Екатерина Мыскина
Рекомендации педагогам по подготовке сюжетных игр во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации педагогам по подготовке сюжетных игр во второй младшей группе.
Что нужно делать воспитателю,чтобы продвигать детей в направлении идеала сюжетной игры,как надо действовать именно на этом возрастном этапе?
Прежде всего, надо отчетливо понимать, от чего и к чему вести ребёнка. Поскольку нормально развивающиеся дети к трем годам уже владеют условными действиями, надо открыть для них все возможные проекции События и стимулировать переход от единичного События в игре к последовательной связке двух Событий.
Публикация «Рекомендации педагогам по подготовке сюжетных игр во второй младшей группе» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Развивать сюжетную игру ребёнка следует, играя вместе с ним, демонстрируя в самом процессе игры способы условного поведения.
Взрослый в принципе может действовать двояко:
1)инициировать игру, втягивая в неё детей или;
2)подключаться к уже возникшей игре ребёнка, усложняя её изнутри игрового процесса
В работе с детьми трех – четырёх лет первая тактика имеет больший вес, нежели в последующих возрастных группах.
Инициируя игру, взрослый описывает целостное сюжетное Событие (воображаемую ситуацию) и использует опорный игровой предмет, позволяющий открыть для ребёнка все проекции События. Такие как:
1) функциональная проекция - безличные игровые действия (О, поеду! Вертит руль, «ДЖЖЖ»)
2) ролевая проекция – обозначает роль (Я шофер)
3) Пространственная проекция (У меня автобус)
Инициатива взрослого непременно привлекает внимание детей. Теперь надо включить их в смысловое поле игры. Это может быть передача функции кому- либо из детей, или предложение роли, или обозначение параллельного условного пространства, или даже втягивание детей в собственное смысловое поле игры: «Где же мои пассажиры? Кто поедет в моём автобусе?»
Акцентировать ту или иную проекцию имеет смысл, если мы видим что как раз она «западает» у ребёнка. Например, ребёнок активно развёртывает событие через функциональное игровое действие (бегает с рулем, гудит, но у него нет осознанного принятия игровой роли. Надо приостановить эти повторяющиеся действия, «открыть» для него роль. Этому способствует использование сюжетов с парными взаимодополнительными ролями (доктор- пациент, водитель- пассажир, продавец- покупатель, где событие воплощается не столько через функциональные действия, сколько через ролевой диалог персонажей. И наоборот если ребёнок «застревает» на простейшей роли (Надел очки, приговаривая «Я врач», следует сместить акцент на функциональную проекцию (Вот шприц для врача) и на пространственное обозначение события (Врач а где ваш кабинет или больница).
Это все примеры с одним, двумя детьми, но что же делать в наших ситуациях с большими количествами детей? Большая группа очень многое меняет.
Начать надо с правильной организации предметной игровой среды в групповом помещении. Именно это поможет справиться с беспорядочным движением детей, рассредоточить их по всему помещению.
Надо сказать, что дети четвертого года жизни во многом находятся в плену внешней обстановки- именно она наталкивает их на те или иные игровые действия.
Правильный подбор игровых материалов и организация предметной игровой среды – необходимое условие развития игры, но недостаточное. Играть с детьми придется, ведь в игрушках способы игрового поведения как бы свернуты, а нам надо их «распредметить» в живых образцах уже умеющего играть партнера.
Большая группа неоднородна по уровню развития,несмотря на то что возраст одинаков. Так как кому то из детей повезло, у них есть опыт игры со старшими братьями и сестрами, соседскими детьми, близкими взрослыми. А кому то не повезло совсем, они в плане игры как чистая доска.
Если за ними понаблюдать пару дней или неделю, можно выделить три категории детей:
1)не достигшие нормального для возраста уровня развития игры
2)находящиеся в рамках нормального для возраста уровня развития детей
3)превосходящие нормальный для возраста уровень развития игры.
С каждой категорией детей надо будет выстраивать работу по-разному. С основной (второй) категорией – заниматься по возрасту. Дети, не дотягивающие до нормы, потребуют особых усилий: с ними придется использовать приемы, подходящие для предыдущей возрастной группы. Для детей, превосходящих нормальный уровень, нужно лишь поддерживающие участие взрослого.
Игра взрослого с кем- то из детей в группе постепенно «обрастает» другими участниками, которым хочется приобщиться к этому интересному делу. И это на руку воспитателю : взаимодействие взрослого с одним ребёнком служит для других моделью игры, которую они впитывают, обогащая свой игровой опыт. Но, решая педагогические задачи развития игры, воспитатель не может действовать совершенно спонтанно, он должен спланировать работу. В связи со спецификой игровой деятельности этот план может в реальной жизни сильно трансформироваться. И все таки он нужен непременно. Он структурирует действия воспитателя и дисциплинирует его, не дает расслабляться.
Наш план может выглядеть примерно так:
1) развернуть инициативную игру «приготовление обеда» : стимулировать условные действия с предметами- заместителями; развернуть инициативную игру с откликнувшимися детьми; активизировать ролевой диалог.
2) Подключить к начавшейся игре других детей; показать возможности развертывания игрового события в разных проекциях (функциональной, ролевой, пространственной).