Воронина Виктория
Рекомендация для родителей по общению с тревожным ребёнком
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей по общению с тревожным ребёнком.
Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины 18 века. Позже появилось и понятие «тревожность».
«Тревожность» - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Публикация «Рекомендация для родителей по общению с тревожным ребёнком» размещена в разделах
В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем не идентичные термины.
Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако помимо физиологических, существуют ещё и поведенческие признаки проявления тревоги : ребёнок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.
Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. В связи с этим различают мобилизующую тревогу (даёт дополнительный импульс) и расслабляющую (парализует человека). Какой вид тревоги будет испытывать человек, чаще во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте.
Единичные, т. е. не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». При этом следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх».
Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остаётся открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.
В дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребёнка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, сверстниками.
Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков.
Кроме того, доказано, что школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения, социометрическим статусом, с успешностью обучения.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребёнок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
негативными требованиями, предъявляемыми к ребёнку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребёнку родители и/или школа.
Правила общения с тревожными детьми
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребёнку.
7. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
9. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребёнка, наказывая его.