Евгения Петровна Костина
Рекомендации родителям по созданию в семье условий для развития творческих способностей
ПРАВИЛО №1
Американский психиатр Росс Кемпбел пишет: «Большинство родителей смутно представляют себе, что ребенку нужны не только еда, дом, одежда, образование, но и руководство, а главное – ЛЮБОВЬ! Но именно безоговорочную, безусловную любовь родители не умеют проявлять. Для того чтобы за то короткое время, когда ребенок с ними, дать ему все, что отец и мать могут, они должны и уметь выражать эту любовь.
Публикация «Рекомендации родителям по созданию в семье условий для развития творческих способностей» размещена в разделах
Наиболее распространенный вывод, к которому приходит почти каждый ребенок, заключается в том, что он не совсем достойная личность и является поводом для разочарования. Он чувствует, что не отвечает ожиданиям родителей, и приходит к выводу, что не заслуживает любви. Эта мысль заставляет страдать! Никто не в состоянии выносить ощущение, что его не любят.
Любовь – ключевой момент в воспитании детей, она компенсирует недостатки воспитания, приносит одобрение и утешение, признание ребенка таким, какой он есть.
Нужно помнить, что каждый ребенок имеет право на компетентное воспитание, на то, чтобы им занимались такие родители, которые в состоянии обеспечить ребенку достаточную степень защищенности и безопасности, необходимые ему для роста и развития.
Основой родительских отношений должны стать:
- право быть любимым – без всяких оговорок, осуждения или неуместной критики;
- право расти в физически и психологически безопасной среде, не обремененной родительским беспокойством или чувством вины;
- право быть выслушанным и услышанным с тем, чтобы к чувствам ребенка относились серьезно;
- право на серьезное и уважительное отношение родителей и других взрослых, право на то, чтобы ребенку говорили правду;
- право на невмешательство в процесс роста и развития.
Как научиться любить детей, а главное себя – это другая методика. О ней нужно говорить отдельно. Недолюбленные дети зажаты, малоактивны, творчески слабо раскрываются. У них нарушен психологический комфорт.
Поэтому, если вы считаете, что ваш ребенок не оправдывает ваших надежд, в нем есть недостатки, несовершенства, что вас раздражает, обратите внимание прежде на себя, ведь дети наше отображение.
Итак, ЛЮБОВЬ- первое необходимое условие творческого начала.
ПРАВИЛО №2
Праздник в детском саду - это общий праздник детей и родителей.
Ведь он всегда в себе несет воспитание нравственности у наших детей. Дети к нему готовятся, стараются на празднике показать все свои таланты. Родители тоже должны быть активны и разделять чувственность ребенка. Мама не только готовит платье или костюм ребенку, но и знает стихи и песни, которые он дома с удовольствием поет. Родители должны интересоваться переживаниями ребенка по поводу выступления, помогать ему, вселять в него уверенность в себе.
Одной из главных причин равнодушия детей к занятиям в детском саду (неэстетического направления) является отсутствие или убогость творческого начала в их духовной жизни. А первые духовные наставники для ребенка – его родители. Чтобы заполнить эти пробелы, нужно чаще посещать детский театр, концерты с последующим обсуждением увиденного, услышанного, а также необходимо с детьми слушать хорошую классическую музыку и высказываться о ней.
В детском саду часто проводятся праздники с участием родителей, такие как: «Осенний марафон», «Папа, мама, я – дружная семья» - где необходимо активное участие родителей. Бывает, что из группы соглашаются одна - две пары родителей. Ваша пассивность к жизни ребенка в детском саду порождает в дальнейшем пассивность жизненных позиций у ребенка. Обычно на такие мероприятия откликаются самые дружные семейные пары. А ведь такие праздники сплачивают семью, делают ребенка более уверенным в жизни, пробуждают гордость за своих родных. К праздникам, как правило, нужно готовиться, дается домашнее задание как одно из условий конкурса. Это объединяет усилия ребенка и родителей, так пробуждается творческое начало внутри семьи. Будьте сами активны, и ребенок будет вас всегда радовать.
Итак, жизнь ребенка в детском саду – ЭТО И ВАША ЖИЗНЬ ТОЖЕ.
ПРАВИЛО №3
Творчество – это всегда интересный и увлекательный мир. Предлагаем вам создать его у себя дома. Задатки творческих способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. А для чего нам это нужно? А для того, чтобы ваш ребенок стал:
-коммуникативным;
-сообразительным;
-нравственно обогащенным;
-оптимистичным;
-усидчивым;
-жизнерадостным;
-уверенным в том, что выход всегда найдется;
-внимательным;
-оригинально мыслящим и т. д.
Как вам нравится этот перечень? Да, конечно хороший багаж. Это просто сокровище, а не человек получается. И это сокровище вы можете создать сами. А я вам дам только рекомендации на этом пути.
Дома для ребенка создаете уютный уголок, а лучше целую комнату. Это будет так называемое, творческое пространство – пространство мечты, фантазии, где ребенок может часто находиться один. Вы, взрослые, иногда будете посещать это пространство, чтобы поинтересоваться, как идут дела, задать новую мотивацию деятельности, помочь, если в этом есть необходимость. Порядок там вы не всегда увидите. Но для раскрытия творческого начала нужно соответствующее оборудование. По мере возможностей вы приобретаете развивающие игры, спортивный уголок (для смены деятельности, для музыкального творчества: музыкальный инструмент (если можно, то несколько, создаете домашнюю фонотеку из классических произведений (можно обратиться за помощью к музыкальному руководителю) и записей детских песен, танцевальных ритмов (чтобы ребенок мог сам потанцевать, придумать свой танец, музыкальный центр. Это основное, в процессе у вас могут появиться еще новые предметы, которые станут необходимы.
На это все будет отделена одна часть зоны. А другая часть – для ручного труда. Детский рисунок, лепка, оригами, выжигание по дереву, вырезание из бумаги – это творчество, духовная жизнь ребенка. Хотите увидеть, что спрятано к кладовой души вашего ребенка, дайте ему возможность проявить творчество. Его работа покажет, как ребенок воспринимает окружающий мир, художественные произведения. Это будет чудесный детский язык. Всем этим ребенок должен заниматься не только в детском саду, но и дома. Это его внутренний мир, по которому грамотные взрослые делают коррекцию неблагоприятных изменений личности ребенка в переходные периоды и в период адаптации.
С целью создания наиболее благоприятных условий в семье для развития творческих способностей детей предлагаю усилить взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями. На регулярно проводимых собраниях вам будут предложены консультации, практические занятия, показана методическая литература, как в домашних условиях заниматься детским творчеством. Также будут показаны разработки творческих заданий, игр, упражнений.
Итак, ТВОРЧЕСТВО – В КАЖДЫЙ ДОМ!