Юлия Крымова
Рисунок по мотивам сказки: интеграция впечатлений (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Наш педагогический опыт связан с использованием системы семейной групповой логопсихотерапии Н. Л. Карповой – модификации методики групповой логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой – в работе с заикающимися дошкольниками. Одним из методов системы на пропедевтическом этапе является библиотерапия – самостоятельная работа с художественным произведением – чтение и написание отзыва. В силу возрастных возможностей реализовать его с дошкольниками было затруднительно. Необходимо было найти метод, в чем-то аналогичный библиотерапии, адекватный ее задачам и в то же время позволяющий учитывать психологические особенности детей. Метод, который бы стал для детей способом «прочтения», проживания текста, а для педагогов – способом постижения внутреннего мира каждого ребенка для того, чтобы впоследствии составить его психологический портрета (по Ю. Б. Некрасовой, «портрета неповторимости»).
Публикация «Рисунок по мотивам сказки: интеграция впечатлений (из опыта работы)» размещена в разделах
Так при организации процесса библиотерапии (сказкотерапии) с заикающимися дошкольниками мы решали ряд вопросов: как построить нашу деятельность, чтобы необычный и сложный метод работы с художественным произведением стал не только диагностическим, но и терапевтическим. Первая сложность заключалась в том, что дошкольники не владеют навыками чтения и письма, а значит самостоятельная работа с произведением, предусмотренная авторами системы, невозможна. Сложность вторая состояла в выборе адекватных возрасту художественных текстов, а третья – в определении способов фиксации получаемых впечатлений, состояний, обретаемых смыслов.
Решая стоящие перед нами проблемы, мы обратились к методу сказкотерапии. Многие специалисты в области детской психологии и педагогики называют дошкольный возраст возрастом сказок, так как это наиболее любимый детьми литературный жанр. В настоящее время в психологической практике успешно развивается направление сказкотерапии как способ преодоления детских проблем (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, А. В. Гнездилов, И. Вачков, Д. В. Соколов и другие).
С помощью данного метода мы и стали выстраивать содержание пропедевтического этапа системы семейной групповой логопсихотерапии с дошкольниками. Впервые опыт использования сказкотерапии был обобщен в дошкольной группе семейной логопсихотерапии (она функционирует в МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок» г. Таганрога с 2002 года) учителем-логопедом Н. В. Глуховой (Зиздо). Коллективом группы был разработан список сказок и рассказов для «прочтения» дошкольниками в совместном со взрослыми общении-слушании. Определен целый комплекс мероприятий, которые выступают способом «прочтения» сказки : совместное чтение-слушание произведения, повторное чтение отдельных наиболее значимых или сложных для понимания отрывков, последующая беседа о прочитанном, игры-беседы с персонажами сказок, игры-драматизации по сюжету сказки, проработка поведения героев в движении и в речи, в психологических упражнениях.
В комплекс входят и приемы арт-терапии (рисование, работа с природным материалом, лепка, релаксационные и игровые психокоррекционнные методы, а также музыка, танцевальные движения. Разноплановая работа со сказкой помогает отреагированию у детей позитивных и негативных чувств, вызванных темой сказки. При этом создаются условия для подготовки ко второму этапу – мотивационно-установочному занятию, где ребенок, идентифицируясь с выбранным им самим сказочным героем, сможет принять на себя его образ и вследствие этого говорить четко, плавно и свободно.
Как же фиксируются впечатления детей от сказки? Аналогом письменных отзывов в сказкотерапии являются рисунки детей-дошкольников. Они становятся важным средством получения от ребенка необходимой психологической продукции, на основе чего можно проследить динамику осмысления сказки, эмоциональный настрой, особенности детских переживаний, вызванных сказкой. Рисунок для дошкольника – это продукт творческой деятельности, поэтому он становится способом «прочтения» и «проживания» сказки. Но почему рисунок?
Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в ней проявляется своеобразие многих сторон детской психики: восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, особенностей личности. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности. О значимости рисования и детских рисунков писали многие отечественные психологи. Л. С. Выготский в одной из своих подчеркивал, что рисунки детей являются символами предметов, так как имеют сходство с изображаемым, тогда как слово такого сходства не имеет. Слово становится знаком, и рисунок помогает сделать это. В связи с этим, по мнению Л. С. Выготского, рисунок, с психологической точки зрения, можно рассматривать как своеобразную детскую речь, а также – как подготовительную стадию письменной речи.
Исследователи изобразительной деятельности детей отмечают, что детское рисование – это: 1) один из видов аналитико-синтетического мышления, средство создания внутреннего, идеального плана деятельности (А. В. Запорожец); 2) форма усвоения социального опыта, так как дети не копируют воспринимаемые явления, а показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни (Л. С. Выготский, В. С. Мухина); 3) деятельность, которая оказывает влияние на развитие восприятия и эстетических чувств ребенка, на развитие его личности (В. С. Мухина).
Рисование организует умение ребенка не только внимательно смотреть, но и видеть, оно позволяет ребенку изображать окружающий мир по-своему. В своем рисунке каждый ребенок выражает свое отношение к тому, что рисует.