Ведерникова Марина Владимировна
Рекомендации к проведению диагностики детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение психологической диагностики традиционно разделяется на несколько этапов: сбор предварительной информации о ребенке (анамнез, подбор методик, их проведение и формулировка соответствующих рекомендаций.
Анамнестический опросник (анкета) обычно заполняется мамой ребенка. Заполнение опросника помогает родителям понять, что это процедура – общая для родителей всех воспитанников детского сада. Это позволяет снизить тревожность родителей, помогает наладить рабочий контакт, дает повод задать уточняющие вопросы о ребенке и его семье.
Разделы опросника:
- Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье
- Особенности перинатального периода развития ребенка
- Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания
- Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения на протяжении первых двух лет жизни? Посещение ребенком в яслей, детского сада или других детских учреждений (указать сроки и тип учреждения)
- Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно)
- Развитие ребенка в дошкольном возрасте
- Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?
В тестовом подходе при проведении диагностики особое внимание уделяется тем факторам, которые могут исказить полученные данные:
1. Нужно учитывать эмоциональное состояние ребенка – если он подавлен или чрезмерно возбужден, скорее всего, физически находясь рядом, он переживает иную ситуацию, что помешает ему пройти обследование.
2. Следует помнить о том, что нервная система дошкольников еще не сформирована, а потому переживать длительные нагрузки они не в состоянии. Максимальная продолжительность занятия с ребенком 6–7 лет – 40 минут.
3. Сначала рекомендуется предлагать ребенку достаточно простые методики, которые бы вызывали у него ощущение успеха (например, «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф. Д. Харрис, «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко, а затем переходить к методикам более сложным.
Каждая встреча психолога с ребенком должна заканчиваться таким образом, чтобы дошкольник испытывал положительные эмоции.
После обработки данных и получения результатов диагностического обследования необходимо информировать об этом родителей ребенка или педагогов, работающих с ним.