Наталья Шумских
Рисование песком: задачи и методика
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Киреевский центр образования № 4»
Муниципального образования Киреевский район
(Структурное подразделение Детский сад «Алёнушка»)
Рисование песком. Воспитатель: Шумских Наталья Александровна
Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования, но особый интерес у детей вызывает рисование песком.
Публикация «Рисование песком: задачи и методика» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море.
Песок - та же краска, только работает по принципу "Света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.
Техника рисования песком играет огромную роль в познавательно – речевом развитии дошкольника, также и развивает творческие способности детей. В данной технике рисования ребенок успешно использует все пальцы и ладони обеих рук, действует ими поочередно или одновременно.
Известно, что речь ребенка во многом зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук, так как пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому этот вид деятельности наиболее способствует развитию обоих полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за устную и письменную речь, а правое отвечает за эмоциональную окраску и интонацию устной речи.
Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всeх основных областях развития
1. Социально-коммуникативное развитие
- Способствует развитию игровой деятельности
- Умению взаимодействовать со сверстниками
- Приобщению к правилам безопасного поведения.
2. Познавательное развитие
- Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности
- Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление
- Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала
- Способствует формированию целостной картины мира
- Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до конца)
- Воспитанию самостоятельности
3. Речевое развитие
- Способствует развитию связной речи
- Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми
- Способствует обогащению словаря
4. Художественно-эстетическое развитие
- Развивает воображение
- Формирует эстетический вкус
- Развивает художественные способности, чувство ритма
5. Физическое развитие
- Способствует сохранению и укреплению здоровья
- Накоплению и обогащению двигательного опыта
- Развитие координации
-
азвитие мелкой и крупной
Моя работа ведется в соответствие с тематическим планом детского сада. Темы часто пересекаются с тематическим планом логопеда, а так же могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла детей.
Для рисования я использую мелкозернистый белый песок. Предварительно его необходимо просеять и прокалить. Помимо песка можно использовать и другие мелкие сыпучие вещества (кофе, соль, манная крупа). Чтобы получить цветное изображение, я использую подкрашенный материал.
Для рисования песком в нашей группе имеется специальный короб, с подсветкой изнутри (лампа дневного света).
Для более успешной работы по данной технике рисования занятия проходят индивидуально или небольшими подгруппами (5 – 7 человек). Я провожу этот вид деятельности в любое свободное время.
Для создания наиболее интересных и творческих рисунков нам необходима предварительная работа: наблюдение, беседа, экскурсии, опыты, рассматривание, чтение художественной литературы. В ходе работы дети учатся договариваться друг с другом, описывают свои работы, составляют по ним небольшие рассказы, сказки.
Непосредственно перед рисованием песком я со своими детьми провожу пальчиковую гимнастику. Содержание пальчиковой гимнастики часто соответствует теме занятия.
Темы работ постепенно усложняются, появляются сюжетные картины, пейзажи и т. д. Используются мелкие фигурки животных, деревьев, персонажей из сказок. В ходе работы и по окончании ее ребенок сам рассказывает о своей картине, уделяя внимание, как крупным, так и мелким объектам, что способствует познанию мира и развитию связной речи детей, так же пополняется словарный запас детей ( например при описании дерева: ветви дерева изгибистые, дорожка извилистая и т. д.)
Опираясь на свой опыт работы, я пришла к выводу, что процесс рисования песком будет наиболее успешным, если будет проходить в слегка затемненной комнате под тихую и приятную музыку. Обстановка при этом будет непринужденной, располагающей к самостоятельному творчеству. А изображение на стекле будет более выразительным, ведь техника рисования песком работает по принципу «света и тени».