Стройкова Людмила
Рекомендации родителям по лексической теме «Рыбы. Морские обитатели» для работы с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Рыбы. Морские обитатели»
Уважаемые родители! Предлагаю вам некоторые рекомендации по работе с детьми для закрепления данной темы.
Родителям рекомендуется:
- Расскажите ребенку о жителях подводного мира (моря, реки, океан, озера).
- Обратите внимание на особенности проживания, питания, строения этих животных.
- Ответьте на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут
дышать в воде?
- Рассмотрите с ребенком иллюстрации подводных жителей.
Расскажите ребёнку о рыбах:
Публикация «Рекомендации родителям по лексической теме „Рыбы, Морские обитатели“ для работы с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Пресноводные рыбы, речные
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Рыбы и рыбки
- Старшая группа
- Темочки
Рыбы – это водные жители, тело которых покрыто чешуёй. Тело рыбы
состоит из головы, туловища, хвоста и плавников. При помощи плавников
рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Рулём для них служит
хвост. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба
умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над
собой, и сзади, и под собой. Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают
жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них
воду, «забирая» из воды кислород.
Возраст рыбы можно определить по размеру ее чешуи. Рыба не добавляет
новую чешую, пока она растет, но она увеличивается в размерах. Таким образом,
чешуя показывает возраст рыбы.
Все рыбы, живущие на нашей земле, делятся на две группы:
морские и пресноводные. Морские– это рыбы, которые могут жить только в солёной
воде, пресноводные – это рыбы, живущие в озере, в пруду, в реке, и в аквариуме.
Рыбы откладывают икру и часто оберегают её до момента вылупления мальков.
Очень часто самцы разделяют с самками заботу о детёнышах.
Медуза
–плавает вблизи поверхности моря, медленно качаясь вместе с
движением воды. Свои жалящие щупальца медуза использует для ловли мелких
рыбок и других животных. Если человек коснётся такого щупальца, он может
получить сильный ожог. Но не все медузы такие ядовитые, есть очень красивые, их
можно брать в руки.
Акула
– очень опасный хищник, нападающий на самых слабых, неповоротливых
или просто невезучих животных. Иногда ей на обед попадают и люди. Без зубов
акула никогда не останется потому, что на месте выпавшего зуба снова вырастает
новый, ещё более острый зуб.
Ёж-рыба
заглатывает большое количество воды, когда считает, что
находится в опасности. Её тело становится круглым, как мяч, а покрывающие тело
колючки торчат во все стороны. Такой добычей подавится любой хищник.
Морской конёк
– самая медленная в мире рыба. Это единственный вид
рыб, плавающий в вертикальном положении тела.
Рыба-меч
– самая быстрая в мире, она может плавать с умопомрачительной скоростью 130 километров в час.
Лосось
, после путешествия через океан, может отыскать реку, где он родился.
Лосось также приспособлен к жизни в различных водных средах, в том числе реках,
озёрах и в открытом море.
Игры и упражнения
«Продолжи предложение»
Инструкция к заданию:взрослый называет предложение из двух
слов «Рыба плавает», ребёнок должен добавить в предложение сначала
одно слово, затем два слова и так далее.
* Рыба плавает.
* Рыба плавает в реке.
* Рыба плавает в реке быстро.
* Весёлая рыба плавает в реке быстро.
* Весёлая маленькая рыба плавает в реке быстро.
«Один – много»
Инструкция к заданию: взрослый бросает мяч и произносит слово в единственном числе; ребёнок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
* Морской лев – … морские львы.
* Злая акула – … злые акулы.
* Чёрный краб – … чёрные крабы.
* Серый дельфин – … серые дельфины.
* Морской конёк – морские коньки.
* Прозрачная медуза – … прозрачные медузы.
* Морской ёж – … морские ежи.
«Рыбы-гномы»
Инструкция к заданию: взрослый бросает мяч ребёнку, называя рыб. Ребёнок, поймав мяч, перебрасывает его обратно взрослому, называя это слово в уменьшительно-ласкательной форме.
Карась – … карасик.
(Дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом).
«Рыбы-великаны»
Инструкция к заданию:взрослый бросает мяч ребёнку, называя слово. Ребёнок, поймав мяч, перебрасывает его обратно взрослому, образуя слово при помощи увеличительного суффикса.
* Пескарь – … пескарище;
* окунь – … окунище;
* ёрш – … ершище;
* акула – … акулища;
* карась – … карасище;
* рыба – … рыбища и т. д.
(Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог,
рак, кит, креветка, горбуша).
«Чей, чья, чьё, чьи?»
* У рыбы голова чья? – … рыбья.
* Брюшко чьё? – … рыбье.
* Жабры чьи? – … рыбьи.
* Хвост чей? – … рыбий.
* У щуки туловище чьё? – … щучье.
* Плавник чей? – … щучий.
* Икринки чьи? – … щучьи.
* Чешуя чья? – … щучья.
(Акула, лягушка, дельфин, кит и т. д.)
«Сосчитай улов»
Инструкция к заданию:взрослый предлагает ребёнку соотнести
слово с предложенной цифрой.
* Один … пескарь, три … пескаря, пять … пескарей.
* Одна … лягушка, три … лягушки, пять … лягушек.
* Один … осьминог, три … осьминога, пять … осьминогов.
* Одна … горбуша, три … горбуши, пять … горбуш.
* Один … карась, три … карася, пять … карасей.
* Одна … акула, три … акулы, пять … акул.
(Медуза, меченосец, щука, улитка, рак, кит, золотая рыбка, креветка)
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Пять маленьких рыбок
Играли в реке, Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое
Бревно на песке,
Руки прижаты друг к другу.
Переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала:
"Нырять здесь легко!" Ладони сомкнуты и чуть округлены.
Выполняем ими "ныряющее" движение.
Вторая сказала:
"Ведь здесь глубоко. " Качаем сомкнутыми ладонями - отрицательный жест.
А третья сказала:
"Мне хочется спать!" Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук –
рыбка спит.
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. Быстро качаем ладонями – «дрожь».
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
Запястья соединены.
Ладони раскрываются и соединяются – «рот».
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!" Быстрые волнообразные движения
сомкнутыми ладонями – уплывают.
Графический диктант «Рыбка»
Пройдите по ссылке: https://www.youtube.com/channel/UC3b6.