Папки-передвижки

Рекомендации для воспитателей ДОУ по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине

Преснякова Екатерина
Рекомендации для воспитателей ДОУ по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине
▼ Скачать + Заказать документы

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Чтобы этому научиться, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Это, так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Публикация «Рекомендации для воспитателей ДОУ по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине» размещена в разделах

В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер.

Многие педагогические коллективы используют интегрированные занятия, включающие в одну сюжетную линию задачи и по развитию речи, и формирование элементарных математических представлений, и изобразительную деятельность. При таком подходе можно увидеть много положительного для развития подрастающего человека в плане целостного восприятия окружающего мира и общего развития речи. Но здесь идет выделение части занятия как решения одной речевой задачи., что на наш взгляд сужает возможности полноценной подготовки ребенка по развитию речи, и лишь незначительно повышает интерес детей к речевой работе.

Замечено, что особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети сначала должны выслушать рассказ-образец воспитателя по картине, а затем рассказы детей. Содержание рассказов почти одинаковое, варианты бывают в количестве предложений или их развернутости. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее – сказуемое, наличием повторов («ну, потом, вот» и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с незначительной интерпретацией.

Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим детям типа: «Сидите прямо, глазки на Сашу, он рассказывает…» Этого требования хватает на 30-40 минут. На занятии воспитатель может спросить 4-6 детей, а остальные при этом являются пассивными слушателями.

По отзывам педагогов можно сделать вывод, что более неинтересного занятия, чем рассказывание по картине нет. А такой вид работы должен давать положительные результаты. На этом основании позволим усомниться, что:

- надо обязательно заставлять детей слушать однообразные рассказы;

- рассказы, составленные воспитателем и детьми, должны служить примером для подражания другим детям;

- именно занятия по составлению рассказов в том виде как они проводятся, могут эффективно решать задачи речевого развития, тем более формировать творческие способности.

Трудно поспорить с тем, что ребенок должен научиться рассказывать по картине к школе. Возникшее противоречие попытались решить с помощью методов обучения рассказыванию по картине И. Н. Мурашковской, Н. П. Валюмс и методов составления загадок А. А. Нестеренко.

Новизна работы заключается в том, что с использованием адаптивных методов развития воображения и элементов теории решения изобретательских задач (автор ТРИЗ Г. С. Альтшуллер, 1946г., появляется достаточно гарантийный результат: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности ребенка-дошкольника.

В основу работы положен инструментарий по развитию творческого воображения и формированию диалектического способа мышления дошкольников. Методика построена в рамках авторской программы и с учетом общих принципов, разработанных при обучении дошкольников умению решать творческие задачи.

Занятия по обучению творческому рассказыванию по картине вызывают устойчивый интерес как у детей 3-7 лет, так и у воспитателей, прошедших специальный курс подготовки.

Методика рассчитана на два типа рассказов по картине :

Первый тип рассказа : «Описательный рассказ».

Функция: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Цель: обучение детей составлению описательных рассказов по картине в соответствии с обще дидактическими требованиями.

Виды получаемых рассказов (выделяем условно) :

- рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей;

- описание картины как раскрытие темы;

- развернутое описание конкретно взятого объекта;

- словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т. д.

Второй тип. Творческое рассказывание по картине (фантазирование).

Функция: речь как описание изменения действительности.

Цель: учить детей составлять связанные рассказы фантастического плана по мотивам изображенного.

Виды получаемых рассказов (выделено условно) :

- рассказ как фантастическое преобразование содержания;

- фантастический рассказ об отдельно взятом объекте;

- рассказ от имени изображенного (представляемого объекта) с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию – дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Пособие включает в себя игры как с конкретного изображенным объектом, так и в целом по содержанию всей картины. Такая форма позволяет ненавязчиво, на высоком мотивационном уровне, усвоить то или иное мыслительное действие по отношению к изображенному и выразить словесно полученное преобразование.

Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть – опосредованно касается содержания картины, но развивает воображение и диалектическое мышление. Сформированные детские умения системного, классификационного, прогнозируемого, преобразовательного плана в дальнейшем переносятся в процесс построения дошкольниками собственных рассказов. Именно их и можно назвать творческими.

Публикации по теме:

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста Нухова А. Р., воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад» №290 г. Казань, Республика Татарстан Направленность современного.

Рекомендации для воспитателей по составлению рабочих программ. Часть 5: способы проверки результатов освоения программы Способы проверки результатов освоения программы. 1. Указывается график проверки (месяц и название, диагностика, педагогический анализ, срез);.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей ДОУ по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине
Опубликовано: 3 января 2014 в 20:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для воспитателей ДОУ по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине» (включая файлы) размещена пользователем Преснякова Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД