Светлана Иванова
Рисование в подготовительной группе «Кукла в национальном костюме»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами,
Обучающие:
-познакомить детей с разными видами национальной одежды, традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
- Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая строение и форму, пропорции частей тела.
- Учить изображать характерные особенности национального костюма.
- Закреплять навыки в технике работы карандашом. Продолжать учить рисовать контур простым карандашом.
Развивающие:
Формировать эстетический вкус, творческое воображение, мелкую моторику рук. Расширять кругозор, развивать любознательность.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к культуре разных народов
-воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Словарная работа: сарафан, рубаха-косоворотка, кокошник, оберег, вышивка.
Материал: выставка кукол разных народов мира, кукла в русском национальном костюме, сундук, карточки с изображением деталей и орнаментов русской народной одежды, фонограмма, листы и простые карандаши на каждого ребенка, ластики.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Мы с вами живём в стране, у которой очень красивое имя – Россия. Россия – многонациональная страна. Там живут разные люди, которые имеют свои традиции, обычаи и костюмы. Предлагаю вам пройти на выставку кукол разных стран мира и попробовать угадать какие национальные костюмы на них.
Как вы думаете, кто это? (Индейцы.) Где они живут? (В Америке.) Почему вы так решили? (У них куртка с бахрамой, на голове перья.)
– (Показывает картинку с японцами.) А эти люди из какой страны? (Из Япони) Как вы догадались? (Они одеты в кимано.) Правильно, кимано носят в Японии.
– (Показывает куклу африканца.) А эти люди откуда? (Из Африки.) Как называют их одежду? (Канга, на голове тюрбан.)
– (Показывает картинку с людьми с Севера.) Угадайте-ка, где живут эти люди? (На Севере.) Почему вы так думаете? (У них малица, кухлянка, унты.)
– И последняя картинка будет легкой для вас. Эти люди живут… (В России.) Что носили когда-то давно наши прабабушки и прадедушки? Все куклы одеты в ту одежду, какую было принято носить там, где они живут. Такую одежду называют национальной. И надевают ее чаще всего по особым случаям, например, в праздники.
(Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Молодцы! Все эти куклы живут в разных странах и разговаривают на разных языках и, не смотря на все различия всем нужно жить дружно.
2. Мотивационный момент.
- Мне кажется или кто-то стучится. (раздается стук в дверь, заходит девочка, одетой в русский национальный костюм)
Реб. : Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон.
3. Основная часть
Воспитатель: Какая странная гостья к нам пожаловала. И одета чудно и здоровается по-особенному. А прибыла наша гостья из Древней Руси. Зовут ее Марья. А что же она за сундук принесла?
Воспитатель-Марья: Сундук этот не простой. В нем рубаха, сарафан расписной. Вынимаем на показ и ведем про них рассказ.
Включается музыка.
-В старые времена наши прабабушки носили белую рубаху, поверх нее расписной сарафан, а на сарафан надевали передник. Передник – это фартук, украшенный разными узорами. На голову женщины надевали кокошник – это женский головной убор, который украшен золотым шитьем, бисером и жемчугом. А волосы заплетены в косу и украшены лентами. На ногах у них были сапоги с острым носом и каблуком.
- Прадедушки носили рубаху-косоворотку, подпоясанную поясом и шаровары. Рубаха-косоворотка называлась так, потому что застегивалась сбоку, косо. А шаровары – это штаны с широкими штанинами. На ногах у них были черные длинные сапоги.
Воспитатель: Ребята, а вам нравится одежда на Марье? Она одета не в простое платье, на ней русский национальный костюм. Посмотрите, какой яркий, красный сарафан на ней, под ним белая рубаха, а на голове кокошник.
- В сундучке у Марьи есть что то еще. Достанем и посмотрим что там.
(достаем образцы орнаментов русских костюмов)
- Посмотрите какие красивые узоры- символы. Как вы думаете для чего они? (для красоты).Именно такими узорами расшита русская национальная одежда. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их ловкость. Узоры на подоле и переде сарафана оберегали сердце.
Вышивали обычно волнистые линии, крестики, круги.
- Например, на что похож вот этот знак? (рис. солнце)
- Правильно солнце.
- А что солнышко дарит? (тепло). И обозначает этот знак плодородие. Счастье, благополучие.
- На что похож этот знак? (рис. ручеек). Бежит, журчит, несет радость
- Другой знак это засеянное поле и обозначает достаток.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отблагодарить нашу гостью Марью и сделать ей подарок, нарисовав ее портреты, которые мы ей подарим на память.
Физкультминутка.
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А сейчас мы повернемся
И все вместе улыбнемся.
- Мы с вами рисовали портрет Марьи.
- Учились рисовать фигуру человека. И сделали набросок простым карандашом.
-1) Изображение получилось на весь лист, в середине листа голова нашей куклы в форме овала. Сильно мы карандаш не нажимали, чтобы не пришлось сильно и упорно стирать, и не портить наш рисунок.
-2) Далее изображали шею, плечи, руки с пальцами, туловище и ноги.
-3) Делали туловище овальным и рисовывали лямки сарафана.
-4) Сделали рукава рубахи, в форме овала.
- 5) Прорисовываем сарафан.
-6) Рисовали кокошник, и убирали лишние линии, которые нам уже не нужны.
- 7)Рисовали волосы, которые проглядываются из кокошника и косы с бантами. Рисуем обувь в форме сапог на ногах, которые проглядываются из-за сарафана.
- 8) Ну а теперь прорисовываем лицо нашим куклам. Это и уши, и глаза, и нос, рот.
Воспитатель: Ребята, Дальше мы будем украшать наряд нашей куклы.
4. Итог занятия :
- Ребята, скажите. Что вы сегодня делали на занятии?
- В каком костюме приходила к вам Марья? (в русском национальном костюме)
- Из чего состоит русский национальный костюм? (из рубахи, сарафана, кокошника, сапог)
- Молодцы, на следующем занятии мы продолжим нашу работу и подарим портреты Марье, чтобы она забрала их с собой и показала своим подружкам.