Папки-передвижки

Рекомендации родителям «Роль фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников»

Альфира Калинина Равиновна
Рекомендации родителям «Роль фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

ФОЛЬКЛОР (англ. Folk - lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем.

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Публикация «Рекомендации родителям „Роль фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников“» размещена в разделах

Восприятие музыки – ведущий и самый сложный вид музыкальной деятельности. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа : сменой интонации, настроений. Важно у дошкольника формировать именно музыкальное восприятие.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если у человека развито восприятие, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании, а при повторных прослушиваниях музыкальный образ углубляется, открывается новыми гранями. В детском возрасте, когда опыт восприятия музыки еще мал, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, вновь возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности.

Создателем и бережным хранителем музыкальной культуры всегда был народ. Он донес до наших дней древнейшие образцы песен, танцев и инструментальных наигрышей. Различные жанры народного творчества мы называем фольклором. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде.

Самую обширную область народного музыкального творчества, дошедшего до нас еще с Древней Руси, составляет обрядовый фольклор. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем.

Наиболее нам известна народная музыка центральной России и Поволжья. Россия обладает огромной территорией, однако далеко не всё население её славянского происхождения. В давние времена на территории Руси побывали: готы, гунны, авары, болгары, мадьяры, хазары; влияние их культуры осталось, но оно никогда полностью не заглушало славянский склад, характерный для сегодняшней России.

Музыкальное творчество русских композиторов с XIX века было тесно связано с народным искусством. Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов XIX века

Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и широко использовали их в своих произведениях, Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах, при этом не теряли своеобразия собственного музыкального языка.

История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.

Современное ему аристократическое общество с пренебрежением относилось к фольклорным песням, усматривая в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Бросив вызов подобным предубеждениям, композитор проявил и творческую смелость, и подлинное новаторство. Он воплотил в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показав ее изумительную красоту и мощь. «Создаёт музыку народ, а мы,  художники,  её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», - сказал   когда – то М. И. Глинка.

Часто источником возникновения народной музыки являлись звуки природы и живые интонации человеческой речи. Музыковед И. Нестьев отмечал, что с древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышит вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Он так же отмечает, что основу музыкального искусства составляет осмысленная, чувственно-выразительная речь человека.

Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Фольклор – это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями.

Детский фольклор – это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей.

Колыбельные песни – успокаивали ребенка, усыпляли его.

Поэзия пестования, ухода за ребенком – это поэзия ласковых прикосновений к нему.

Потешки - всегда удовлетворяли потребности ребенка в движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения. Подрастая, дети участвуют в играх сверстников, осваивают их (считалки, песенки, заклички, скороговорки, игровые хороводы и т. д., а потом уже включаются и в творческий процесс создания своих простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.

Б. М. Теплов, отмечает, что фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное  восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.    Фольклор  дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях: труде человека, его взаимоотношениях с природой, жизни в коллективе.

Предаваясь от одного поколения к другому, произведения детского музыкального  фольклора обрели содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики. В детском музыкальном фольклоре  находится ключ к пониманию возрастной психологии, и в этом смысле его можно рассматривать, как универсальную дидактическую систему по воспитанию личности ребёнка, здорового духом и телом.

Знакомство с фольклором помогает приобщить дошкольника к миру духовно - нравственных ценностей, почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Поэтому имеет значение, с какими образцами народной музыки и как мы знакомим детей в различном возрасте, какие чувства при этом воспитываем у детей. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности.

         Развитие музыкального восприятия происходит постепенно.

          К двум – годам  у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной. У детей развиваются слуховые ощущения : ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание, характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же, можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений. Начинают развиваться движения под музыку, становится более координированной ходьба. Ребенок способен овладеть простейшими движениями, такими, как: хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу,  элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.). Примеры: песенки-потешки: «Ладушки», «Солнышко», «Сорока – сорока», «Ой, лады» «Баю-баюшки»и т. д.

   К третьему году  жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 мин, поэтому смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка.

Примеры: «Петушок», «Зайка», «Баю-баю», нар мелодии для танцев)

      На четвертом году  жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая чувства оживлением, радостью, восторгом, нежностью, успокоением. У них развивается музыкальное мышление и память, активно развивается речь. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. Постепенно совершенствуются движения под музыку : они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. (Музыка к муз. -ритмическим движениям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Жили у бабуси» «Где был Иванушка», «Яблонька», «Стоит в поле теремок».)

      Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения, выделяют музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально - слушательской культуры. В процессе восприятия, дети не отвлекаясь, слушают музыкальное произведение от начала до конца.

Развивается дифференцированность восприятия : дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры, начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную. В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей : дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов). Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат.

Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются певческие навыки, появляются любимые песни. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети ориентируются в пространстве, двигаются под муз. уверенно и выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах, увеличивается запас танцевальных движений.

Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности : в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях. ( «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Пойду ль я выйду ль я», «Коробейники», «Калинка», «Как на тоненький ледок»)

        Дети старшего дошкольного  возраста различают не только эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, сравнивая их с речевыми : вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т. д., могут определять характер мелодии, сопровождения. Имеют представление, что музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается ярким звучанием, быстрым темпом, поpывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа.

  На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения. («Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько», «А я в лесу был», «Прялица», «Земелюшка-чернозём», «Камаринская», «Частушки», «Во кузнице», «Тень-тень», «Жил у бабушки чёрный баран». «Поехал наш батюшка на базар», «А пчёлочка златая», «Зорюшка». «Орешина», «Как за нашим за двором», «Снег – снежок» и т. д.

При использовании фольклорных произведений в работе с детьми по развитию музыкального восприятия, широко используются традиционные методы: наглядный, словесный, зрительной наглядности и практический, с применением проблемной формы, их различные сочетания, а так же предлагаемые О. П. Радыновой: контрастного сопоставления, уподобления характеру звучания музыки (моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, тембровое, цветовое, и т. д.)

Практический метод очень важен, так как сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями помогает как бы «пропустить музыку через себя», выразить свои переживания во внешних проявлениях. Это инсценирование содержания песен, движения танца, передающие его смысл, образные движения животных в играх и хороводах, а так же передача общего эмоционального настроения.

Народные игры и хороводы. Игра для ребенка - это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Ребенку нужно играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит фольклор. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творчество, фантазию.

      Главная особенность игр и игр-хороводов - их самодеятельный характер, именно в них, как нигде, раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка.     Народные тексты особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

       Ребенок в играх и хороводах обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает его музыкальное восприятие, способность радоваться жизни, что приведет к укреплению здоровья и духовному развитию.

       Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить или соревноваться друг с другом. Ребенок в таких играх показывает быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи», «Хитрая лиса», «Жил-был чёрный баран», «Аленький цветочек», «Гори, гори ясно!» и др.)

Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции и выдержки (игра «Заморожу», в других требуются от детей творческая инициатива и фантазия, а заодно и хорошая координации движений («», «Сапожок»)

Практический материал: игра-хоровод «Жил у нашей бабушки чёрный баран» рус. нар. Обыгрывание. Пение-диалог.

Широко используется для развития музыкального восприятия приём оркестровки (темброво-инструментальное уподобление) и не только для обучения игре на рус. нар. муз инструментах, но и для развития детского творчества. Оркестровать произведение – значит выбрать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру звучания, изобразительным моментам.

Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, более осознано  различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество восприятия музыки, певческие навыки, музыкально - ритмические движения, совершенствуется ритмический слух.

      Привлекая внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, важно использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым, развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности.

      Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

       Овладевая различными способами звукоизвлечения, ребёнок учиться передавать простейшие музыкальные образы : цокот копыт, капель, журчание ручейка и т. д. Важно, чтобы дети понимали, что создавая образ, необходимо отобразить настроение и характер музыки, а для этого выбрать определенные выразительные средства. Всё это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Пение. Песня - самый массовый и популярный жанр фольклора. Песня – это душа народа. Народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей. Ребенок дошкольного возраста живет больше чувствами, чем разумом: всё, с чем  он соприкасается, воспринимается им, прежде всего, эмоционально. На начальном этапе воспитания ребёнка народную песню ничем нельзя заменить. Воспитательное значение народной песни очень велико. Она является не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания любви к своей Родине, природе, народу. Народные песни хранят в себе начало глубокой нравственности. В них отражена вся палитра человеческих чувств, мысли, настроения народа.  Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие уменьшительно-ласкательных слов, мелодичность, задушевность, вызывают у детей желание говорить красиво и складно, способствуют улучшению дикции и артикуляции, развивает выразительность речи.  В песне столько ласки, доброты, любви. Содержание русских народных песен  понятно детям, а простота построения мелодии, яркая образность, юмор рождают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей.

Исполняя и обыгрывая русскую народную песню - ребёнок учиться определять её характер, следить за развитием образа, сменой интонаций, настроений. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в жизни, а песня помогает им пережить гамму чувств и их оттенков, понять «о чём рассказывает музыка» и «какие чувства передаёт музыка».

Слушание и исполнение народной музыки в семейном кругу, так же обладает большой силой воздействия на детей. Родители, хорошо зная своего ребёнка, его характер, увлечения могут заинтересовать его народной музыкой и обогатить новыми музыкальными впечатлениями, используя при этом вспомогательные средства воздействия: рассказывание или прослушивание народных сказок, рассматривание иллюстраций или просмотр мультфильмов по сюжетам этих сказок. (Современные мультфильмы о русских богатырях, где звучит как народная музыка, так подражание ей).

Роль педагога. Сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств.

Слово педагога должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания музыки не следует подменять излишними разговорами о ней, ее особенностях.

Педагог должен разъяснить, раскрыть чувства, настроение, выраженные музыкальными средствами. Даже голос взрослого эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения.

В работе по развитию музыкального восприятия дошкольников так же используются муз - дидактические пособия, методы ИКТ.

Это презентации на темы: рус. народные инструменты, календарные праздники, фонотека нар. мелодий, художественное слово, красочные детские иллюстрации, картотеки: рус. народных игр, народных инструментов, лэпбук «Русский народны оркестр», сценарии фольклорных праздников, интегрированные занятия на основе фольклора, проекты и т. д.).

Одним из направлений  знакомства детей с фольклором в дошкольном учреждении является знакомство детей с народными праздниками, важной чертой которых является взаимосвязь с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, особенностями времён года, погодными и природными изменениями, поведением птиц, животных, насекомых, растений.

Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей погрузиться в мир народной музыки, без труда овладеть большим репертуаром народных песен, получить огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. (Осенние праздники, Осенний переполох, Сорока-белобока, Зимние праздники, Ярмарка мастеров, Соловьиный день, Светлая Пасха, Масленница, Волшебный шиповник, театрализация русских народных сказок).

Русские народные праздники помогают творчески развиваться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Яркость образов отвлекает детей от грустных мыслей, обид, создают эмоционально-благоприятную обстановку. На празднике ребенок, становится не просто зрителем, а соучастником происходящего. Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывают смех частушки, жизнерадостные игры-хороводы и народные танцы, а сказочный игровой образ даёт заряд добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности.

Таким образом, мы видим

- развитие музыкального восприятия дошкольников происходит во всех видах деятельности и на всех этапах его физического и психического развития.  

- народные мелодии наиболее доступны и понятны детям и являются естественной художественной почвой, необходимой для полноценного музыкального развития ребенка, его музыкального восприятия.

- ребенок, воспитанный на народных традициях и музыке, в дальнейшем лучше будет воспринимать и понимать классическую музыку.

Видео: https://www.youtube.com/embed/kZ8cqYq-N-U
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Ягодотерапия для дошколят. Рекомендации родителям дошкольниковЯгодотерапия для дошколят. Рекомендации родителям дошкольников «Ягодотерапия для дошколят»Рекомендации родителям дошкольников. Лето для детей - время игр и веселья, а это требует серьезных затрат энергии.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации родителям «Роль фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников»
Опубликовано: 26 февраля 2021 в 23:10
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации родителям «Роль фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Альфира Калинина Равиновна (УИ 502549) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД