Татьяна Ульман
Решение детских проблем с помощью игр
▼ Скачать + Заказать документы
Изначально эта методика была разработана для детей от 4 до 7 лет, но она эффективна не только для более взрослых детей и подростков, но и взрослых людей. Страхи, нарушения сна, поведенческие отклонения - справиться с подобными трудностями помогает игровая методика, разработанная всемирно известным финским психиатром доктором Фурманом и его коллегами. Общая идея книги: все проблемы в поведении ребенка можно рассматривать как недостаток навыков; навыкам ребенка можно обучить.
В книге представлен алгоритм обучения, разработанный в одном из центров помощи детям с проблемным поведением.
Публикация «Решение детских проблем с помощью игр» размещена в разделах
Ступень 1. Преобразование проблем в умения.
Определите, какие навыки ребенок должен освоить для того, чтобы справиться с проблемой.
На каждую проблему есть умение, которому можно научиться, – и проблема исчезнет.
Приступая к определению навыка, вы можете облегчить себе задачу, задав такой вопрос: чему должен научиться ребенок для того, чтобы справиться с проблемой? умение должно заключаться не в прекращении нежелательной деятельности, а в обучении правильному поведению.
-если ребенок балуется с едой, ему нужно научиться не «перестать баловаться с едой», а есть правильно;
-если ребенок слишком медленно одевается, то он должен научиться не тому, чтобы «не валять дурака во время одевания», а тому, чтобы одеваться быстро.
Мало кто из детей способен осваивать несколько навыков одновременно, поэтому следующее, что вам нужно сделать, – это решить, лучше вместе с ребенком, каким умением стоит овладеть в первую очередь. В таком случае может быть разумным начинать не с самого сложного, а с самого простого навыка из списка. С такими сложными проблемами, как низкая самооценка, зачастую бывает трудно справиться, но если разделить их на несколько отдельных умений, которые нужно освоить, сразу же становится понятно, как именно ребенок должен действовать.
Навык – это не способность НЕ ДЕЛАТЬ. Начинать практиковать овладение навыками нужно с разговора между взрослыми, как правило, в отсутствие ребенка. Обсудите, какие навыки ребенку нужно освоить, чтобы избавиться от своей проблемы.
Ваши запреты в форме приказа должны преобразоваться в утверждения, подкрепляющие желаемое действие.
«Не кричи на меня!» – «Говори спокойно».
«Не бросай вещи!» – «Держи это в руках».
«Перестань пинаться!» – «Встань спокойно».
«Не дразни младшую сестренку!» – «Относись к сестренке по-доброму».
Ступень 2. Согласие на овладение навыком.
Обсудите с ребенком проблему и договоритесь с ним о том, какой навык он будет осваивать.
– Мы с папой разговаривали о тебе и решили, что нам хотелось бы, чтобы ты проявлял больше доброты к сестре. Мы понимаем, что это непросто, но мне кажется, когда ты научишься так себя вести, всем, в том числе и тебе, будет гораздо лучше. Может быть, ты начнешь учиться быть с ней поласковее? Хочешь узнать, как ты можешь сделать это?
Подсказка № 1. Проводите занятия по освоению навыков с группой детей
Применяя метод освоения навыков в группе, в том числе и в многодетных семьях, стоит подумать о том, чтобы в процессе участвовали все.
Подсказка № 2. Предлагая освоить навык, употребляйте «мы» вместо «я»
– Мы вчера беседовали с твоим папой по телефону и решили, что тебе нужно научиться уступать в играх. Тебе больше понравится играть в карты и другие игры, если ты научишься проигрывать.
Подсказка № 3. Обсуждайте свои идеи с ребенком
Если вы предлагаете ребенку овладеть каким-то умением, а он отвечает отказом, спросите его, чему в таком случае ему хотелось бы научиться вместо этого?
Подсказка № 4. Дайте детям возможность помогать друг другу в определении нужных навыков
«Страна школьных умений» : поднимать руку, прилично вести себя на уроке
«Страна товарищеских умений». умение участвовать в общих играх, вмешиваться, если кто-то из детей издевается над другими, помогать друзьям выполнять домашние задания.
«Страна взрослых умений». вежливо приветствовать взрослых, слушать их
«Страна смелости». высказываться, отказываться делать то, что запрещено, выступать перед аудиторией и не стыдиться того, что ты в чем-то отличаешься от других детей.
Ступень 3. Выявление преимуществ от овладения навыком.
Помогите ребенку осознать, какие преимущества ему даст освоение предлагаемого навыка.
Ступень 4. Обозначение навыка.
Пусть ребенок сам подберет навыку название.
В придумывании названий для навыков дети проявляют больше фантазии, чем взрослые, но иногда эту фантазию все-таки надо немного стимулировать. Один из способов сделать это – предложить ребенку вспомнить кого-то, у кого нужный навык хорошо развит.
Ступень 5. Выбор существа силы.
Пусть ребенок выберет для себя животное или другое существо, которое будет поддерживать его и помогать в овладении навыком.
Существо силы может:
• помогать ребенку сохранять уверенность в своих силах в процессе обучения навыку;
• давать ребенку силы, необходимые для постоянной тренировки навыка;
• напоминать ребенку, что пора попрактиковаться;
• успокаивать и поддерживать ребенка, если он временно утратил навык;
• помогать ребенку вспомнить то время, когда он мог пользоваться каким-то умением;
• помогать ребенку чувствовать себя уверенно, когда он демонстрирует свое умение.
Ступень 6. Подбор группы поддержки.
Пусть ребенок пригласит других людей в качестве группы поддержки
Такие помощники могут многое, например:
• подбадривать ребенка, говоря ему, что он выбрал очень нужный и полезный навык;
• поддерживать в нем уверенность в том, что он способен овладеть этим навыком, и объяснять ему, почему они верят в него;
• хвалить ребенка, когда он делает успехи в овладении навыком;
• помогать ребенку снова встать на правильный путь, когда он временно забывает изученное;
• разделять с ребенком радость от успехов.
Oчень важно использовать любую возможность для того, чтобы включить в группу поддержки не только взрослых, но и других детей. Лучше всего, если ребенок попросит их об этом лично. Обычно люди бывают очень рады, когда дети просят их о поддержке.
Ступень 7. Обретение уверенности
Помогите ребенку обрести уверенность в том, что он сумеет освоить навык.
Главное в том, что недостаточно сказать ребенку: «Я верю, ты этому научишься» или «Ты все сможешь, я в этом не сомневаюсь». Вы должны как-то обосновать свои заявления и объяснить ребенку, что такого вы в нем заметили, что дает вам основания так думать.
• Ты раньше уже добивался успеха.
• В последнее время у тебя стало получаться лучше.
• Ты смог овладеть несколькими трудными навыками до этого.
• Ты такой отважный/упорный/умный/ловкий и т. д.
• Ты сам понимаешь, как это для тебя важно.
• У тебя много замечательных помощников, которые поддержат тебя.
• У того-то и того-то это тоже сначала не получалось, но в конце концов они научились.
Ступень 8. Готовимся праздновать победу.
Продумайте с ребенком, как вы отпразднуете овладение навыком.
Предвкушение праздника для ребенка – это своего рода «пряник», который подпитывает его мотивацию к обучению.
Ступень 9. Уточнение элементов навыка
Попросите ребенка рассказать вам, как он будет вести себя после того, как овладеет навыком
Важно проговорить с ним, как он планирует вести себя после того, как научится тому, что нужно.
• Когда ты научишься не драться с другими детьми, даже если они дразнят тебя, что ты станешь делать, если кто-то начинает дразниться?
• Когда ты перестанешь баловаться с едой и начнешь есть прилично, как ты будешь вести себя за столом?
Покажи мне, как ты будешь это делать, когда научишься?
Ступень 10: «рекламная кампания».
Рассказывайте людям, чему обучается ваш ребенок.
Дети обычно не любят, когда об их проблемах говорят прилюдно. Им представляется, что если у них есть проблемы, значит, с ними что-то не так, и они этого стыдятся. Однако все меняется, если говорить с ребенком об умениях, которыми он должен овладеть.
Обнаружилось, что те дети, которых они представили учителям как талантливых («От этого ребенка стоит ждать многого», учатся гораздо лучше, чем те, кого объявили не слишком способными. Этот эксперимент открыл нам глаза на тот факт, что наши ожидания действительно влияют не только на наше отношение к детям, но и на поведение самих детей.
Если окружающие все равно знают о проблеме, возможно, стоит сообщить им и о том, что ребенок осваивает навык, чтобы решить ее. Иными словами, если люди в любом случае эту проблему обсуждают, гораздо лучше, если они будут говорить не о ней, а об умении, которым овладевает ребенок.
Ступень 11: тренировка навыка.
Договоритесь с ребенком о том, как именно он будет применять полученный навык на практике.
Там нужно найти способ упражняться в навыке. И чтобы эти тренировки приносили плоды, они должна быть достаточно частыми и длительными. Если позволить детям активно участвовать в разработке программы тренировок навыка, это дает гораздо лучшие результаты, чем любые варианты, придуманные для них родителями или педагогами.
Маленькие дети любят придумывать ролевые игры для тренировки навыков, но это не всегда работает с детьми постарше. Им такая идея может показаться слишком «детской».
В таких случаях стоит подумать о том, чтобы заменить ролевую игру на своего рода журнал, или дневник, успехов. Это значит, что вы не создаете никаких придуманных ситуаций для демонстрации навыка, а просто ведете дневник всех реальных случаев, когда ребенок поступает в соответствии с навыком, который осваивает.
Хороший способ поддержать ребенка при демонстрации им осваиваемого навыка – это тройное поощрение.
1. Выражение изумления. Выражайте свое восхищение словами, мимикой и жестами, говорите что-нибудь вроде: «Ого!», «Здорово!»
2. Признание трудности. Ребенок должен знать, что вы понимаете: делать то, что делает он, – непросто: «Это совсем не просто»
3. Просьба объяснить. Наконец, выразите неподдельное любопытство, попросив ребенка объяснить, как он это делает. «А теперь расскажи мне, как у тебя это получается?» или «Объясни мне, пожалуйста, а то я не понял, как ты это сделал?»
Еще один высокоэффективный способ похвалить ребенка – то, что можно назвать «похвалой через слухи» : рассказываете о его успехах кому-то еще, но так, чтобы ребенок вас услышал.
Ступень 12: напоминание о навыке.
Пусть ребенок сам скажет, какую реакцию он хотел бы видеть от окружающих, если вдруг забудет свое умение.
В процессе освоения навыка рано или поздно наступает такой день, когда ребенок забывает об умении, которым пытался овладеть, и скатывается назад, к тому поведению, с которым учился справляться.
Ступень 13: празднование успеха.
Когда навык будет освоен, нужно отпраздновать это и дать ребенку возможность поблагодарить всех, кто помогал ему в процессе обучения.
«Ребенок овладел умением, если и он сам, и окружающие согласны с тем, что он достиг окончательного успеха». Признание заслуг других людей – это не просто формальность, это один из самых важных шагов в методике освоения навыков. Это дает ребенку возможность испытать чувство благодарности.
Ступень 14: передача знаний.
Поддерживайте в ребенке желание поделиться своим умением с другими детьми и помогайте ему в этом.
Лучший способ научиться чему-то – это научить этому кого-нибудь другого. Когда ребенок благодарит окружающих за помощь, это положительно влияет на его репутацию. У детей существует врожденная потребность учиться, но также им нужно и учить. Когда ребенок учит чему-то другого ребенка – друга, брата или сестру, – он чувствует себя полезным и значительным человеком.
Ступень 15: переход к следующему умению.
Договоритесь с ребенком о том, какому следующему навыку он будет обучаться.