теперь садимся тише, тише (дети присаживаются на корточки)

Притихнем, словно в норках мыши (дети закрывают ушки руками)

Ходил медведь по лесу (дети переступают с ноги на ногу)

Топтался и рычал (дети качают головой с боку на бок)

Хотел он очень меда

А где достать – не знал (дети разводят руки в стороны)

«Пингвины»

Раз, Два, Три, Четыре, Пять

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на ноги тихонько сядь (дети сели на корточки).

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики.

Исполнение песен, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата. Большинство чистоговорок, четверостиший прорабатывается пением каждого слога одновременно с движениями пальцев сначала правой и левой руки по очереди, а затем обеих рук вместе. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук.

Позиционные пальчиковые игры:

«Паучок»

Одна из рук – веточка. Ее вытягиваем вперед, пальцы растопырены. Вторая ручка – паучок, который гуляет по ветке.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(«Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение «дождик»)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками «солнышко свети»)

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(«Паучки» ползут по голове).

Упражнение «Зайчик»

(Пальчики в кулачок) Поднять вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить.

Ушки длинные у зайки

Из кустов они торчат.

Он прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Упражнение «Птенчики в гнезде»

(Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить)

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где взяла она зерно.

.Ритмодекламация

Формой взаимодействия речи и музыки является ритмодекламация – чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Эта форма работы систематически используется на уроках ритмики, досугах и праздниках. Удачно подобранные по характеру текст и музыкальное произведение, помогают детям почувствовать образ, ритм и настроение, так как, произнося текст, ребенок активно воспринимает музыку. Исполнение произведения должно быть спокойным, умеренным по темпу, чтобы помочь ребенку почувствовать музыкально-поэтический образ, формируя тем временем естественное звучание его голоса и речевое дыхание, корректируя дикцию и выразительность. Главное, чтобы текст и музыка были понятны и доступны детям, иначе эффект от ритмодекламации может быть отрицательным – ребенок замкнется, чувствуя невыполнимость поставленной перед ним задачи, или будет механически копировать предложенный ему образ. (На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей)

Шла весёлая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали, гуси, головы задрав.

А за ними поросёнок, чики, брики, хрю!

Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!

Можно использовать разные варианты ритмического прочтения песенки.

Чистоговорка «Т-ТЬ»

Та-та-та яблоко моя мечта (дети сжимают и разжимают пальцы)

Ато-ато-ато витаминами богато (хлопают в ладоши)

Ти-ти-ти где же яблоко найти? (поднимают и опускают плечи)

Ать-ать-ать надо яблоню искать (приставляют к глазам то одну ладонь, то другую)

Символ-жест

Одним из важнейших приемов является символ-жест. Систему символов часто используют в математике, чтение, письме и других дисциплинах. Они позволяют детям не только легче и быстрее запомнить материал, но и увеличивают объем знаний, активизируют зрительную память, речь, мышление, воображение, внимание, творческие способности детей, помогают быстрее адаптироваться в коллективе, увереннее чувствовать себя среди сверстников, активнее пробовать свои силы, быть более коммуникабельным. В пальчиковых играх, в которых любые образы широко известны и легко узнаваемы, ритмопластике, логоритмике и эвритмии, символы-жесты являются основой. Но это не язык глухонемых. Напротив, жесты подкрепляют яркий речевой образ, помогают эмоционально выразить смысл сказанного, быстрее запомнить стихотворный или песенный текст, последовательность движений в игре или танцевальной композиции. Уже после двух, трех занятий дети легко узнают по нескольким жестам песню или игру, пытаются самостоятельно исполнить ее. Еще через некоторое время исполнение становиться более выразительным, а главное, дети двигаются, поют, играют непринужденно и с удовольствием, активнее включаются в процесс обучения, самостоятельно контролируют свои движения и речь, оценивают действия и способности товарищей. Необходимо отметить, что символов не так уж много, поэтому в разных играх, текстах и танцевальных композициях одни и те же жесты порой имеют различные значения или видоизменяются незначительно. Однако, это ни сколько не смущает детей, а напротив, стимулирует их изображение.

Корригирующие игры

Система тренировочных музыкально-ритмичных упражнений известного швейцарского музыканта-педагога Э. Жака Далькроза, развивающих память, музыкальный слух, внимание, пластичность, ритмичность, в наши дни получила широкое признание. Он считал, что эти умения надо развивать как можно раньше в доступной для детей форме. На первое место Далькроз ставил игру, «как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь и меньше всего утомляется, поэтому интерес и внимание в игре держатся дольше, чем в специальных упражнениях». Эту форму и нужно использовать как можно чаще.

. Корригирующие игры как раз и подразумевают использование символов-жестов. Это – детские, потешки и попевки, чистоговорки, стихи, где каждое слово или строчка подкрепляется жестами. Возникающие образы более выразительны, близки и понятны. Развиваются детские эмоции, которые в свою очередь, сказываются на формировании правильной детской мимики. В основном: танцы с простыми движениями (поклоны, притопы, хлопки, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет). Их происхождение связано с фольклорами разных народов. Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна, поскольку они доступны и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции, выполняют психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятие или не принятие партнера, как друга. Песня – игра: «Сороконожка»Ритмические задачи : Согласованность движений друг с другом, ритмичное их выполнение, активность, сохранение единого темпа движений. Логопедические задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом

Дети стоят в колонну, взявшись за локти.

Мчится утром по дорожке (дети идут «паровозиком»)

Быстрая сороконожка

Громко ножками стучит (дети делают «топающий шаг»)

По делам она спешит.

Зацепилась за пенек (остановка)

И задрала сорок ног (одновременно поднять правые ноги, затем левые) Хи – хи – хи (дети делают три хлопка справа)

Да ха – ха – ха! (дети делают три хлопка слева)

Вот какая чепуха (четыре раза «дрыгнуть» правой ногой)

Хи – хи – хи (дети делают три хлопка справа)

Да ха – ха – ха! (дети делают три хлопка слева)

Вот какая чепуха (четыре раза «дрыгнуть» левой ногой)

Вот какая чепуха (дети исполняют легкий бег «паровозиком»)Песня – игра: «Мышки»Ритмические задачи : Развитие памяти, четкое выполнение и своевременная смена движений. Логопедические задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений.

Мышки под полом сидят (дети сидят на корточках)

За котом они следят (дети смотрят поочередно из-под руки)

Кот здесь близко, не беда (дети грозят пальцем)

Не боимся мы кота (дети машут руками)

Выйдем, мышки, поиграть (ходьба врассыпную)

И себя всем показать (дети исполняют «поворотики»)

Мы станцуем «мышь-балет». (дети делают поочередно ногу на носок)

Да, пока кота здесь нет, (дети делают шаг вправо, шаг влево)

Мы станцуем «мышь-балет» (повертеть «хвостом»).

Используя новые формы и направления в ритмике, можно разнообразить и структуру каждого урока, выбирая основные линии, не уходить от основных задач и этапов. Общеразвивающие упражнения легко заменит ритмопластика или корригирующая игра, ориентироваться в пространстве можно посредством эвритмии, элементарным музицированием станет логоритмика, а программные танцы и хороводы заменят яркие танцевальные композиции из «Ритмической мозаики» А. И. Бурениной или придуманные преподавателем совместно с детьми на основе накопленного опыта. Главное задуматься – что в итоге это даст детям, как повлияет на их полноценное развитие. Еще недостаточно применяемые формы - это импровизация, пантомима и творческий этюд. Хореографические этюды программные и свободные, с задачей ориентирования в пространстве или на заданную тему «Начало весны» (прохладно, солнце пригрело, подул ветер, похолодало; «солнечный луч» и т. д.). Пластические этюды с предметами (шарфы, платки и т. д., с использованием знакомых жестов – символов; творческий подход к заданию. Все это требует достаточной подготовки обучающихся, накопленных двигательных навыков, а так же эмоционального настроя.

Парный танец для детей: «Я не хочу больше с тобой танцевать»[8]

Не хочу больше с тобой танцевать (дети стоят передом друг к другу и машут руками)Лучше соседа пойду приглашать (поворачиваются к соседу и машут обратной стороной ладошками, зазывая его)Правой рукой, левой рукой (дети пожимают сначала правую руку, затем левую)Затем кружимся, кружимся вместе с тобой. (дети кружатся, держась за руки). Повторяется несколько раз.

Публикации по теме:

«Выставка Чудес и Фантазий». Фоторепортаж из музея современного искусства«Выставка Чудес и Фантазий». Фоторепортаж из музея современного искусства Людмила Рыбакова. «Выставка Чудес и Фантазий». Фоторепортаж из музея современного искусства. «Величайшие научные открытия со временем.

День рождения Деда Мороза: история современного волшебникаДень рождения Деда Мороза: история современного волшебника Как ни удивительно, но родился добрый Дедушка Мороз осенью. Все дети и взрослые, верящие в чудеса, празднуют день рождения зимнего волшебника.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Консультация для родителей «Ритмика в ДОУ»Консультация для родителей «Ритмика в ДОУ» Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов. А что такое ресурс? Ресурс — количественная мера.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Фоторепортаж «Выставка современного искусства «Кино» в Краснодаре»Фоторепортаж «Выставка современного искусства «Кино» в Краснодаре» В середине августа в Краснодарском Выставочном зале изобразительных искусств состоялось открытие экспозиции современного искусства "Кино".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ритмика в структуре современного урока
Опубликовано: 19 января 2020 в 19:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ритмика в структуре современного урока» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Мирошникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД