Римма Алипова
Рекомендации по развитию музыкального творчества ребенка в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Эта деятельность может выступать как творчество в любой сфере : научной, художественной, политической, в той сфере, где создается и открывается новое.
Творчество – это реализация человеческих творческих потребностей посредством духовной и практической деятельности, в процессе которых создаются новые блага и ценности.
Публикация «Рекомендации по развитию музыкального творчества ребенка в семье» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Ребенок, открывающий самостоятельно в повседневной познавательной деятельности что-то новое, ранее ему неизвестное, проявляет личностное творчество. И, пожалуй, в детстве человек проявляет значительно больше творчества, чем в зрелые годы. Поэтому очень важно приучить детей с ранних лет к творческой деятельности, к самостоятельным открытиям. Взрослые, родители не должны все заранее объяснять, показывать ребенку. Надо дать ему свободу для самостоятельного открытия, для поиска и нахождения новых способов действий. Собственные открытия приносят ребенку огромное эмоциональное удовлетворение, развивают мышление, формируют его характер.
Творческое начало проявляется в замысле – выбор темы, игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют увиденное, а с большой искренностью, непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображенному, свои мысли и чувства.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка. Задача взрослых – опираясь на склонности детей к подражанию, прививать умения и навыки, без которых невозможна творческая деятельность, воспитание активности в применении этих знаний и умений.
Для ребенка дошкольного возраста характерно экспериментирование, связанное с практическим преображением предметов и явлений, оно имеет творческий характер. При этом наиболее значительным для развития творчества дошкольника является процесс самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и имеет важное значение для становления творческой личности.
Творчество в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально детскую способность, которую следует развивать в дальнейшем.
Положительных результатов можно добиться, если в центре внимания личности ребенка с его потребностями в деятельности, в познании мира, в содержательном общении, в интересной для них деятельности.
Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем, развития воображения. Об этом также должны заботиться и родители.
Разнообразная творческая деятельность детей проявляется уже в раннем дошкольном возрасте, но свою силу набирает лишь к старшему возрасту. Творческая деятельность детей этого возраста часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, рассматривать картинки и рассказывать любимые стихи. Творческая деятельность постепенно обогащается по содержанию, в то же время разнообразна по видам. Креативность наиболее ярко проявляется в языковом творчестве и специфических детских деятельностях: конструировании, рисовании, лепке, музицировании. Ребенок может увидеть в одном и том же материале, формах различные образы и назвать их, отразить свое видение в рисунках, поделках и др.
Одно из важнейших условий проявления творчества – это организация интересной жизни ребенка в семье : обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Родители являются соучастниками педагогического процесса в совместной деятельности с воспитателем и музыкальным руководителем – занимают активную позицию на родительских собраниях, праздничных утренниках, посещают просмотры музыкальных занятия. Это даёт возможность поддерживать интерес к музыке в домашних условиях. К этим условиям относятся:
- организация дома музыкальной зоны для элементарного музицирования;
- совместное музицирования с детьми;
- посещение театров, концертов с последующим обсуждением;
- собирание домашней фонотеки с обязательным дальнейшим прослушиванием.
Очень важен тесный контакт родителей с музыкальным руководителем. Родители могут обращаться за консультациями по вопросам развития музыкальных способностей своего ребёнка, формирования музыкальных интересов в семье. Обращаться за помощью при организации домашней фонотеки, рекомендациях по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, прослушивания музыкальных записей, теле и радиопередач. Родители могут получать у воспитателей или музыкального руководителя информацию о содержании занятий, музыкальном репертуаре, который изучают дети.