Ольга Артамонова
Рекомендации по проведению утренней гимнастики в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных физических упражнений, которые благотворно влияют на физическое развитие и совершенствование ребенка, помогают укреплять здоровье, формируют жизненно необходимые навыки, создают бодрое настроение. Физические упражнения проводятся под руководством педагога и представлены следующими видами:
• гимнастикой;
• играми подвижными и спортивными;
• спортивными упражнениями.
Публикация «Рекомендации по проведению утренней гимнастики в ДОУ» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Кроме того, утренняя гимнастика, ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей. В теплое время утреннюю гимнастику рекомендуется проводить на открытом воздухе. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности.
Упражнения утренней гимнастики направлены на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.
Структура комплекса утренней гимнастики :
Вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега.
Основная часть- общеразвивающие физические упражнения.
В заключительной части проводится ходьба в умеренном темпе, организуются игры малой подвижности для восстановления дыхания.
Утренняя гимнастика в детском саду начинается с разминки, цель которой разогреть мышцы и суставы и подготовить тело к выполнению комплекса более сложных упражнений. Значение утренней гимнастики, прежде всего, определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно - сосудистую, дыхательную системы, растормаживает нервную систему, создает условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.
Классификация общеразвивающих упражнений:
упражнения для рук и плечевого пояса;
упражнения для туловища;
упражнения для ног.
Упражнения, направленные на развитие двигательных качеств: развитие гибкости; развитие силы; развитие координации, ловкости, равновесия, пространственных и временных ориентировок;
Упражнения, направленные на повышение функционального уровня систем организма: укрепление сердечно – сосудистой системы; укрепление дыхательной системы.
Также есть упражнения, которые запрещены выполнять в детском саду, и их возможно заменить. (проговорить, раздать памятки)
Важно знать :
- Комплекс состоит из 5-6 упражнений, каждое из которых повторяется 5-6 раз
- Комплекс упражнений целесообразно менять раз в две недели. При этом нет необходимости менять все упражнения сразу, достаточно заменить 2-3 упражнения, чтобы создать новизну.
- Длительность комплекса утренней гимнастики : для младшего дошкольного возраста 6 мин, для старшего 10-12 мин.
В утренней же гимнастике в детском саду эмоциональный компонент, может быть, достигнут за счет включения физических упражнений, освоенных в процессе учебной работы и обновленных введением неожиданных условий, необычных пособий и способов организации. Это могут быть самые разнообразные виды нетрадиционной утренней гимнастики : гимнастика по сюжету литературного произведения, в виде сюжетно-ролевой игры или игры-путешествия, зарядка в загадках, зарядка в стихах, с необычными предметами и т. п.
Младшая группа
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес и желание заниматься.
2. Приучать малышей начинать и заканчивать упражнение всем одновременно по сигналу воспитателя.
3. Двигаться активно, естественно, не напряженно.
4. Правильно выполнять упражнение в обобщенном виде.
5. Правильно выполнять упражнение из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине.
6. Соблюдать основное направление движения отдельных частей тела, при помощи наглядных ориентировок и подражая показу воспитателя.
7. Повторять хорошо известное движение сначала с воспитателем, затем самостоятельно.
В младшей группе впервые вводится в режим дня утренняя гимнастика. Ее проводят ежедневно со всеми детьми одновременно, продолжительность 4-5 минут. Поскольку на 3 году жизни многие дети не могут сразу включаться в организованную воспитателем деятельность и отстают во времени при выполнении заданий, к ним требуется очень тонкий и дифференцированный подход. Не следует настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике, не беда, если кто-то из детей не сразу начнет выполнять упражнение. Важно, чтобы это было сделано ребенком добровольно и по его собственному желанию. Содержание гимнастики составляют 3-4 общеразвивающих упражнений, ходьба, бег. Начинается она с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом и построением. Наиболее удобно на этом возрастном этапе построение в круг. Вводную и заключительную ходьбу дети могут выполнять подгруппами в определенном направлении, врассыпную или же друг за другом. Ходьбу следует проводить в спокойном и неторопливом темпе. Бег должен спокойным и легким: 20-30 секунд первая половина года и 40 секунд вторая половина.
Построившись, дети приступают к выполнению упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук (типа потягивая и дыхательных, ног, спины, живота и всего туловища. ОРУ подбирают из числа рекомендованных для занятий, носят имитационный характер и проводится в игровой форме. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Заканчивают утреннюю гимнастику спокойной ходьбой на месте или с продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма. Каждые 2 недели новый комплекс упражнений. Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса или брать их за основу для составления комплекса из упражнений с предметами. Показ упражнения воспитатель сопровождает пояснениями, обращает внимание детей на главное звено и направление движения (вытянули руки вперед – показали ладошки). Следит, чтобы ребенок по возможности занимал необходимое исходное положение.
Игровая форма гимнастики вызывает у детей желание участвовать в ней.
Для младших групп утреннюю гимнастику можно проводить :
Без предметов;
С флажками, султанчиками, лентой;
С платочком;
С использованием стула;
С кубиками;
С мячом.
Средняя группа
Задачи:
1. Приучать детей к восприятию показа как способу самостоятельного выполнения упражнений.
2. Правильно и с большим напряжением выполнять основные элементы упражнений. Точно выдерживать положение отдельных частей тела (не сгибать колени при наклонах, держать спину прямо во время приседания, не сгибать руки в локтях при их выпрямлении).
3. Принимать различные исходные положения, добиваясь их четкости.
4. Соблюдать направление движения отдельных частей тела при помощи наглядных ориентиров, без них и по указанию воспитателя.
5. Начинать и заканчивать упражнение по сигналу, указанию; сохранять заданный темп.
6. Выполнять известные упражнения самостоятельно по указанию воспитателя.
7. Выполнять известные упражнения, рассказывать о порядке, способе выполнения существенных элементов наиболее простых упражнений.
Организация утренней гимнастики на 4 году жизни близка к организации ее в первой младшей группе. Если в начале года можно допустить, чтобы кто-то из младших или вновь поступивших детей, не принимал участие в утренней гимнастике, то уже через 1,5-2 месяца заниматься должны все. Нужно постепенно приучать детей включаться в двигательную деятельность без лишних напоминаний воспитателя. Продолжительность 5-6 минут, 4-5 ОРУ.
В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами. Бег в начале года 30-40 секунд, вторая половина 50-60 секунд. Последовательность упражнений постоянна: сначала для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Широко распространены исходные положения: стоя, лежа, лежа на спине, животе, сидя. ОРУ повторяются 5-6 раз.
Педагог должен помнить, что на утренней гимнастике не происходит разучивание упражнений, важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз. Именно поэтому, важно обеспечивать высокую моторную плотность, проводить ее практически без пауз, не тратя время на подробное объяснение. Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, чтобы оно выполнялось указанным способом (наклоняться вперед, не сгибая ноги в коленях; не только поднять мяч над головой, но и посмотреть на него).
Утренняя гимнастика в средней группе 6-8 минут. Включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте, 4-5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Педагог постепенно приучает детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе. Исключения составляют некоторые упражнения, требующие проявления силы и координации движений (прокатить мяч вокруг себя). Во время выполнения упражнений педагог более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений.
Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики.
Для средней группы упражнения можно проводить с использованием :
Флажков;
Кубиков;
Обруча;
Короткого шнура (косички);
Стула, скамейки;
Гимнастической палки.
Старшая группа
Задачи:
1. Четко принимать различные исходные положения.
2. Делать упражнения с большой амплитудой движений.
3. Правильно выполнять упражнение и некоторые элементы техники движения.
4. Точно выполнять разнообразные направления движений отдельных частей тела в соответствии с образцом, объяснением воспитателя или только по его указанию.
5. Двигаться в соответствии с заданным темпом, выдерживать ритм движения в сопровождении музыки, подсчета, переходить от одного темпа к другому.
6. Уметь вспомнить знакомое упражнение, рассказать о порядке и способе выполнения отдельных его частей, учиться оценивать движения свои и товарищей.
7. Выполнять движения выразительно в соответствии с характером музыки.
8. Простые известные упражнения выполнять самостоятельно.
В старшей группе утренняя гимнастика становится привычной. При подготовке к ней дети, оказывают большую помощь воспитателю: готовят необходимый инвентарь. Педагог следит за тем, чтобы дети быстро переодевались, не задерживали друг друга разговорами. Утренняя гимнастика со старшими дошкольниками проводится в физкультурном и музыкальном залах 8-10 минут. Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными, проводится в разных построениях. Утренняя гимнастика содержит 5-6 ОРУ, в разных исходных положениях, с предметами и без.
В старшей группе важной задачей является воспитание у детей ответственного отношения к утренней гимнастике. Педагог добивается точности положения тела, четкого соблюдения направлений движений, умения выполнять упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения. Качество выполнения ОРУ достаточно высоко. Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющими данными движениями. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их и без сопровождающего образца воспитателя. Это дает педагогу возможность ходить между рядами, оказывать индивидуальную помощь. На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании. Ежедневное участие детей помогает воспитывать у них привычку к систематическому выполнению.
Для старшей группы упражнения можно проводить с использованием следующих предметов:
С обручем;
С гимнастической палкой;
С использованием гимнастической скамейки;
С использованием стены;
Стула;
С большим шнуром;
Со скакалкой;
С большими шестами;
С лентами;
С мячом.
Подготовительная группа
Задачи:
1. Четко принимать различные исходные положения.
2. Делать упражнения с большой амплитудой движений.
3. Правильно выполнять упражнение и некоторые элементы техники движения.
4. Точно выполнять разнообразные направления движений отдельных частей тела в соответствии с образцом, объяснением воспитателя или только по его указанию.
5. Двигаться в соответствии с заданным темпом, выдерживать ритм движения в сопровождении музыки, подсчета, переходить от одного темпа к другому.
6. Уметь вспомнить знакомое упражнение, рассказать о порядке и способе выполнения отдельных его частей, учиться оценивать движения свои и товарищей.
7. Выполнять движения выразительно в соответствии с характером музыки.
8. Простые известные упражнения выполнять самостоятельно.
Продолжительность утренней гимнастики в подготовительной группе 10-12 минут. Комплексы существенно не отличаются от комплексов старшей группы. Количество повторений ОРУ 6-8 раз. Широко применяются упражнения с разнообразным инвентарем, оборудованием. Каждый комплекс повторяется в течение 2 недель.
Детей приучают проявлять высокую самостоятельность в выполнении упражнений. От ребенка 7 года следует требовать хорошего качества движений, он должен занимать четкие исходные и промежуточные положения, сохранять заданные позы, совершать движения с определенным напряжением. Все это благоприятно для укрепления разных мышечных групп, формирования осанки.
Для подготовительной группы можно использовать следующий инвентарь:
§ Гимнастическая палка;
§ Обруч;
§ Мячи малые, набивные;
§ Скакалка;
§ Скамейка;