Лифенко Ирина
Результаты исследования формирования гендерных установок у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исходя из цели исследования, изучить особенности формирования половозрастной идентификации и особенности когнитивных и эмоциональных аспектов гендерных установок у детей, было проведено исследование этих особенностей у мальчиков и девочек от 3 до 6 лет.
Были использованы следующие методики: Половозрастная идентификация Н. Л. Белопольской, методика «Лесенка» В. Г. Щур, полустандартизированное интервью, упрощенный вариант цветового теста отношений (ЦТО) А. М. Эткинда.
Публикация «Результаты исследования формирования гендерных установок у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Результаты исследования половозрастной идентификации показали, что в 3 года дети уже точно знают о своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Существуют различия между мальчиками и девочками в идентификации своего жизненного пути: у девочек идентификация завершается раньше, чем у мальчиков. Мальчики выстраивают последовательность идентификации от младенца до старика, пропуская образы юношей или мужчин вплоть до 6-летнего возраста и допуская смешанный выбор. Мы можем наблюдать динамику формирования процесса идентификации своего жизненного пути и сделать вывод, что у мальчиков она более продолжительная, чем у девочек.
Таким образом, наша гипотеза о том, что гендерная идентификация завершается к 6 годам не подтверждается: идентификация своего настоящего статуса у девочек и у мальчиков в 6 лет не соответствует возрасту, а идентификация своего жизненного пути завершается к 6 годам только у девочек.
По результатам методики «Лесенка», определяющей особенности самооценки ребенка можно заключить, что адекватная самооценка соответствует адекватной идентификации себя на протяжении всего дошкольного возраста, как у мальчиков, так и у девочек. Наличие у девочек во всех возрастах различий на уровне тенденции между собственной самооценкой и оцениванием себя папами (считают, что папы хуже их оценивают) отражается на том, что девочки считают более непривлекательными мужские образы, а в 6-летнем возрасте именно мужчины попали в число не привлекательных.
Проведенное полустандартизированное интервью показало, что когнитивные аспекты гендерных установок у детей начинают формироваться в 3 года, и у мальчиков и девочек они различаются. Родовые понятия Дядя и Тётя осваиваются детьми лучше, чем родительские и супружеские понятия. Девочки в 3 года реже, чем мальчики желают выступать в противоположных паспортному полу родительских или супружеских ролях. Мальчики в 3 года хотят быть дядями, но не против быть и женой, и мамой.
У детей к 6 годам сформировалось определенное представление о маскулинных и феминных ролях, однако у мальчиков оно выражено особенно. Мальчики показали четкое когнитивное представление о женских и мужских ролях, отдавая предпочтение мальчикам – они сильнее, не боятся боли, ходят на войну и играют в футбол.
Результаты теста цветовых отношений показали, что эмоциональные аспекты восприятия полов и себя как представителя пола у мальчиков и девочек отличаются. Девочки во всех возрастах и по всем понятиям (Я и Мальчик, Девочка и Мальчик, самовосприятие) делают позитивный выбор в пользу девочек. У мальчиков в 5 лет возникает эмоциональная дифференциация себя и девочек с невыгодным выделением себя. Негативная оценка себя у них преобладает и в самовосприятии, и в выборах между понятиями Мальчик и Девочка мальчики воспринимаются негативно.
Между когнитивным и эмоциональным аспектом гендерных установок у мальчиков существует диссонанс. Когнитивная ориентация у них на мужской пол сочетается к 6 годам с эмоциональной негативацией образа Я.
Наша гипотеза о том, что процесс формирования когнитивных и эмоциональных аспектов гендерных установок у мальчиков и девочек различен, подтвердилась. Тот факт, что мальчики показали четкое когнитивное представление о женских и мужских ролях, отдавая предпочтение мальчикам, и в то же время негативизация у них образа Я («Я знаю, что мальчики хорошие, но я плохой», объясняет особенность воспитательных влияний. По обобщенным данным И. С. Кона это связано с негативным отношением к маскулинному поведению мальчиков.
Различное эмоциональное восприятие полов оказывает влияние на личностное развитие и на развитие отношений между полами (у мальчиков – «Мальчики хуже девочек, и я плохой», у девочек – «Девочки лучше мальчиков, и Я хорошая»). Изменить сложившуюся ситуацию можно только организацией уже в детских дошкольных учреждениях полоролевого воспитания и внедрением гендерной культуры в семьи.
Дальнейшее исследование было бы целесообразно провести в дошкольном учреждении, где существует разделение детей на однополые группы и в дошкольном учреждении с организованным полоролевым воспитанием, но без такого разделения, для того, чтобы выяснить решается ли проблема полоролевого воспитания путем деления детей на однополые группы.