Надежда Мелкозерова
Рекомендации по работе с родителями «Милосердие — зеркало души человека»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире многие люди живут по принципу эгоизма — делают только то, что принесет им выгоду. Такими их воспитало окружение, пропагандирующее в качестве ценностей власть, богатство, физическую силу, успех в обществе, а не доброту, заботу и милосердие. Выросший и воспитанный в таком окружении человек твердо усваивает, что может в этой жизни рассчитывать только на себя, а значит, и остальные должны заботиться о себе сами.
Публикация «Рекомендации по работе с родителями „Милосердие — зеркало души человека“» размещена в разделах
Один человек не в состоянии изменить человечество, развить милосердие в других людях, повлиять на историю. Но каждый может изменить себя: начать оказывать помощь и бездомным животным, и нуждающимся людям, участвовать в благотворительных акциях по сбору средств и необходимых вещей для малоимущих, многодетных, детских домов, домов престарелых, приютов для животных.
Милосердие — не врожденная, а приобретенная черта. Прививается она в обществе, где с раннего возраста человек наблюдает стремление помогать, доброжелательность и снисхождение по отношению друг к другу.
Так надо ли воспитывать милосердие в себе целенаправленно? Насколько необходима эта черта для человеческого общества? Является ли она жизненной необходимостью?
Да! Именно в дошкольном возрасте закладывается система духовно-нравственных ценностей - основа милосердия и сострадания, которая определяет отношение человека к миру. У ребенка формируется отношение, как к себе, так и к окружающим, обществу в целом.
Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Главной задачей в духовном воспитании ребёнка является воспитание милосердия.
Совместно с родителями мы используем различные методы для развития у детей чувства милосердия, сострадания, жалости, ответственности, желания прийти на помощь, иногда сознательно принести в жертву свои личные интересы ради достойной цели.
Эмоциональное развитие ребенка.
Практически ежедневно воспитателем затрагивается тема милосердия и сострадания в беседах, обсуждениях. Основная задача - объяснить и показать на примере, что делать добро – это хорошо! Например, проявление сострадания и участия к ребенку и другим людям со стороны воспитателей: «Тебе больно, давай пожалею», «Ваня забрал у тебя игрушку, давай объясним ему, что так делать нельзя», «Бабушка спит, не шуми», «Маме тяжело, помоги ей» и т. д. Дети, как правило, внимательно наблюдают за поведением взрослых и повторяют за ними.
- Игры на сближение родителей и ребенка.
- Знакомство ребенка с миром природы.
- Проговаривание своих чувств и чувств ребенка.
- Узнавание, различение и повторение звуковых интонаций: плач, смех, крик, стон и т. д. в игре.
- Узнавание и различение эмоций на картинках в книжках.
Развитие способности чувствовать других.
Дети не научатся милосердию и состраданию, если мы просто будем им рассказывать, как это важно. Они должны проявлять чувства в повседневных поступках. Мы создаем для ребенка ситуации в детском саду, а также рекомендуем создавать в семье, с друзьями – в которых он будет проявлять сострадание и научится ставить себя на место другого человека в сложных ситуациях. Поощряем ребенка делиться своими вещами с другими людьми. Например, если он берет в детский сад игрушку или книжку, предлагаем ему поделиться ею со сверстниками и объясняем, почему это важно. Применяем:
- Перевоплощения: изобрази трусливого зайчика, изобрази смелого льва, изобрази плачущего малыша, изобрази злую собаку и т. д.
- Ролевые, творческие, сюжетные игры, игры-драматизации.
- Выразительное и эмоциональное чтение или рассказывание сказок и историй.
- Обсуждение сказок, рассказов, жизненных ситуаций, иллюстраций с проговариванием того, что чувствуют главные персонажи, сопереживание им, одобрение или неодобрение их поступков.
Понятия «добро» и «зло».
Необходимо показывать ребенку, что вы замечаете, когда кто-то совершает добрые поступки. Например, старенькая бабушка на улице каждый день кормит птиц. Соседский мальчик кормит кошку у магазина – это хорошо! Аналогично, если ребенок делает добрые поступки, признаем это и хвалим его. Приучаем ребенка к добрым делам. Показываем хороший пример.
- Различение добра и зла (на сказках, рассказах, жизненных примерах и т. д.)
- Формируем позитивное отношения к младшим, к родителям, пожилым, инвалидам и др.
- В процессе воспитания обсуждаем с детьми, почему нельзя мучить животных; можно ли смеяться, если друг упал; можно ли обзываться; зачем нужно делиться игрушками; почему люди стараются помогать друг другу и т. д.
- Воспитываем трудолюбия и вежливости.
Воспитание в ребенке активной жизненной позиции.
- Побуждение ребенка к проявлению сочувствия, сопереживания и помощи по отношению к тем, кто в ней нуждается: «Малыш плачет, давай его пожалеем!», «Давайте сделаем кормушку для птиц!», «Дети дерутся, нужно их разнять», «Примем участие в акции в поддержку наших солдат», «Акция по сбору макулатуры» и т. д.
Благодаря проводимым беседам, просмотрам видеороликов, дети активно включаются в участие и с большим рвением привлекают родителей.
Выращивание с детьми растений.
Работа в саду также может помочь ребенку развить сострадание. Выращивание растений с терпением, любовью и заботой, принятие ответственности за жизнь растения помогает детям стать добрее. Приучаем ребенка к тому, что нельзя топтать цветы, траву, ломать ветки деревьев. Говорим, что все это тоже живые существа и им также присуща боль.
Уход за домашним животным.
Объясняем ребенку, что важно проявлять доброту и дружелюбие не только по отношению к людям, но и к животным. Уход за домашним животным поможет ребенку развить доброту и уважительное отношение ко всем живым существам.
На сегодняшний день воспитание милосердия и сострадания обусловлено еще и сложившейся ситуацией – проведением СВО. Война для каждого из нас является самым страшным и сложным испытанием, но есть такие солдаты, которые, несмотря на все трудности и поражения, способны оставаться милосердными даже на войне. Речь идет о солдатах, которые, находясь в нечеловеческих условиях, помогают обездоленным животным в зоне проведения СВО. Рассказывая и показывая ребятам человечность в нечеловеческих условиях, мы наблюдаем появление настоящих, искренних эмоций. Дети самостоятельно решают писать письма, рисовать рисунки для солдат, находящихся на специальной военной операции.
Милосердие, сострадание, жалость к ближнему – качества, очень важные как для самого человека, так и для общества в целом. Они являются приобретенными чувствами, для выработки которых существует один мощный инструмент – воспитание.