Галина Сорока
Рекомендация для родителей «Сенсорное развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендация для родителей на тему : «Сенсорное развитие ребенка»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете,величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Публикация «Рекомендация для родителей „Сенсорное развитие ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Значение сенсорного развития в раннем возрасте и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение,так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе,и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания –запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования.
Так,для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы,цвета.
Конструирование требует исследования формы предмета, его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.
Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.
При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко было бы умножить.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в раннем возрасте.
Значение сенсорного развития для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Главное направление сенсорного воспитания состоит в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в детскую педагогику благодаря работам итальянского врача и педагога Марии Монтесори.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства- музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов.
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки. В качестве эталонов формы- геометрические фигуры. В качестве эталонов величины – метрическая система мер.
Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии, вкусовом,обонятельном. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, усвоить сенсорный эталон- это вовсе не значит научиться правильно называть то ил иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи и цели.
На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимость приспособить хватательные движения к форме предметов, их величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое»- это то, что можно схватить одной рукой, «большое»- двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладонью, «квадратное»- то, что берется пальцами,охватывающим предмет с двух сторон).
Сенсорное воспитание в этот период основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
На втором году жизни задачи сенсорного воспитания ребенка существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться от детей запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок мог учитывать свойства предметов во время действия с ними. И не беда, если треугольник он будет называть «угольником» или «крышей» .Взрослый занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова : «форма», «цвет», «такой же», «разные». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного «значения. Предмет оценивается как большой по сравнению с другими предметами, который в этом случае является маленьким.
Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые преставления об этих свойствах, целесообразно организовывать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно, поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнивать их по форме и величине. При сравнении цвета предметы прикладываются друг к другу.
Дети раннего возраста должны ознакомиться :
С эталонами цвета : (с 1,5 -2 лет) цвет: красный, синий, зеленый, желтый
С эталонами формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
(с 2-3 лет) цвет: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый
Форма : круг, квадрат,треугольник, прямоугольник
С понятием величины : «большой». «маленький».