Марина Землякова
Рекомендация для воспитателей «Учет психических процессов детей с ДЦП при организации занятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности обучения детей с ДЦП обусловлены главным отличием этих детей от других групп детей с нарушениями в развитии. Особенностью этих детей являются двигательные нарушения, по-разному проявляющиеся при различных формах ДЦП. В процессе занятия с такими детьми необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, развивать восприятие, память, внимание.
Публикация «Рекомендация для воспитателей „Учет психических процессов детей с ДЦП при организации занятия“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к. это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.
Дети с ДЦП быстро утомляются, поэтому во время занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут). Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр.
Дети с церебральным параличом психически истощаемы, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению. Длительность занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.
У детей с ДЦП наблюдается нарушение работы анализаторов, поэтому в течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей. Также следует уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.
В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка. Необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.
Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними. Следует обращать внимание, что при нарушении зрительных функций, материал, которым пользуется ребенок (наглядные пособия, картинки, должны быть достаточно контрастными с фоном, на котором они изображены. У детей с ДЦП нарушено не только зрительное восприятие, но и восприятие пространства, поэтому нужно учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.
Для детей характерно своеобразие речевого развития, поэтому необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описания предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. В процессе занятия нужно использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи, а также игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.