Соловей Наталья Михайловна
Рекомендации по созданию мини-музея в детском саду
▼ Скачать
Рекомендации по созданию мини - музея в детском саду
Музей-учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
В любом городе есть музеи разной направленности, в мире их насчитывается несколько десятков тысяч. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге считается одним из самых больших музеев в мире. Самый маленький музей, находящийся в Литве, умещается в дупле дуба.
Публикация «Рекомендации по созданию мини-музея в детском саду» размещена в разделах
Изначально, причины создания мини-музеев в дошкольных учреждениях заключались в том, что многие дошкольные учреждения располагались вдали от музеев, что затрудняло возможность культурного просвещения детей, кроме того, обилие музейной среды быстро утомляло ребенка, и ожидаемый педагогический эффект достигался частично. По словам профессора педагогики Е. И. Тихеевой, гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.
В настоящее время о создании и использовании мини-музеев в ДОУ можно говорить как об отдельном направлении дошкольной музейной педагогики.
Мини-музей помогает решить широкий круг проблем, связанных с образованием детей и работой с семьей.
Цели и задачи мини-музея:
- реализация комплексных и дополнительных образовательных программ;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
-воспитание у дошкольников основ музейной культуры;
-расширение кругозора, открытие возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности;
- сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями;
Мини-музеи в дошкольном учреждении часто играют роль помещения для психологической разгрузки детей и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.
Принципы создания мини-музея:
• Принцип интеграции
Мини-музей создается с учетом содержания образовательных программ дошкольного учреждения. Работая в данном направлении, педагоги сотрудничают друг с другом, а так же с родителями и детьми
• Принципы деятельности и интерактивности
При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут действовать с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее.
• Принцип научности
Несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
• Принцип природосообразности
При организации мини-музеев необходимо учитывать психо-физиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
• Принцип культуросообразности
Мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям, основам национальной и региональной культуры.
• Принцип гуманизации
В мини-музее должны быть созданы условия для раскрытия индивидуальности ребенка, всестороннего развития и творческой деятельности.
• Принципы динамичности и вариативности
Наполнение мини-музея периодически должно обновляться. Если мини-музей расположен в группе, его содержание обновляется каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.
• Принцип разнообразия
Экспонаты мини-музея должны быть разнообразными и привлекательными для детей.
• Принцип экологичности
Все используемые предметы и материалы должны быть экологически чистыми и безопасными.
• Принцип безопасности
Атрибуты музея не должны нести угрозу жизни и здоровью детей. Стенды, полочки расположены в доступном месте на уровне глаз ребенка.
• Принципы глобализма и регионализма
Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников с глобальными проблемами природы и культуры, способствовать реализации регионального компонента, формировать чувство патриотизма.
• Принцип креативности
Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.
• Принцип непрерывности
Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников и т. п.
• Принцип партнерства
В мини-музее детского сада просматривается результат совместного труда взрослых и детей.
Выделенный комплекс принципов организации мини-музеев может быть дополнен другими принципами, сформулированными педагогами дошкольного учреждения.
Этапы создания мини-музея
Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения. В любом случае удобно разбить организацию такого элемента развивающей среды на несколько этапов.
Подготовительный этап[/i]
1. Выбор темы мини-музея
Возможны несколько путей определения темы:
- Создание мини-музея планируется заранее, с учетом образовательной программы дошкольного учреждения. Преобладающим будет мнение педагогов, которые советуются с детьми и родителями.
- Тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом.
- Тема определяется спонтанно. В этом случае большую роль играет инициатива ребенка (например: ребенок приносит из дома какой-либо предмет, заинтересовавший детей, после чего в группе появляется мини-музей)
2. Определение путей создания мини-музея
Когда тема мини-музея выбрана, обсуждаются варианты его оформления и пути сбора экспонатов:(подбирается литература, экспонаты или материалы, из которых они будут изготовлены, фотографии, аудиозаписи и пр.)
3. Выбор места для мини-музея
Существуют дошкольные учреждения, в которых отведены специальные помещения для размещения мини-музеев. В иных случаях всегда можно найти уголок для экспонатов мини-музея.
Групповая комната отлично подходит для мини-музея, так как воспитатель постоянно имеет возможность использовать экспонаты музея на занятиях, в играх, они всегда доступны для детей, а мини-музей удобно дополнять новыми материалами. Экспонаты группового мини-музея могут размещаться на небольших стеллажах, в шкафчиках и на настенных полочках у входа в комнату, в спальне, в игровом уголке. Мини-музей природы рационально расположить возле уголка природы, а мини-музей гжели или хохломы – рядом с творческой зоной.
Размещение мини-музея в приемной тоже очень удобно. Такое расположение дает возможность наладить общение детей и родителей по теме, увеличить степень заинтересованности и участия родителей в работе над мини-музеем. Важно, чтобы полки для экспонатов были закреплены на уровне глаз ребенка.
При оформлении мини-музеев в дополнительных помещениях, важно учитывать специфику занятий, которые в нем проводятся. Рядом с физкультурным залом можно выделить уголок для мини-музея мячей или другого спортивного оборудования. Театральная студия может быть дополнена музеем театральных кукол или костюмов.
Расположение мини-музея возможно в холле или на лестничном марше. При таком размещении рассматривать экспозиции смогут все родители, а также дети других групп и педагоги.
Некоторые учебные заведения практикуют расположение мини-музеев на прилегающей территории. На базе открытого музея хорошо проводить фольклорные праздники, посиделки с детьми и родителями, народные игры.
Практический этап
Главная задача этого этапа — совместная реализация идей первого этапа, т. е. создание мини-музеев (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т. п., совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
Оформление мини-музея может быть самым различным в зависимости от состояния материальной базы дошкольного учреждения, фантазии педагогов, родителей и прочих факторов. Мини-музей не желательно обременять экспонатами, а содержание музея постараться сделать понятным и привлекательным для детей данного возраста. В мини-музее может быть представлена какая-нибудь коллекция или история одного предмета, но основная задача мини-музея — показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Для лучшего восприятия целесообразно располагать атрибуты музея в различных плоскостях.
Особо удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея.
Учитывая данные рекомендации при создании в дошкольном учреждении мини-музея, вы сможете организовать свою деятельность грамотно и продуктивно, а воспитательно-образовательный процесс станет для детей и родителей увлекательным и интересным.
Литература:
Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В., Мини-музей в детском саду. - М. : Линка-пресс, 2008
Юхневич М., Ю., Я поведу тебя в музей. - М,: изд-во РИК, 2001