Цимфер Алефтина Анатольевна
Режиссерская игра
▼ Скачать + Заказать документы
Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована. Видимо этим, можно объяснить невнимание ученых к этому виду игр.
Публикация «Режиссерская игра» размещена в разделах
Режиссёрские игры – игры с маленькими куклами, машинками, животными, и тут ребёнок уже не участник, а режиссёр событий, актёр и декоратор. Как и любые самодеятельные игры, режиссёрские игры невозможно искусственно привнести в деятельность ребёнка, но можно обеспечить условия для их появления и полноценного развития.
Именно в режиссё рской игре происходит:
- развитие исследовательской активности
- открытие новых знаний и преобразование предметов окружающей действительности
- овладение умением наблюдать, анализировать, сравнивать
- развитие умения выдвигать гипотезы и находить пути их решения.
Иногда нужные игрушки не всегда оказываются под рукой, поэтому дети начинают делать игрушки сами. В дело идут камушки, палочки, лоскутки, пластилин, ракушки … Здесь игра настолько тесно смыкается с продуктивными и другими внеигровыми видами деятельности (изобразительная деятельность, труд, конструирование, экспериментирование, обеспечивая их мотивационно, что переход от игры к труду и обратно становится практически неуловим.
“Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста”. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Педагогическая ценность режиссёрских игр :
- способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
- развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;
- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;
- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Значение режиссёрской игры :
-Дети самореализуются;
-У детей активизируются речь, воображение, мышление;
-У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, артистические способности.
Условия развития режиссёрской игры :
-У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
-Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
-Должно быть свободное время;
-Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения (разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки «би-ба-бо» (одеваются на руку, игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный, теневой театр, марионетки.
-У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.
Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.
Развитие режиссерских игр тесно переплетено с конструированием, сюжетно-ролевыми играми. Дети с удовольствием сооружают постройки и обыгрывают их в форме режиссерской игры. В старших группах, например, ребенок рисует и вырезает овощи из бумаги, раскладывает их на грядке и называет себя овощеводом, вырастившим богатый урожай. Это не рисование и не ручной труд, а именно режиссерская игра, так как ребенок сам придумывает сценарий и по нему играет.
Использование этих игр, наблюдение за ними с диагностической целью помогут своевременно выявить детей, испытывающих эмоциональный дискомфорт, чтобы впоследствии оказать им помощь, создать наиболее благоприятные условия для нервно-психического развития, оптимизировать их отношения с окружающими.
Маленькие дети в возрасте 2-3 лет ни всегда самостоятельно способны играть в задуманные взрослыми игры. Не стоит навязывать им свой сюжет, а для начала воспитателю следует показать наглядный пример, объяснив, как играть, управляя героями и придумывая сценариий.