Приложение МААМ

Режим дня и навыки самообслуживания в песнях

Ольга Геннадьевна Зайцева
Режим дня и навыки самообслуживания в песнях
▼ Скачать + Заказать документы

С младенчества ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный опыт, который позволяет ему ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления об окружающем, об отношениях между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного в жизни и искусстве, начинают формироваться первые нравственно-эстетические понятия, ценностные ориентации.

Публикация «Режим дня и навыки самообслуживания в песнях» размещена в разделах

Музыка вызывает эмоциональный отклик уже у 3-4 месячных младенцев. В раннем и дошкольном возрасте правильно подобранные музыкальные произведения доставляют детям радость, побуждают их к активности, способствуют развитию слуха, памяти, чувства ритма. Музыка вызывает у детей желание петь, двигаться, действовать.

Ребёнку особенно нравятся песни, которые поют специально для него и про него. В такую минуту активность проявляют даже те дети, которые оставались пассивными на занятиях. Известный ученый, «бабушка» системы воспитания детей раннего возраста Нина Михайловна Аксарина показала, что музыкальные игры, прослушивание песен или пение с детьми 2-го и 3-го года жизни надо проводить не только на музыкальных занятиях, но и во время прогулки, а также в ходе их самостоятельной деятельности.

Однако до недавнего времени присутствие песен в жизни дошкольников было весьма ограничено. Это отчасти объясняется малодоступностью и сложностью использования звукопроводящей техники. Сегодня развитие цифровых технологий сняло эту проблему. Тем не менее, песни по-прежнему звучат лишь на музыкальных занятиях и праздниках, а в повседневной жизни детей они крайне редки или не используются вовсе. Главная причина состоит в том, что традиционный песенный багаж в значительной степени исчерпан, а в современной отечественной музыкальной культуре детства мало педагогически выстроенных музыкальных и поэтических произведений о жизни малышей.

И поэтому коллектив педагогов, поэтов, художников, звукорежиссеров, специалистов в области цифровых технологий вместе с композитором активно трудились над решением данной проблемы. Силами этого содружества были созданы педагогически выверенные поэтические и музыкальные произведения, которые содействуют развитию ребенка, дают материал для занятий, помогают радостной и содержательной жизни детей.

В результате возникла серия детских песен, которая получила название «Веселый день дошкольника», то есть ВеДеДо.

Новый проект «Весёлый день дошкольника» стал, на мой взгляд, той палочкой-выручалочкой, которая помогла восполнить пробел во взаимодействии музыки с такими областями как художественная литература, изобразительное искусство, игровая деятельность, а также, наконец-то, заполнила нишу в использовании музыки в режимных моментах.

Работая над внедрением проекта «Весёлый день дошкольника» я заметили, что дети вместе с песенками стали с удовольствием выполнять режимные моменты. Исчезли слёзы, крики, истерика. Исчезли окрики взрослых по поводу выполнения или невыполнения умывания, одевания, завтрака.

Материалы серии ВеДеДо побуждают поддерживать проявление самостоятельности детей и учить самообслуживанию, облегчают усилия по воспитанию ребенка и помогают малышу:

• Осваивать и соблюдать режим дня (подъем);

• Овладевать навыками самообслуживания (одевание, умывание и т. п.);

• Развивать речевой слух и повышать культуру речи;

• Получать удовольствие и творчески воспринимать музыку.

Песни помогают воспитателю организовывать и упорядочивать повседневную жизнь детей без психологического принуждения. Песни превращают трудные и неинтересные для ребёнка процедуры самообслуживания (мытьё рук, приём пищи, одевание и т. п.) в осмысленное и привлекательное игровое действо. Песни помогают организовать взаимодействие детей в группе и на прогулке, стимулируют и обогащают их познавательную работу в ходе знакомства с окружающим миром, художественного творчества, в труде.

Используя специально подобранный словарь и разные средства выразительности, песни содействуют развитию всех составляющих устной речи детей (лексика, грамматический строй речи, их эстетическому воспитанию.

Педагогическая технология «ВеДеДо» реализует принцип «спонтанности» развития (А. В. Запорожец, включающего совместную деятельность ребенка с взрослым и сверстниками (в зоне ближайшего развития, по Л. С. Выготскому) и самодеятельную активность, спонтанные игры и творчество по инициативе детей. Основой для совместной и личной спонтанной деятельности детей в технологии «ВеДеДо» является песня. Диалог выступает как условие и ведущий метод в образовательном процессе. Игра реализуется как ведущая деятельность и как одна из важных форм организации образования наряду с разнообразными видами деятельности дошкольника – изобразительной, конструкторской, театрализованной, музыкальной, двигательной, экспериментированием и др.

Любое педагогическое средство – и «ВеДеДо» не исключение – это система взаимодействий. Прежде чем пользоваться песнями, нужно обязательно прочитать приложенные рекомендации. Там рассказано, как правильно и результативно использовать методику.

Прослушайте все песни сами и выберите песенку, с которой, по вашему мнению, лучше всего начать занятие с ребенком. Например, начните с первой песни, где поется о пробуждении. Прочитайте стихи, посмотрите рисунок к этой песне.

Постарайтесь заинтересовать детей картинкой с текстом песни, дайте им возможность рассмотреть её, выразительно прочитайте стихи.

Затем предложите детям соотнести содержание картинки и стихи с тем, что происходит в их жизни.

Далее, в качестве сюрприза, дети могут прослушать песню на эти стихи, повторив по их просьбе запись несколько раз.

И только после этого договаривайтесь с детьми о том, что запись песни будет звучать перед началом тех или иных событий, предусмотренных режимом дня режимные моменты). Например, если дети знакомятся с песней «Выходим на прогулку», то ее запись будет звучать тогда, когда дети одеваются на прогулку и т. п.

Режимные моменты и связанные с ними песни для детей посещающих ДОУ

Табл. 1 Режимные моменты и связанные с ними песни для детей

№ Время Режимный момент и общение взрослых с ребенком Название песни

1. 7.00 – 8.00 Пробуждение.

Общение: положительно – эмоциональное общение (телесный контакт, приветствие) 1. Пробуждение

Гимнастика. 2. Зарядка

Гигиенические процедуры (чистка зубов, умывание).

Общение:называние частей тела, предметов, действий ребенка и процедур 3. Я умываюсь

4. Дружим с водою

5. Умывайся!

Причесывание 6. Причёска

Утренний прием воды 7. Глоток воды

Одевание 8. Учусь одеваться (утреннее одевание)

2. 8.20 – 8.30 Взаимные приветствия воспитателя и ребенка, родителей и педагога (двигательная активность)

Приучение к опрятности, мытье рук 13. Скоро завтрак

3. 8.30 – 9.30 Завтрак (называние блюд, посуды, закреплением навыков культуры еды (использование ложки, использование салфетки). 14. Завтрак

4. 9.30 - 10.00

Развивающее занятие по сетке по подгруппам и фронтально (музыкальное, сенсорное,двигательной активности,наблюдение,рассказывание,конструирование,рисование, лепка, чтение художественной литературы и,рассматривание картинок,театрализованная игра, пение, слушание музыки, игры с песком и водой) 15. Любимые книжки

+ песни дополнительной тематической серии

5. 10.00 – 10. 30 Подготовка к прогулке: соблюдение питьевого режима

Приучение к опрятности, одевание, положительно - эмоциональное общение (закрепление навыков последовательного одевания, с называнием одежды (цвета, действий, положительная оценка проявлений самостоятельности, постепенный выход на прогулку ( на все сезоны: поют дети) 16. Вкусная вода

17. Выходим на прогулку (одевание летнее -воспитатель)

18. Надо одеваться!

6. 10.30 – 11.30 Прогулка. Дополнительная тематическая серия

7 11.30 - 12.00 Возвращение с прогулки, положительно - эмоциональное общение (закрепление навыков последовательного раздевания, с называнием одежды (цвета) и действий, положительная оценка проявлений самостоятельности, питьевой режим, приучение к опрятности, мытье рук, подготовка к обеду 19. Перед обедом

20. За обеденным столом

8. 12.00 - 12.30 Обед с называнием блюд, посуды, закреплением навыков культуры еды (использование ложки, использование салфетки, по окончанию еды выполнение элементарных трудовых поручений 21. Обед

22. Помощники

9. 12.30 - 13.00 Постепенный переход ко сну,

закрепление навыков раздевания, раскладывания одежды,

индивидуальное положительно – эмоциональное общение (закрепление навыков последовательного раздевания, с называнием одежды (цвета, действий, приучение к опрятности, укладывание в постель 23. Спать охота!

24. Тихий час

10 13.00-15.00 Дневной сон

11 15.00 - 15.30 Пробуждение, гимнастика после сна, положительно – эмоциональное общение (телесный контакт, приветствие, содержательное общение с ребенком (называние частей тела, предметов, действий ребенка и процедур 25. После тихого часа

26. Будьте опрятными!

27. Я подрос

28. Хорошие дети

12 15.30 - 16.00 Полдник с называнием блюд, посуды, закреплением навыков культуры еды (использование ложки, использование салфетки, выполнение элементарных трудовых поручений 29. Полдник

13 16.00 -16.30 Развивающие занятия Дополнительная тематическая серия

14 19.00 - 19.30 Свободная и самостоятельная деятельность, игры (по выбору детей и взрослых)

35. Дружим с посудой

36. Папа - повар

37. Мы молодцы!

38. Пеку с мамой

15 19.30 - 20.30 Приучение к опрятности, чистка зубов, водные процедуры 39. Вечернее умывание

16 20.30 - 21.00 Подготовка ко сну 40. Колыбельная

В примерном перечне режимных моментов есть немало таких, где акцент делается на свободную самостоятельную деятельность детей, игры и т. п. Для некоторых из них в таблице приведены одна или несколько песен. Авторы хорошо понимают, что этого далеко недостаточно. Поэтому серия «Веселый день дошкольника» включает в себя дополнительные выпуски, которые содержат тематические подборки песен. Среди них: «Колыбельные», «Сказки», «Загадки», «Птицы»,«Животные и насекомые», «Природа», «Азбука», «Уроки музыки», «Хороводы», «Активные игры», «Праздники» и другие.

Программа Ве-Де-До не только способствует освоению детворой основных требований режима, но и развивает и обогащает речь и мышление ребёнка, а также музыкальный слух и чувство ритма. Немаловажно и то, что её введение устраняет необходимость психологического давления на детей со стороны воспитателей Весё лый День Дошкольника знаменует собой настоящий триумф основной заповеди гуманной педагогики: «обучая, развлекай, развлекая – обучай!»

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми о здоровье «Зарядка и режим дня» Здравствуйте, дорогие ребята! Поговорим сегодня об утренней зарядке и режиме дня. Начнем с зарядки. Пожалуйста, поднимите руки те из вас,.

Сценарий спортивного праздника в День здоровья «Режим дня» в средней группе Дети в спортивной форме заходят в зал и строятся в шеренги рядом со стульями. Под бодрую музыку в зал входит Здоровячок (взрослый) Здоровячок:.

Дидактическая игра «Мой режим дня»Дидактическая игра «Мой режим дня» Дидактическая игра «Мой режим дня» Цель: познакомить ребенка с частями суток основными составляющими режима дня, уточнить представления.

Консультация «Режим дня — основа нормального физического развития ребенка» Консультация «Режим дня - основа нормального физического развития ребенка» Подготовила: воспитатель Климина С. А.. Саранск.

Стихотворение «Мой режим дня»Стихотворение «Мой режим дня» В этом году в нашем ДОУ проходил конкурс "Портфолио дошкольника". Портфолио дошкольника должно соответствовать тематике и требованиям к.

Памятка для родителей «Режим дня» «Режим дня. Это важно». Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка здоровым, закаленным. Чтобы ребенок рос здоровым,.

Проект во второй младшей группе «Режим дня-залог здоровья!» Залогом здоровья, хорошего настроения и самочувствия, высокой работоспособности является соблюдение режима дня, поэтому чтобы ребенок рос.

Консультация «Режим дня» Режим дня «Ничего так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определённый распорядок дня» - эти слова известного физиолога.

Режим дня и гигиена воспитательного процесса Важнейшим условием правильного развития детей является соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим дня. Режим - это рациональное.

Режим дня второй младшей группы на тёплый и холодный период Распорядок и режим дня Режим дня второй младшей группы на теплый период Время Режимные процессы 7.00- 8.00 Играем вместе! Прием детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Режим дня и навыки самообслуживания в песнях
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 14:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Режим дня и навыки самообслуживания в песнях» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Геннадьевна Зайцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД