Халитова Аклима Хадиятовна
Рисование в технике «граттаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: I квалификационной категории Халитова А. Х.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Методика: Рисование в технике граттаж.
Тема: «Путешествие в подводный мир»
Возрастная группа: подготовительная группа.
Публикация «Рисование в технике „граттаж“» размещена в разделах
Программное содержание:
Познакомить и научить детей выполнять изображение нетрадиционным способом рисования в технике «граттаж».
Продолжать формировать умение детей выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Закреплять умение рисования в штриховой технике.
Развивать интерес к художественному творчеству.
Воспитать аккуратность в ходе выполнения работы.
Целевые ориентиры:
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувства веры в себя.
Методы и приё мы: игровой, словесный (беседа, наглядный, практический, нетрадиционного рисования.
Материалы и оборудование к занятию: листы плотной бумаги специально загрунтованной для выполнения рисунка в технике граттаж (сначала вся поверхность картона тщательно раскрашивается восковыми мелками разного цвета, затем картон покрывается слоем синей гуаши, после полного высыхания картон готов для выполнения рисунка, шпажки, иллюстрации морских обитателей, пазлы (разрезанные фотографии морских животных и рыб формата А4, аудиозапись: шум прибоя. Принадлежности для ныряния: ласты, маски, очки, трубки (в картинках, «импровизированное озеро» (ткань синего цвета).
Словарная работа: океанариум, обитатель.
Предварительная работа. Чтение сказки, беседа. Подготовка бумаги к рисованию в технике граттаж :
Индивидуальная работа: Подходить к каждому ребёнку, наблюдать за работой, помогать в случае затруднений, давать советы.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Звучит музыка, дети входят в зал.
Воспитатель:
- Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте)
- А теперь пойдём дальше… Посмотрите-ка, что это тут лежит? Для чего это? (Дети рассматривают изображения предметов на зелёном «островке» на полу.) Дети предлагают варианты ответов: ласты, маски, очки, трубки.
- Где же используют это всё, на суше или в воде? (в воде)
- Значит, сегодня мы будем путешествовать где? (в море)
- Правильно, мы отправимся в подводный мир. Мы уже с вами знакомились с некоторыми обитателями подводного мира.
Воспитатель: Но сначала приглашаю вас послушать звуки морской волны (Звучит глухой шум моря) .
Воспитатель (крутит глобус) :
На земле четыре океана
омывают континенты, страны,
к суше разливаются морями.
В ней проложены дороги кораблями.
То штормят моря, то спят спокойно.
Ветру по морям гулять привольно.
Суши в этом мире меньше чем воды.
Под водой растут волшебные сады,
Они дивных обитателей полны
Разной формы цвета величины.
2. Пазлы
Воспитатель поворачивается к центру зала, где на полу лежит «озеро» (голубая ткань в форме круга, обращает внимание детей на него и то, что в нё м лежит:
- Ребята, а что же у нас тут? Похоже на водоём, а в нём смотрите ребята, узнаёте сказочного героя?
–Из какой сказки приплыла к нам эта рыбка? (Золотая рыбка)
-А кто написал эту сказку? (А. С. Пушкин)
-Посмотрите, что же нам принесла золотая рыбка (Конверты)
-Возьмём конвертики и давайте посмотрим, что там внутри?
- Ой, да тут чьи-то фотографии, но они не целые, а разделённые на части… Давайте ребята составим из этих кусочков фотографии, тогда мы сможем узнать, чьи они.
1- подгруппе детей дать по одному конверту.
2 -подгруппе на двоих один конверт с пазлами.
Дети садятся возле «озера», собирают пазлы, обсуждают, у кого чья фотография оказалась.
Воспитатель:
-Спасибо, ребята, теперь подводные жители с лёгкостью найдут свои фотографии.
3. Знакомство с новым словом.
Воспитатель:- Ребята, не каждый человек может попасть в подводное царство, поэтому чтобы увидеть подводных обитателей, люди построили Океанариум.
Океанариум- это большой дом для обитателей океанов и морей.
А какие океаны и моря вы знаете? : Тихий океан, Атлантический, Северно-ледовитый Индийский, Чёрное море, Красное, Жёлтое (Дети повторили после объяснения воспитателя).
Океанариум- это маленькая модель большого океана
Ребята, океанариум, это очень трудное для произношения слово. Давайте попробуем его повторить, помогая себе хлопками. Приготовьте руки. О-ке-а-на-ри-ум. (хлопки на каждый слог) А теперь давайте ещё раз похлопаем и посчитаем, сколько в этом слове слогов. (Дети повторяют хлопки). Сколько слогов в этом слове? (Ответы детей.) .
-Правильно в этом слове шесть слогов.
В океанариуме так интересно! Можно встретить удивительных рыб и морских животных.
- Давайте представим, что мы попали в океанариум и рассмотрим какие там плавают подводные обитатели и вспомним их (воспитатель подводит детей к стенду с изображениями рыб и морских животных).
Дети перечисляют, указывая на картинки тех рыб и животных, которых знают, вспоминают их повадки и особенности. Воспитатель обращает внимание на форму и окраску морских жителей, а так же на то, что в море есть растения – водоросли – и они тоже все разные по форме и цвету.
Воспитатель спрашивает про тех, кого не назвали:
- А как вы думаете, кто это? На кого похож? (Дети высказывают предположения, воспитатель поправляет, называя правильно).
4. Физкультминутка
Воспитатель: А сейчас ребята давайте ребята немножко разомнёмся.
Волны плещут в океане (поочерёдно махи правой и левой руками)
Что там чудится в тумане? (поднести ладонь ко лбу, «вглядываясь»)
Это мачты кораблей (прямые руки поднять вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (от локтя качать руками влево, вправо)
Мы по берегу гуляем, (шаг на месте)
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке (наклоны, руками достать до пола)
И сжимаем в кулаке (зажатые кулачки поднять)
Чтоб побольше их собрать (приседания)
Надо чаще приседать
5. Основная часть:
Воспитатель:
- Ребята, а вы бы хотели повстречаться с подводными обитателями и сделать их фоторисунок? А для этого нам что нужно сделать? (нырнуть под воду)
- Дети, а посмотрите-ка, что это тут в корзине? (маски для подводного плавания). А зачем они нужны, напомните? (чтобы видеть под водой)
- Вот они-то нам сейчас и пригодятся. Давайте наденем их и нырнём! Перед нырянием глубоко вдыхаем и немного задерживаем дыхание.
Дети надевают маски и «ныряют» в импровизированные «озеро». Воспитатель приглашает их присесть на подготовленные рабочие места, снять маски.
Воспитатель:
- Ребята, мы сейчас в подводном мире. Давайте закроем глазки и представим морское дно и подводных жителей (включить аудиозапись «шум прибоя»).
Рассмотрите их внимательно: кого вы увидели, какого размера, цвета, что их окружает, запомните их. Откройте глазки и давайте сделаем фоторисунок того, что вы сейчас увидели. Рассказывать мы пока не будем, кто нам повстречался, а когда вы нарисуете – тогда и попробуем отгадать.
А рисовать мы сегодня с вами будем в технике граттаж. Мы уже знакомы с этой техникой. Как её ещё можно назвать, каким способом наносим рисунок? (царапанье).
Для каждого из вас я сделала вот такое маленькое море с цветной основой, вода в нём уже есть, вам нужно только заселить его обитателями и растениями.
- Давайте ещё раз вспомним, как рисовать в технике граттаж (процарапывать рисунок тоненькой палочкой на заготовке). Палочка– это инструмент, будьте с ним очень осторожны и внимательны.
1- подгруппа и 2 подгруппа детей садятся за разные столы.
А теперь посмотрите как я нарисую свою подводного обитателя и как для этого мне поможет вилочка, а вы можете придумать свою композицию. Ребята которые сидят за первым столом, дополните свой рисунок различными рыбками и водорослями, а теперь приступаем к работе. Если кому-то понадобится помощь, позовите меня тихонечко.
Дети под контролем воспитателя рисуют композицию на морскую тему.
По окончанию занятия дети с готовой работой, надевают маски и «выныривают» обратно. Готовые детские работы прикрепляют на магнитной доске, выставка работ.
6. Заключительная часть:
Воспитатель:
- Ребята, наша выставка «фоторисунков» готова, давайте вместе посмотрим, полюбуемся и попробуем догадаться, кто же кому повстречался под водой.
Дети вместе с воспитателем рассматривают альбом, обсуждают работы, угадывают, что изображено.
-Вам понравилось наше путешествие в подводный мир?
-С каким настроением мы вернулись?
-Что нового узнали?
- В какой технике вы рисовали?
Вы такие молодцы: рассказали про принадлежности для плавания, угадали обитателей по картинкам и сделали целую выставку из морских обитателей! Давайте ребята предложим нашим гостям посмотреть нашу выставку, а сами пойдём на прогулку.
Дети уходят из зала под музыку.