Ольга Козлова
Рекомендации для воспитателей и родителей «Как вести себя с упрямым ребенком?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как вести себя с упрямым ребенком?
Прежде чем перевоспитывать, убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
Переключите упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувства собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
Если нет реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.
Публикация «Рекомендации для воспитателей и родителей „Как вести себя с упрямым ребенком?“» размещена в разделах
Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом, предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами команды.
Как вести себя с конфликтным ребенком?
Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
Не обсуждайте проблемное поведение при ребенке.
Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребенка.
Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.
Если ребенок выполнил очень контрастное изображение – это показатель неразрешенного для ребенка конфликта. Если изобразил себя ближе к одному из родителей, то это признак конфликта в отношении с одним из родителей.
Как вести себя с застенчивым ребенком?
Не давите на ребенка собственным авторитетом.
Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Хвалите ребенка, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
Если ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы (отсутствие рук в рисунках детей старше 6 лет может быть показателем застенчивости, пассивности или задержки интеллектуального развития). В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка.
Как вести себя с тревожным ребенком?
Выясните причину тревожности (используя метод беседы).
Не используйте ярлыки, так как ребенок не может быть плохим во всем.
Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребенка.
Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребенка.
Не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся проблеме ребенка.
Рисунки тревожных детей, как правило, имеют много зачерненных «пятен» или, напротив, - слишком «прозрачны» и почти незаметны. Люди, изображенные тревожным ребенком, часто имеют большие темные (заштрихованные) глаза. Пословица «У страха глаза велики» точно отражает характер рисунков детей этой категории. Тревожные дети, которые имеют низкую самооценку, изображают себя маленькими, почти невидимыми, обычно в нижней части листа. Создавая свои «шедевры», они любят пользоваться ластиком, обводить и исправлять только что проведенные линии – их неуверенность во всем и боязнь сделать что-то не так проявляется и в художественном творчестве. Позы людей, как правило, статичны и однотипны: все замерли, все ждут, все как будто прислушиваются и присматриваются, а нет ли сигналов о надвигающейся опасности?
Как вести себя с агрессивным ребенком?
Запрет, а тем более «ор» лишь усугубляет проблему.
«Санкция» должна соответствовать поступку.
Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте агрессивные методы воспитания.
Чаще используйте прикосновения (тактильный контакт).
Не переходите на личность, не оскорбляйте достоинства ребенка.
Используйте удивление для реагирования на агрессию.
Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребенка.
Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло.
Рисунки агрессивных детей отличаются большим количеством острых углов. Часто они изображают острые зубы, острые шипы, клыки, когти и т. д. Дети, которые в жизни привыкли добиваться своего с помощью кулаков, часто рисуют большие зачерненные, заштрихованные руки. Кстати, штриховка рук может свидетельствовать о мышечных зажимах в этой области. Те ребята, кто любит обзываться и кричать на других, привыкли вступать в многочисленные споры с окружающими, как правило, рисуют большой открытый рот с огромными, острыми зубами. Обычно агрессивные дети предпочитают либо темные цвета (черный, коричневый и др., либо очень яркие (красный, зеленый). «Герои» рисунков агрессивных детей чаще всего люди действия. Они сражаются, кричат, догоняют кого-то, приказывают грозным тоном, ругаются, дерутся.
Как вести себя с гиперактивным ребенком?
Гиперактивность диагностируется, если ребенок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.
Выясните причину гипердинамичности. Нередко она - следствие мозговой дисфункции.
Главное лекарственное средство — игра. Переведите неусидчивость ребенка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
Лучшие друзья гиперактивного ребенка — противоположные ему по темпераменту и складу характера.
Запаситесь терпением, поощряйте старания ребенка.
Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.
Импульсивность, неумение долго заниматься одним делом, управлять своим поведением, своими движениями, свойственными гиперактивным детям и отражаются в их произведениях. Рисунки редко бывают симметричными: если на бумаге изображено дерево, то ствол может быть искривлен, ветви «раскидистые», а листья четко не прорисованы, изображены «символически». Если изображены люди, то это «пляшущие человечки». Они никогда не статичны. Люди и животные на рисунках никогда не стоят на месте в неподвижной позе, они как будто размахивают руками (лапами, хвостами, прыгают, вертят головой.