Ирина Чербаева
Рекомендации по оформлению уголка природы в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
УГОЛОК ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ.
Уголок в групповой ДОУ— это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Какое значение имеет уголок природы? Важен ли уголок для детей?
Познавательное развитие: это не только расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию,а и стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание и наблюдательность.
Публикация «Рекомендации по оформлению уголка природы в разных возрастных группах» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Эколого-эстетическое значение: формирует видение красоты природы, развивается творческое воображение ребенка.
Воспитательное значение: формируют нравственные качества и позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе и даёт познание, что растение - это живое, им тоже больно).
Практическое значение: способствует приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело и за инициативность.
Оздоровительное значение: микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Экологически правильное содержание комнатных растений - это соответствующее их индивидуальным потребностям, освещенности места, температуры и влажности помещения;
Полив в необходимом кол-ве, подбор земли нужного состава и подкормка удобрениями в определенные моменты их жизни.
Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей. Эти сведения можно узнать/уточнить из специальной литературы, посвященной комнатному цветоводству, а так же в методической литературе.
Организация уголка прироы в разных возрастных группах.
Младшая группа (3-4 года).
При подборе растений в данной группе следует учитывать особенности восприятия детьми предметов: ребенок, прежде всего, в данном возрасте обращает внимание на самые ярко-пёстрое и красивое. Формируется способность узнавать предмет, различать и называть отдельные его части. Поэтому ребятишки младшей группы должны узнавать и называть 2 растения.
В уголке природы, младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части, обильно и долго цветущие. Заинтересуют детей и растения с пестроокрашенными листьями.
Для того, чтобы учить детей обтирать влажной тряпочкой листья, необходимы в уголке природы растения с крупными, крепкими листьями.
Для того, чтобы ребятишки учились находить и узнавать одинаковые растения, необходимо иметь в уголке природы 2 экземпляра одного растения.
Средняя группа (4-5 лет).
В данном возрасте необходимо формировать у детей умение сравнивать предметы по форме, величине, текстуре поверхности, устанавливать сходство и различие, обобщать по тем или иным признакам. Увеличивается количество растений, усложняются знания о них. Дети знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни.
В средней группе (4-5 лет) уголок пополняется растениями, имеющими разную форму и величину листьев; различную степень полива. Необходимо оснастить уголок разными видами растений одного семейства (герань, бегония, лилия). Одновременно в уголке средней группы должно быть размещено 6 видов растений по З экземпляра.
Старшая группа.
В данной группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений. Знания детей существенно расширяются, Дети узнают, что для роста растения необходимы условия (свет, влага, тепло, почвенное питание, без которых, оно погибает. Для разных растений эти условия различны. Дети так же узнают о способах размножения растений. Постановка новых задач требует размещения в уголке новых растений : с разнообразным строением стебля, имеющие разные способы размножения, потребности в степени полива и освещения. Следует разместить и растения, обладающие лекарственными свойствами. Уголок природы старшей группы оснащают 6 видами растений.
Каждое растение уголка природы должно быть снабжено моделью обозначения его потребности во влаге, свете, дополнительном уходе (опрыскивании, рыхлении).
Следует четко различать растения, уход за которыми осуществляет ребенок (наличие маркировки, и растения, за которыми ухаживают взрослые (интерьерные растения маркировка не нужна).
РастениЯ в уголке, за которыми ухаживает ребенок, должны быть расположены на доступном для детей уровне и обязательно должны быть расположены растения с учетом их комфортного произрастания (тенелюбивые и светолюбивые).
Растительно-климатический уголок — определенное место в уголке природы, в к-ом содержатся временные объекты, фиксируется периодическое явление в жизни растений при создании определенных условий.
Особенность такого уголка : возможность сравнивать, как одно и то же растение существует в разных условиях.
Осенью в уголок природы помещают растения из ближайшего окружения: букеты яркоокрашенных листьев, поздноцветущие дикорастущие растения (бархатцы).
Во второй половине января в банки с водой (16-20’ градусов) помещают срезанные ветки деревьев и кустарников с целью их оживления, появления почек, листьев и цветов (ветки яблони, черемухи, вишни и сирени).
"Огород на окошке"
Посадки овощных даров дают возможность детям в течение года наблюдать за ростом растений и получать свежие овощи зимой и ранней весной. Для выращивания лука, предварительно замоченные в течение суток луковицы высаживают в ящик рядами. Выращивание лука хорошо начинать с 1 октября.
Выращивать салат, укроп, редис лучше всего ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики й засыпают слоем песка и перегноя. Ящики покрывают стеклом и ставят в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении ц умеренном поливе.
С детьми старшего дошкольного возраста можно выращивать рассаду помидоров, огурцов, перца.
В течение зимнего периода, начиная с января, в уголке природы проращивают корнеплоды (брюква, репа, редька и тд).
Так же в фенологическом уголке производят выгонку луковичных растений (тюльпан, гиацинт, нарцисс). До посадки их хранят в темном сухом месте, а затем в октябре производят посадку. Техника подготовки и выгонки растений описана в методике ознакомления детей с природой под ред. Саморуковой.
С детьми старшего возраста проводят опыты и эксперименты, которые затем фиксируют в дневниках наблюдений с помощью зарисовок или моделируют состояние растений. Например, помещают 4 дидактические луковицы с различной потребностью в свете и влаге: для первой обеспечена потребность в свете и влаге; для второй - влага отсутствует, но есть свет; для третьей - есть влага, но луковица помещена под темный колпак (отсутствие света); для четвертой - нет ни света, ни влаги.
Дневники наблюдений за ростом и развитием растений.
Формирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать/рисовать, например, репчатый лук. Графическая модель у детей особенно интересна, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени «неделя». Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток - банки и луковицы. Такая модель в виде календаря за растущим луком может быть создана с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Несколько иначе выглядит дневник наблюдений, в котором зафиксирован рост овощной культуры. На каждой странице такого дневника, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время, за которое происходит изменение растения; условия, при которых происходит изменение растения; условия, при которых, происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу).
Таким образом, формирование роста и развития овощной культуры - это ежедневное раскрашивание дня недели и фиксации погоды, обозначение значками трудовых операций в те дни недели, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками.