Радмила Раилевна Сайгафарова
Рекомендации педагогам и родителям по развитию правильных речевых навыков у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с тяжёлыми нарушениями речи менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. В речи детей чаще преобладает общеупотребительная лексика, трудности вызывает эмоциональная лексика, отражающая индивидуальные особенности человека. Исходя из этого, особую важность необходимо придать созданию условий для формирования эмоциональной лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи как в школе, так и дома.
Рекомендации педагогам.
В первый год обучения важно создать такие условия, чтобы каждый ребё нок мог выразить себя в кругу сверстников:
Публикация «Рекомендации педагогам и родителям по развитию правильных речевых навыков у ребенка» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- создание в классе, группе атмосферы, добра, покоя, любви;
- создание специальной среды в группе, организация “уголка уединения”;
- расположение игр, игрушек, книг и пр. (для проявления у ребёнка положительных эмоций, становления его социального опыта);
- оформление класса, группы (демонстрационный и раздаточный материал, дидактические игры, “уголок - эмоций”);
- эмоционально окрашенная речь педагога;
- проведение динамических пауз/физкультминуток;
- использование метода стретчинг (игровые ситуации, задания, упражнения имитационного характера);
- проведение релаксации (снятие мышечных спазмов, восстановление энергетического баланса в организме, восстановление психо-эмоционального равновесия, обеспечение общего оздоровления);
- проведение коммуникативных игр (комплексное воздействие на развитие речевых, психических и физических навыков детей);
- организация сюжетно – ролевых игр, включающие разноплановые жизненные ситуации;
- проведение игр на прогулке (подвижные игры);
- использование элементов сказкотерапии с импровизацией;
- драматизация сказок;
- слушание танцевальной музыки из оперетт П. И. Чайковского “Времена года”, и др. ;
- слушание релаксационной музыки, (“звуки природы” и др.);
- изображение в рисунке эмоциональных состояний героев;
- чтение художественной литературы.
Рекомендации родителям.
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения учащихся в школе и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил :
1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением :
- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т. д.);
- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. ( например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т. д.);
- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.);
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину, достань из-под стола, выйди из-за стола);
- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку.
5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.