Светлана Бородина
Рекомендации «Использование музыки в режимных моментах ДОУ»
Пояснительная записка
В последние десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Многие ученые (С. П. Боткин, И. П. Павлов, И. М. Сеченов) доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает стрессовое состояние. Человек живет в звуковом пространстве, а как сказал древний философ Платон, «звук строит все пространство Вселенной».
Публикация «Рекомендации „Использование музыки в режимных моментах ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Режим дня. Консультации для родителей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Исследования в области воздействия музыки на человека открыли новые факты. Профессор М. А. Сапожков еще в 80 –е годы ХХ века выявил, что у современных молодых людей резко возрос порог слышимости. Причина-увлечение громкой музыкой. В истории немало фактов, которые свидетельствуют об успешном использовании терапевтических возможностей музыкального искусства. Именно музыка с ее удивительным свойством регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущения дискомфорта: неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего-то. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов.
Все это говорит о том, что нам педагогам, нужно формировать у детей с малых лет необходимость осознанного подхода не только к музыке, которую они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира в целом. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка оказывает непосредственное влияние на здоровье.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Содержание
1. Продумывать подбор музыкального репертуара, т. к. неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка.
2. Музыка не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.
3. Музыка может звучать в течение всего дня, но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Она должна прослушиваться детьми, дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности и даже от настроения детей.
4. Количество музыки увеличивать постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. Классические произведения в оригинальном исполнении лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдёт стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка сделана специально для детей.
5. Перечень музыкальных произведений фоновой музыки может варьироваться воспитателем с учётом его музыкального вкуса.
6. Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца.
7. Регулярное использовать музыку при проведении режимных моментов :
Утром рекомендуется включать солнечную, оптимистическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;
Использовать музыку на занятиях, в соответствии с образовательной деятельностью:
- на занятиях по математике, с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания использовать только звучание музыки фоном (т. е пассивное восприятие);
- на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, использовать музыку, характеризующую явления природы (П. Чайковский цикл пьес «Времена года», способствующую проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте.
- на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, перед разучиванием стихотворения, прослушивать музыку, соответственно теме стихотворения («Осенью» А. Пушкина, целесообразно прослушать «Осеннюю песню» П. Чайковского).
- на занятиях по изобразительной деятельности, в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальное произведение для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон, воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы.
Во время пробуждения, после дневного сна, чтобы помочь детям устранить сонливость, «разбудить» организм, использовать тихую, нежную, лёгкую музыкальную композицию.
Использовать музыку во время прогулок. Она оказывает свое воспитательное воздействие, стимулируя их активность, самостоятельность, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
Приложение
Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем, с учетом его музыкального вкуса.
Рекомендуемый репертуар (по функциям фоновой музыки)
Релаксирующая (расслабляющая)
К. Дебюсси «Облака»
А. П. Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета
К. В. Глюк «Мелодия»
К. Сен-Санс «Карнавал животных» – Лебедь
Ф. Шуберт «Вечерняя серенада»
И. Брамс «Вальс №3»
Р. Шуман «Детские сцены», «Грезы».
Г. Ф. Гендель «Воздух» (Сюита «Музыка на воде»)
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)
И. Брамс «Венгерский танец №7»
А. Дворжак «Славянский танец №2»
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»
Э. Григ «Утро»
И. С. Бах «Шутка»
И. Штраус «Весенние голоса»
Ф. Шопен «Прелюдии»
Б. Монти «Чардаш»
Л. Бетховен Увертюра «Эгмонт»
Активизирующая (возбуждающая)
П. И. Чайковский «Шестая симфония», 3-я часть
Л. Бетховен «Увертюра Эдмонд»
В. А. Моцарт «Турецкий марш»
Ф. Шопен «Прелюдия 1, опус 28»
М. И. Глинка «Камаринская»
Организующая (способствующая концентрации внимания при ОД)
И. С. Бах «Ария»
А. Вивальди «Времена года»
С. Прокофьев «Марш»
Ф. Шуберт «Музыкальный момент»
В. А. Моцарт «Симфония № 40. Часть»
Д. Шостакович Прелюдия и фуга фа минор
П. И. Чайковский «Времена года»
Успокаивающая (умиротворяющая)
Ф. Шопен Прелюдия ми минор
Т. Альбинони Адажио для органа и струнных
М. Глинка «Жаворонок»
А. Лядов «Музыкальная табакерка»
К. Сен-Санс «Лебедь»
Ф. Шуберт «Серенада»
П. И. Чайковский «Вальс цветов»
Список используемой литературы :
1. Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М. : - Педагогическое общество России, 2004. - 95 с.
2. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль “Академия развития”, 1997.
3. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н., Методика музыкального воспитания, М. : – “Музыка”,1990 г. ст. “Музыкальное искусство – средство воспитания детей”.
4. Шацкая В. Н. Воспитание музыкального вкуса. – М., 1947 г.
5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.