Наталия Пимашова
Рекомендации для воспитателей: «Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для воспитателей : «Речь – великая сила : она убеждает, обращает, принуждает». (Р. Эмерсон)
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Большинство детей активно делят впечатления от пережитых событий. Но с неохотой берутся за составление рассказа по заданной теме. Это происходит в основном от того, что знания ребенка по данному вопросу недостаточно, и он не может оформить свое высказывание.
Публикация «Рекомендации для воспитателей: „Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Прием наглядного моделирования помогает связному высказыванию. Использование приема моделирования даст возможность самостоятельного анализа ситуации или объекта. Наглядное моделирование мы можем использовать в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательных рассказов, творческих рассказов.
При использовании приема моделирования надо знакомить детей с графическим способом представления информации – моделью. В качестве модели применяйте символы разнообразного характера : геометрические фигуры, условные обозначения, силуэты, пиктограммы, контрастная рамка-прием фрагментного рассказывания. На начальном этапе работы в качестве символов-заместителей лучше пользоваться геометрическими фигурами, которые подбираются по цвету и форме.
Например: зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышь. На последующих этапах дети выбирают заместителей, без учета признаков объекта. В качестве символов-заместителей при составлении творческих рассказов применяют предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры.
Пересказ.
При пересказе у детей формируется усвоение принципа замещения, то есть умение обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями, формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование). Передача последовательности эпизодов в соответствии с расположением заместителей. Обучение пересказу начинается со знакомых, коротких сказок, таких как «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», рассказ по сюжетной картине, рассказ-описание пейзажной картины.
На практике убедитесь, что трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине, т. к. ребенку необходимо выделять значимые фрагменты картины, определять взаимосвязь между фрагментами, объединять фрагменты в единый сюжет. В качестве элементов модели можно применять силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. Интересно использовать модели природы. Работу по картинам строят в несколько этапов: выделение значимых объектов, рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта.
Например: простое описание болота будет выглядеть так –«На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождь». За основу описательного рассказа берите конкретные представления о предмете. Используя символы, замените объекты.
Творческий рассказ.
Ребенку предлагают модель рассказа, а он должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание. Это умение противоположно навыку, составления творческих рассказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть: угадывание эпизода по демонстрации действий, использования детских схематических зарисовок. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.