МААМ-картинки

Результаты исследования формирования гендерных установок у детей дошкольного возраста

Лифенко Ирина
Результаты исследования формирования гендерных установок у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Исходя из цели исследования, изучить особенности формирования половозрастной идентификации и особенности когнитивных и эмоциональных аспектов гендерных установок у детей, было проведено исследование этих особенностей у мальчиков и девочек от 3 до 6 лет.

Были использованы следующие методики: Половозрастная идентификация Н. Л. Белопольской, методика «Лесенка» В. Г. Щур, полустандартизированное интервью, упрощенный вариант цветового теста отношений (ЦТО) А. М. Эткинда.

Публикация «Результаты исследования формирования гендерных установок у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Результаты исследования половозрастной идентификации показали, что в 3 года дети уже точно знают о своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Существуют различия между мальчиками и девочками в идентификации своего жизненного пути: у девочек идентификация завершается раньше, чем у мальчиков. Мальчики выстраивают последовательность идентификации от младенца до старика, пропуская образы юношей или мужчин вплоть до 6-летнего возраста и допуская смешанный выбор. Мы можем наблюдать динамику формирования процесса идентификации своего жизненного пути и сделать вывод, что у мальчиков она более продолжительная, чем у девочек.

Таким образом, наша гипотеза о том, что гендерная идентификация завершается к 6 годам не подтверждается: идентификация своего настоящего статуса у девочек и у мальчиков в 6 лет не соответствует возрасту, а идентификация своего жизненного пути завершается к 6 годам только у девочек.

По результатам методики «Лесенка», определяющей особенности самооценки ребенка можно заключить, что адекватная самооценка соответствует адекватной идентификации себя на протяжении всего дошкольного возраста, как у мальчиков, так и у девочек. Наличие у девочек во всех возрастах различий на уровне тенденции между собственной самооценкой и оцениванием себя папами (считают, что папы хуже их оценивают) отражается на том, что девочки считают более непривлекательными мужские образы, а в 6-летнем возрасте именно мужчины попали в число не привлекательных.

Проведенное полустандартизированное интервью показало, что когнитивные аспекты гендерных установок у детей начинают формироваться в 3 года, и у мальчиков и девочек они различаются. Родовые понятия Дядя и Тётя осваиваются детьми лучше, чем родительские и супружеские понятия. Девочки в 3 года реже, чем мальчики желают выступать в противоположных паспортному полу родительских или супружеских ролях. Мальчики в 3 года хотят быть дядями, но не против быть и женой, и мамой.

У детей к 6 годам сформировалось определенное представление о маскулинных и феминных ролях, однако у мальчиков оно выражено особенно. Мальчики показали четкое когнитивное представление о женских и мужских ролях, отдавая предпочтение мальчикам – они сильнее, не боятся боли, ходят на войну и играют в футбол.

Результаты теста цветовых отношений показали, что эмоциональные аспекты восприятия полов и себя как представителя пола у мальчиков и девочек отличаются. Девочки во всех возрастах и по всем понятиям (Я и Мальчик, Девочка и Мальчик, самовосприятие) делают позитивный выбор в пользу девочек. У мальчиков в 5 лет возникает эмоциональная дифференциация себя и девочек с невыгодным выделением себя. Негативная оценка себя у них преобладает и в самовосприятии, и в выборах между понятиями Мальчик и Девочка мальчики воспринимаются негативно.

Между когнитивным и эмоциональным аспектом гендерных установок у мальчиков существует диссонанс. Когнитивная ориентация у них на мужской пол сочетается к 6 годам с эмоциональной негативацией образа Я.

Наша гипотеза о том, что процесс формирования когнитивных и эмоциональных аспектов гендерных установок у мальчиков и девочек различен, подтвердилась. Тот факт, что мальчики показали четкое когнитивное представление о женских и мужских ролях, отдавая предпочтение мальчикам, и в то же время негативизация у них образа Я («Я знаю, что мальчики хорошие, но я плохой», объясняет особенность воспитательных влияний. По обобщенным данным И. С. Кона это связано с негативным отношением к маскулинному поведению мальчиков.

Различное эмоциональное восприятие полов оказывает влияние на личностное развитие и на развитие отношений между полами (у мальчиков – «Мальчики хуже девочек, и я плохой», у девочек – «Девочки лучше мальчиков, и Я хорошая»). Изменить сложившуюся ситуацию можно только организацией уже в детских дошкольных учреждениях полоролевого воспитания и внедрением гендерной культуры в семьи.

Дальнейшее исследование было бы целесообразно провести в дошкольном учреждении, где существует разделение детей на однополые группы и в дошкольном учреждении с организованным полоролевым воспитанием, но без такого разделения, для того, чтобы выяснить решается ли проблема полоролевого воспитания путем деления детей на однополые группы.

Публикации по теме:

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции» Исследование проводилось в одной из подготовительных групп ДОУ компенсирующего вида. Цель практического исследования: изучение реализации.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Результаты исследования формирования гендерных установок у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 мая 2022 в 09:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Результаты исследования формирования гендерных установок у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лифенко Ирина (УИ 1741998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД