МААМ-картинки

Мастер-класс по «Пластилинографии»: задачи, структура, методика, план мероприятий

Оксана Федосеева
Мастер-класс по «Пластилинографии»: задачи, структура, методика, план мероприятий
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка по теме : Мастер- класс по «Пластилинографии».

Содержание.

1. Введение…. 2

2. Характеристика техники «Пластилинография» … 2

3. План мероприятий по мастер- классу…7

4. Методика выполнения работы…. 8

5. Список литературы… 16

6. Приложения… .17

1. Введение

Публикация «Мастер-класс по „Пластилинографии“: задачи, структура, методика, план мероприятий» размещена в разделах

Творчество – постоянный спутник детства. Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего и среднего школьного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь творчеством, ребенок развивает себя как физически, так и умственно. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

В связи с этим, трудно переоценить роль личности педагога в процессе развития творческих, креативных способностей обучающихся. Обычно отношение детей к занятиям творческого объединения определяется их отношением к педагогу, так как именно его авторитет обуславливает желание и нежелание ребёнка думать, развиваться, творить.

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. «Меньше обучать — больше взаимодействовать», «Учимся, делая и творя» - эти девизы способствуют созданию условий для развития творческих способностей детей, раскрепощению индивидуально-творческих сил ребенка.

2. Характеристика «Пластилинографии

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

2. Развитию творческих способностей.

3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

4. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.

5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

•Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

•Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

•При успешном овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Основные цели и задачи обучения «Пластилинографии»

1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.

5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств.

Основные приёмы. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек,

зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Этапы обучения "пластилинографии"

Подготовительный.

Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

Основной.

Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Смешение цветов.

При создании лепной работы могут понадобится разнообразные цвета

пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получается зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного цвета в другой двумя способами:

1. смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а потом размазывая их на поверхности.

2. несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают в одном шарике и используют.

- Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.

При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.

Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный.

Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.

Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей водой.

Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»

1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).

2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.

3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин).

4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее "жизнь".

6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

3. План мероприятий по мастер- классу

Как показывает практика, для интересного и качественного проведения мастер-класса, необходимо наличие определённого пакета документов.

В этот пакет входят такие документы как:

план-конспект мастер-класса;

рекомендуемая литература о мастер-классе;

список рекомендуемых Интернет-ресурсов;

опрос-анкета для участника мастер-класса.

Продумав содержание мастер — класса, можно перейти к его орга-низационной части, которая имеет несколько особенностей.

Продолжительность мастер — класса не является постоянной. Обычно — от нескольких часов до целого дня, в зависимости от числа участников, помещения, оборудования, климата и времени суток. На все эти факторы бывает сложно повлиять, гораздо проще под них подстроиться. Кроме того, при организации мастеркласса должно быть обязательно предусмотрено следующее:

• удобное для проведения занятий помещение;

• проектор (для показа схем и иллюстраций);

• канцелярские принадлежности (листы ватмана, цветной пластилин…)

• создание презентации мастер- класса;

• подбор физминуток, музыки.

План-конспект

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Чудеса пластилинографии»

Тема:

Пластилинография – увлекательное и полезное занятие для детей.

(для педагогов ДОУ)

Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи мастер класса :

• освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;

• обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;

• развивать интерес к нетрадиционным способам рисования и способствовать широкому применению их в детском саду.

Ожидаемый результат:

• проявление творчества педагогов в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности, разными способами;

• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию пластилинографии в работе с детьми.

Материалы и оборудование для педагогов: плотный картон, размер А4,набор пластилина, салфетки для рук, доски для лепки, стеки.

Структура мастер-класса :

1. Теоретическая часть:

Вступительное слово по теме «Пластилинография - увлекательное и полезное занятие для детей»

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов.

3. Рефлексия – итог мастер-класса

Ход мастер-класса :

1. Теоретическая часть:

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправится в увлекательное путешествие по удивительной стране Пластилинография.

«Дети, конечно, не делаются художниками от того,

что в течении дошкольного детства им удалось

создать несколько действительно художественных образов.

Но в развитии их личности это оставляет глубокий

след, так как они приобретают опыт настоящего

творчества, который в дальнейшем

приложат к любой области труда».

(В сопровождении медленной музыки.)

«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).

Сегодня я хочу вас познакомить с видами пластилинографии :

Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

2. Располагать их на горизонтальной поверхности.

3. Затем расплющивать, соединяя детали.

Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Особенности выполнения работы:

1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).

2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.

3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с

использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной оверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на

горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев. Особенности выполнения работы:

1. Для начала мы берем разные цвета пластилина. 2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.

3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой.

Или скатываем колбаску и разрезаем ее. Получая детали для изображения.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

2. Практическая часть.

На улице весна! Светит солнце! Я предлагаю сегодня порадовать себя. А что больше всего любят женщины – это цветы. Давайте сделаем корзину цветов, используя многослойную пластилинографию.

Показать приемы. Объяснить способы работы. Выполнение работы под музыкальное сопровождение.

Во время работы полезные советы:

• во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

• предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка, или же использовать глянцевый картон;

• устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

• Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда вплетены физ минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение.

• Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

3. Заключение.

В технике пластилинографии можно создать : цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть поэтому они излучают какую-то особенную энергию.

Рефлексия

-Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время нашего путешествия.

(Презентация)

«Бабочка». Мастер-класс по пластилинографии

Тема: «Бабочка»

Цель: Вызывать интерес к окружающему миру. Закреплять приемы работы с пластилином. Продолжать учить использовать в своей работе -стеку.

Развивать мелкую моторику пальцев рук разными приемами работы с пластилином : скатыванием, сплющиванием, разглаживанием поверхности и др.

Материал для проведения мастер класса :

контур бабочки, вырезанный из плотного картона, набор пластилина, стека, влажная салфетка для рук, иллюстрация с изображением бабочек.

Ход мастер класса

Жила-была гусеница. Все над нею смеялись, такая она была некрасивая. Однажды гусеница решила спрятаться в кокон, чтобы ее никто не видел. Сидела она в нем, сидела, и заснула. Пока она спала, прошла зима и наступила долгожданная весна. Проснулась гусеница, высунула наружу усики, чтобы посмотреть, нет ли там никого, кто бы мог над нею посмеяться. Никого не оказалось. Тогда она вылезала целиком из своего кокона.

Гусеница чувствовала, что на спинке ей что-то мешает. Она встряхнулась и вдруг … полетела. (Воспитатель имитирует полет бабочки игрушкой-бабочкой на палочке или ниточке). Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало и увидела прекрасную … (бабочку). Да, бабочку с огромными яркими крыльями. «Кто эта красавица?» – подумала она, – «Ой, так ведь это же я! Я – бабочка!» Она летела над лугом и все, кто видел ее, восхищались: «Какая красивая бабочка!»

Предлагаю для нашей красавицы сделать подружек- бабочек

Для этого самостоятельно выбираете цвета пластилина и составляете узор.

Разделив пластилин на маленькие части пальчиками разгладить пластилин по всей поверхности бабочки, затем украсить ее сплющенными шариками, колбасками свернутыми в спиральки, колечками и др.

В ходе мастер- класса была проведена физкультминутка:

Наша бабочка встряхнулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

И нектара всласть поела.

(выполняют движения в соответствии с текстом).

По окончании организовать выставку работ. Подвести итог.

Список литературы

1. Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. Организация мастер-классов в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждении №1, 2010.

2. Пахомова Е. М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист № 2, 2005.

3. Пахомова Е. М., Дуганова Л. П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М. : АПК и ППРО, 2006.

4. Русских Г. А. Структура мастер — класса // Научно-методический журнал «МЕТОДИСТ» №1, 2002.

5. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. — М. : НИИ школьных технологий, 2005.

6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М. : НИИ школьных технологий, 2005.

Приложение 1

Анкета для участника мастер-класса

Уважаемый коллега!

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся проведения и результативности мастер-класса, организуемых в нашем образовательном учреждении. Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования различных мастер-классов.

1. Из каких источников Вы узнали об этом мастер — классе?

свое образовательное учреждение;

управление образования города ;

отдел образования района;

сайт образовательного учреждения;

другие источники ___

2. Какие причины побудили Вас посетить именно этот мастер-класс?

желание усовершенствовать собственную методику;

стремление познакомиться с известным в городе педагогом;

желание ознакомиться с новыми образовательными технологиями;

простое любопытство;

обязало начальство;

другое ___

3. Что Вам понравилось?

оригинальная методика;

личность педагога;

инновационные подходы;

отдельные педагогические приемы;

техническое оснащение;

структура занятия;

организация мастер — класса;

атмосфера мастер — класса;

другое ___

4. Что, по Вашему мнению, в данном мастер — классе требует дополнительных разъяснений?

методика;

отдельные педагогические приемы;

техническое оснащение;

структура занятия;

организация мастер — класса;

другое ___

5. Чем для Вас был полезен данный мастер-класс?

стала понятной авторская система педагога-автора;

повысилась моя компетентность по ряду аспектов;

получил следующие навыки ___

6. Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания?

___

8. Что бы Вам хотелось еще узнать по теме проведенного мастер-класса?

9. ___

9. Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей деятельности?

___

10. Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастер-класса?

___

Благодарим Вас за участие в опросе!

Публикации по теме:

Мастер-класс по пластилинографии «Елочка»Мастер-класс по пластилинографии «Елочка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Джанкоя РК "Детский сад №1 "Тополек" Возраст детей - 3 года Воспитатель: Оноприенко.

Мастер-класс по пластилинографии «Кленовый лист»Мастер-класс по пластилинографии «Кленовый лист» Цель: - развивать навыки и умения в работе с пластилином и стекой - развивать мелкую моторику, координацию движений рук глазомер - воспитывать.

Мастер-класс по пластилинографии «Весёлые Смешарики»Мастер-класс по пластилинографии «Весёлые Смешарики» Не так давно декоративно – прикладное искусство обогатилось еще одной техникой –пластилинографией. Пластилинография в наше время становится.

Мастер-класс по обратной пластилинографии «Подарок для мамы»Мастер-класс по обратной пластилинографии «Подарок для мамы» Каждый ребенок, мальчишка и девчонка, любят делать подарки и сюрпризы для своих близких. Сегодня я хочу познакомить вас с одним, достаточно.

Мастер-класс по пластилинографии «Веселый зонтик»Мастер-класс по пластилинографии «Веселый зонтик» За окном второй день лежит снег, хотя по календарю еще осень. Да и погода на неделе была самая, осенняя, лил дождь, как из ведра. Небо.

Методика формирования умения решать и составлять арифметические задачи Термины Арифметические задачи Решаются арифметическим действием Текстовые задачи Сформулированы на естественном языке Простые задачи.

Мастер-класс по пластилинографии «Дерево Дружбы»Мастер-класс по пластилинографии «Дерево Дружбы» Цель: вызвать интерес коллег к работе с пластилином. Задачи: Обучить коллег нетрадиционной технике работы с пластилином. Развивать интерес.

Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака»: задачи, этапы реализации, план мероприятий Пояснительная записка Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по «Пластилинографии»: задачи, структура, методика, план мероприятий
Опубликовано: 14 марта 2018 в 10:19
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по «Пластилинографии»: задачи, структура, методика, план мероприятий» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Федосеева (УИ 318038) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД