Мария Боровкова
Рекомендации воспитателям ДОУ «Каким должен быть конспект НОД»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение
детский сад №27 «Колосок»
Рекомендации воспитателям ДОУ
Каким должен быть конспект НОД?
Подготовила:
старший воспитатель
Боровкова Мария Васильевна
Сатис, 2019
Каким должен быть конспект НОД?
Надо ли подробно расписывать все занятие?
Для планирования образовательной деятельности существует общепринятая форма – конспект.
Есть два вида конспекта :
- краткий;
- развернутый (сценарий или технологическая таблица).
Публикация «Рекомендации воспитателям ДОУ „Каким должен быть конспект НОД“» размещена в разделах
И в кратком и развернутом конспекте обязательны все его структурные элементы (тема, цель, задачи и т. д.). Но, в отличие от развернутого конспекта, в кратком конспекте нет подробного описания хода занятия (сценария). Достаточно указать методы и приемы каждой части занятия.
Например:
Тема: ххххххххх
Образовательная область: ххххххх
Цель: хххххххх
Задачи: ххххххххх
Предварительная работа: хххххххх
Материалы и оборудование: ххххххххххх
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
II. Основная часть: сюжетно-игровая ситуация «….», дидактическая игра (игры) «…», беседа (2-3 вопроса указать, просмотр видеофильма «…», рассматривание образца, пояснения, уточнения, эксперимент, моделирование, физминутка «…» и т. д.
III. Заключительная часть (рефлексия) :
- вопросы закрепляющего характера, чтение стихотворения, игровая ситуация и т. д.
Безусловно, такая форма написания конспекта предполагает наличия у педагога практических навыков проведения занятий, умения импровизировать и ориентироваться в ситуации, находить наиболее рациональные пути решения возникшей по ходу занятия проблемы.
Тема.
Проектируя занятия, педагог должен четко представлять его конечный продукт (рисунок, аппликация, поделка из пластилина или другого пластического материала, заученное наизусть стихотворение, новая цифра или число, пересказ художественного произведения и т. д.). Поэтому в теме НОД должен найти свое отражение этот продукт.
Например:
Не правильно Правильно
«В гости к бабушке» «Лепка. Пирожки»
«Путешествие в страну Математики» Счет в пределах 10»
«Зима пришла» «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»
Образовательная область
Принадлежность к образовательной области определяется ведущей деятельностью на занятии. Если на занятии доминирует изобразительная деятельность, то указывается «художественно-эстетическое развитие». Математика, ознакомление с окружающим – «познавательное развитие». Развитие речи – «речевое развитие».
Соответственно цель занятия соответствует целям приоритетной образовательной области
Форма проведения занятия
Постановка цели и задач к образовательной деятельности
1. Цель – конкретная, реалистичная, достижимая в данный период времени. (Если цель представлена не в полной мере, либо совсем отсутствуют, соответственно результативность образовательного мероприятия отсутствует.). Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д.
Цель всегда одна.
2. Задачи должны носить триединый характер, т. е. должны включать обучающую, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех. (Очень много задач не отработать в полной мере.)
Формулирование образовательных (обучающих) задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. (Образовательная задача – повышать уровень развития ребенка - ЗУН).
Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.
Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания:
«Актуализировать знания детей о …», «Формировать знания о …»
«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»
«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»
«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения», «Учить…», «Познакомить…», «Формировать….»
Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:
«Актуализировать знания детей о …»
«Расширить знания детей … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»
«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»
«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»
«Отрабатывать навыки детей….»
Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание, воля, общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация, речевого дыхания, познавательного интереса, творческих способностей. Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
- если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…», «способствовать….» и т. д. ;
- если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …» и т. д.
- развивать опыт деятельности (игровой, двигательной, музыкальной и т. д.)
Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие ценностных установок, личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы. Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство, над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
- если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т. д.
- если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т. д.
Предварительная работа
Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какая велась предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (беседы с детьми, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т. д.).
Материалы и оборудование:
Перечисляется, какое оборудование будет использовано на данном НОД ( например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т. д.).
Далее указывается демонстрационный материал и раздаточный материал.
Ход НОД:
Планирование раздела плана: «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей»
Одним из важных факторов развития самостоятельной деятельности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. Самостоятельная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка: развивается инициатива, активность, закрепляются имеющиеся навыки, поднимается самооценка, уверенность в себе и в своих возможностях.
Поэтому очень важно правильно организовать развивающую среду для самостоятельной деятельности детей. А чтобы правильно организовать развивающую среду надо правильно планировать. Планирование – это творческий и трудоемкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.
Режимный момент Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Утренний отрезок времени 1. Внесение новой игрушки (рассматривание ее, определение ее места в игровом уголке, уточнение правил пользования).
2. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
3. Активизация детей на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы, художественного творчества.
4. Обогащение материалами игры «Библиотека».
5. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
6. Работа в центре творчества: оформление книжек-самоделок.
7. Экпериментирование с художественным материалом (при изготовлении иллюстраций к книжкам-самоделкам).
8. Самостоятельные игры детей.
9. Работа в центрах творчества: разыгрывание придуманных сказок и историй с игрушками кукольного театра.
Прогулка 1. Игры с песком (со снегом).
2. Экспериментирование (песок, вода, снег, ветер).
3. Моделирование.
4. Опыты.
5. Вынос оборудования для труда на участке
Вечерний отрезок времени 1. Строительная игра (совершенствование конструктивных решений, работа над формированием взаимоотношений детей).
2. Труд по уходу за растениями группы.
3. Работа в книжном уголке (внесение новой книги, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций).
4. Внесение настольно-печатной игры.
5. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Театр».
6. Свободная деятельность детей в центрах творчества, книги.
7. Подбор книг для выставки (сказки народные, авторские)
8. Добавление в природный уголок оборудования для ухода за растениями.
9. Выставка книг: русские народные сказки,
сказки народных писателей.
10. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
11. С/Р игры «Библиотека»,«Семья».
12. Внесение дидактической игры «Собери сказку».
Рекомендации :
1. В разделе «Организация предметно - пространственной среды» указываются вносимые материалы (игры, книги, карты, схемы, атрибуты к играм, атрибуты для выполнения трудовых поручений, художественная литература, картины, иллюстрации и другой дидактический материал, вносимый педагогом для самостоятельной деятельности детей) + цель.
Самостоятельная деятельность детей на прогулке. Для ее организации должны быть подготовлены соответствующие предметы: атрибуты к играм, орудия труда, спортивный инвентарь, материал для изобразительной деятельности.
2. Чтобы свести к минимуму возможность перегрузки календарных планов одними видами деятельности и полного отсутствия, отдельно взятых форм работы с детьми в режимных моментах, всем воспитателям изучить консультацию : «Календарное планирование режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» и составить циклограмму планирования детской деятельности в режимных моментов на месяц.
3. Тема недели проходит как НОД, так в режиме дня
4. Взаимодействие с семьями воспитанников планировать ежедневно.