Лилия Галимова
Рекомендации для воспитателей детских садов по воспитанию нравственно — патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка….…. стр. 4
Содержание нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста…стр. 7
Педагогические условия…. …. стр. 8
Критерии и показатели патриотизма…стр. 9
Планирование образовательной деятельности…стр. 10
Татарская культурная традиция и ее высокая воспитательная роль…. стр. 13
Органичность освоения народной традиции с раннего возраста…. стр. 14
Публикация «Рекомендации для воспитателей детских садов по воспитанию нравственно — патриотических чувств у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Влияние татарской культурной традиции на формирование личности ребенка (психологический аспект…. стр. 16
Народные праздники, обряды, игры…. стр. 18
Рекомендации по планированию работы на тему: «Ознакомление с городом»…. стр. 20
Патриотическое воспитание как объект диагностики…стр. 34
Практическая часть…стр. 37
Патриотическая воспитанность : результаты изучения…. стр. 41
Заключение…стр. 43
Приложение…. стр. 44
Литература…. стр. 73
Пояснительная записка
Маленькая родина все равно большая,
ведь она единственная.
Ж. Ренар
Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.
К. Ушинский
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается "дефицит нравственности" у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной, разработана Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. ".
Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В период дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи нравственно - патриотического воспитания :
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
• формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
• воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Содержание нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста :
• приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
• знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
• проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
• организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости;
Педагогические условия
Для более эффективной работы по воспитанию нравственного - патриотизма детей дошкольного возраста я использовала следующие необходимые педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество мной и с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Критерии и показатели патриотизма :
• эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
• когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
• мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
• практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
Планирование образовательной деятельности
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется по доминирующим целям:
1. охрана и укрепление здоровья ребенка;
2. формирование сопереживания к родному дому, культурному наследию, природе малой Родины;
3. развитие любознательности;
4. формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь окружающим;
5. развитие желаний и стремлений к познавательной и другим видам деятельности;
6. формирование коммуникативных способностей.
Планирование образовательной деятельности соответствует следующим требованиям:
-разные виды детской деятельности логично и естественно связаны друг с другом;
-включены разнообразные формы организации детей с преобладанием подгрупповых и индивидуальных форм;
-основное содержание образовательной деятельности - воспитание патриотизма - пронизывается занятиями, прямо не относящимися к данному направлению (формирование элементарных математических представлений, конструирование, музыкальные и физкультурные занятия). Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогов в работе по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких. Патриотическое воспитание - понятие ёмкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания : на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре - навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности - уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным. Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма : гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Татарская культурная традиция и ее высокая воспитательная роль
В условиях современных яслей-сада невозможно воспроизвести исторический тип народного воспитания, так как бессмысленно пытаться воссоздать уклад жизни традиционной семьи, или социальные взаимосвязи (деревня, слобода, город). Однако вполне доступно использовать методы этого воспитания, адаптируя их к нынешним условиям. Главная задача татарской культурной традиции состоит в том, чтобы заложить основы становления духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие заложенного в ребенке потенциала полностью возможно через включение в культуру собственного народа, его традиции и обряды.
Поэтому нам важно было выделить те черты татарской культурной традиции, которые представляются наиболее существенными для работы в детском саду, а также проследить связь этих черт с конкретными методами народного воспитания.
Органичность освоения народной традиции с раннего возраста
В педагогике четко определены требования к ребенку каждого возраста : что он может, а что ему недоступно. Это естественно для интеллектуального и физического развития, но совершенно не касается эмоционального, душевного, духовного уровней. А именно они определяют и самосознание, и будущий потенциал интеллектуального роста. Интуитивная жизнь 3-летнего ребенка не менее активна, чем в более позднем возрасте, но она приходится на период формирования характера, первых опытов по адаптации в коллективе. Преимущества методов народного воспитания в раннем возрасте вытекают из того, что для народного воспитания первичны эмоциональная, душевная стороны, а именно к ним наиболее восприимчивы маленькие дети. Интеллектуальность тоже не пострадает, причем она разовьется сильнее и быстрее у тех, кто с самого раннего возраста получил эмоциональный и душевный заряд, заложенный в самой природе народного воспитания, народных традиций, фольклора.
Есть прекрасная русская пословица «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле», поэтому уже в яслях 1,5—2-годовалым детям мы поем колыбельные песни, пестушки (от слова «пестовать» — наставлять ребенка). Они способствуют усваиванию условных связей между названием и предметом, т. е. обучают языку. Здесь важно, что освоение языка начинается с эмоциональных форм, а не назиданий. Эти простые напевы — первая ступенька к постижению многообразной и сложной народной музыкальной культуры. Даже дети, еще не умеющие говорить, стараются повторять интонации колыбельных песен, а слушая веселые плясовые песни, начинают приплясывать.
Детский сад — модель сообщества
В традиционной татарской семье младшими детьми занимались не только родители (они работали, но и старшие братья и сестры. Что касается исполнительских и поведенческих навыков, то они перенимались от старших (в том числе взрослых) не в порядке «уроков», а путем наблюдения, осмысления и творческого воспроизведения. Также и в детском саду, дети младших возрастов с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей. Поэтому очень важно приглашать малышей на праздники и во время досуга к детям старших групп.
Отсутствие избирательности в подборе групп. В реальных народных праздниках, обрядах, играх не было просто зрителей. Разнообразие ролей позволяло каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, кто-то знает много частушек, а у кого-то замечательные актерские способности. Если у человека нет ярко выраженных музыкальных или актерских наклонностей, он все равно активно участвует в празднике, творчески выражает свою индивидуальность: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх или может аккомпанировать на деревянных ложках, трещотках. Для ребенка стать «действующим лицом» особенно важно: идет быстрее освоение навыков, они лучше закрепляются. При этом распределение ролей происходит практически путем самоопределения каждым ребенком формы и меры участия в конкретных «действах». Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения. От этого выигрывают не только «рядовые» дети, но и «примы», так как роль лидера в разнородном коллективе более многогранна и дает больше возможностей для собственного развития.
Влияние татарской культурной традиции на формирование личности ребенка (психологический аспект)
Воля и произвольность — важнейшие личностные новообразования дошкольного возраста.
В этом возрасте осознается и осваивается сложность жизненного мира, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу развития жизненного мира, начинает складываться направленность личности (гедонистская, эгоистическая, альтруистская). Поэтому актуально формирование личностных механизмов поведения дошкольников в духовно-нравственном ключе.
В воспитании дошкольников очень важно учитывать культурно-национальные особенности или по выражению К. Г. Юнга то «кол-лективное бессознательное», которое является совокупностью насле-дуемых людьми универсальных неосознаваемых психических механизмов, инстинктов, импульсов, образов, передаваемых от поколения к поколению, т. е. психический опыт предшествующих поколений. Пренебрежение архетипическими особенностями культуры, ее «родовой памятью» может принести большой вред в воспитании будущего поколения. И, наоборот, приобщение и погружение наших детей в татарскую культурную традицию — залог их психического здоровья. К сожалению, сейчас на нас обрушился поток западной масс - культуры, который особенно сильно ударил по самым беззащитным — нашим детям. Попытка выбить из-под ног родную почву и пересадить юное поколение корнями в другую землю может для нас плохо закончиться. В Татарстане совсем иная культурная традиция, впитавшая в себя мусульманскую нравственность, основанную на любви и добре.
Дети не могут психологически защититься от суперменов и монстров. Мир фантазии сливается с миром реальности. Ребенок либо усваивает нормы и правила поведения «супергероев» или пытается привыкнуть к «страшилкам», поставить в своей душе так называемый защитный блок. Притупление чувств, равнодушие к чужой боли и страданиям стали результатом этой психологической защиты. И именно народная игра во всех ее видах является сильным средством формирования нравственной личности и защитой от негативного влияния западной масс - культуры.
Народные праздники, обряды, игры
Известный психолог Л. С. Выготский в своей книге «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка» писал: «Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития.».
Видный исследователь детской психики Д. Б. Эльконин отмечал важность игры для развития ребенка, выделяя при этом три основных мотива:
— социальный, т. е. желание войти в жизнь взрослых, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый;
— преодоление «познавательного эгоцентризма», когда в процессе игры ребенок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивает моральные и нравственные нормы;
— развитие произвольного поведения ребенка, т. е. формирование способности управлять собой, своим поведением и поступками.
И еще одна важная сторона игры. Как писал Л. С. Выготский: «В игре ребенок свободен, т. е. он определяет свои поступки, исходя из своего "я". Но это иллюзорная свобода. Он подчиняет свои действия определенному смыслу, он действует, исходя из значения вещи. Ребенок научается осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение».
Однако современное дошкольное воспитание и образование, кон-центрируясь на развитии прикладных способностей детей, невольно уделяет меньше сил и времени игре. И мы видим, что это оборачивается проблемами в социализации детей, умении общаться друг с другом, а также в возможности свободы выбора и активной творческой позиции.
Наоборот, в случае активной игровой деятельности в татарской культурной традиции развившаяся и активизированная личность наращивает прикладные способности эффективно и быстро. При этом здесь имеются в виду не только народные игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые согласно народной традиции несут характер игры (обряды, праздники).
Татарская культурная традиция естественно вобрала в себя нрав-ственно-этические ценности мусульманства. Это совестливость и личная ответственность согласно мусульманскому принципу, это любовь к ближнему. При этом важная особенность татарских народных игр состоит в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизацщ Народные игры учат тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
Как уже говорилось раньше, народный обряд, праздник являются именно такой большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе обряды и праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в и памяти глубокий след.
Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Закономерная периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. На посиделках дети разыгрывают веселые потешки, рассказывают небылицы, поют песни, пословицы, поговорки, загадывают друг другу загадки. Это дает им возможность глубже прочувствовать и понять нравственные принципы, заложенные в народной культуре. Конечно, на посиделках проходит и множество отдельных игр разных видов: соревновательные, хороводные, танцы. Все они очень целомудренно и ненавязчиво из мальчиков готовят мужчин-защитников, а из девочек — добрых хозяек и будущих матерей.
Рекомендации по планированию работы на тему: «Ознакомление с городом»
Младшая группа.
В этой группе не стоит проводить занятия по ознакомлению с городом и давать сведения об его истории. С младшими дошкольниками начинаем ознакомление с наблюдения близлежащих улиц. Улицы длинны, на них много домов, у каждого дома номер. К концу года дети должны знать улицу, дом, номер квартиры (этому должны научить детей родители, работа воспитателей с родителями). Взрослые обращают внимание детей на празднично украшенные улицы, проспекты (флаги, цветные огоньки, гирлянды).
На целевых прогулках воспитатели обязательно рассказывают о большом, красивом родном городе: пусть дети удивятся большим и маленьким домам, постройкам разных конструкций, различных стилей архитектуры. Педагог объясняет, что в городе живут горожане, которые наводят порядок на улицах города, высаживают деревья, красят лавочки, реставрируют дома.
Вы тоже - маленькие горожане, поэтому должны делать всё, чтобы наш город был чистым и нарядным: бросать фантики от конфет и мороженого в контейнер для мусора, не ломать веточки и не рвать цветы.
После наблюдений детям предоставляется возможность закрепить в продуктивной деятельности свои впечатления о городе: рисование, аппликация, праздничное украшение города, макеты строительства улиц и модели машин.
В младшей группе особое внимание уделяют работе с родителями. Можно на ширме или в уголке раздевалки, на стенах коридора оформить информационный стенд для родителей, где разместить советы и рекомендации, обратиться к родителям с такими просьбами:
«Умные папы и добрые мамы, гуляя с детьми по городу, покажите и расскажите, чем привлекателен наш город, обратите внимание на красоту зданий, парков, мечетей и церквей».
«Приучайте детей к правильному переходу перекрестка. Обратите их внимание на то, кто приводит в порядок город. Понаблюдайте за работой дворника, лифтёра. Своим поведением достойного горожанина покажите пример детям».
Примерная тематика занятий
Сентябрь.
Цикл занятий по теме «Моя семья – мой дом родной»; целевые прогулки, беседы, анализ ситуаций, ориентирование ребенка в месте своего проживания.
Цель: уточнить знания о семье и памятных местах, Центральной пло-щади, набережной, знать адрес своего места жительства (ребенку, совершать целевые прогулки, проводить беседы, создавать ситуации для ориентирования в местности, где проживают дети, где находятся исторические места и достопримечательности.
Октябрь.
Экскурсия на почту, беседы о работниках главпочтамта, почтового отделения.
Ноябрь.
Беседы о жизни города и села (что общего, чем отличаются). Азбука общения - ситуация в автобусе.
Декабрь.
Проигрывание и анализ ситуации «Мы в городе»; рассматривание альбомов о городе. Работа с родителями. Беседа «Как готовится город к празднику Нового года». Целевые прогулки детей с родителями по достопримечательностям города. Чтение и обсуждение рассказа Ильина «Машины наших улиц».
Январь.
Составление альбома «Дом, в котором я живу» (фотографии детей у себя дома, во дворе, на улице города, в котором они живут). Беседа о транспорте - как можно добраться с одного конца города до другого (метрополитен - показ фотографий) троллейбусами, маршрутными такси.
Фотографии - транспорт на улицах нашего города.
Февраль.
Репродукция Вечного огня. Выставка сувениров о родном городе, значков. Беседа о часовых, караульных, стоящих на почетной вахте, объяснение, почему они стоят, почему нужно положить цветы к Вечному огню, к могиле Неизвестного солдата и т. п.
Март.
Беседы с детьми:
-о том, где они с родителями побывали, какие красивые места видели;
- о транспорте;
- о Волге.
Рисунки (выставки изобразительного искусства) :
- «Дом, в котором я живу»;
- «Мой любимый детский сад»;
- «О городе и селе».
Апрель.
Благоустройство участка детского сада. Посадка цветов, озеленение. Экскурсия детей с родителями к памятным местам и мемориалам, обелискам; посещение аллеи Героев, музеев.
Май.
Фотовыставка «У нас в семье праздник 9 мая», «Где мы были во время праздника».
Средняя группа.
Большая часть работы по ознакомлению с городом проходит вне занятий. Воспитатель группы составляет социальный портрет дошкольного учреждения и ведет работу соответственно тому, какие объекты находятся вблизи детского сада : совершает целевые прогулки с детьми по ближайшим улицам; организует наблюдение за горожанами, их трудом по благоустройству города, за машинами на улицах, как они помогают жить человеку в большом городе (скорая помощь, пожарная машина, поливочная, мусороуборочная, хлебная, молоковоз, продуктовая машины).
Еще один вид деятельности - это чтение художественной литературы об исторических событиях, о народном героизме.
Большое значение имеют беседы с детьми: где они побывали и что знают о городе.
В задачу педагога по патриотическому воспитанию входит привлечение родителей к целевым прогулкам с детьми, ознакомление с главными достопримечательностями города (набережная, центральная площадь и т. п.). Рассказы родителей о том, чтобы город был народным и чистым, оставляют глубокий след в душе ребенка, прививают заботливое и участливое отношение к родным местам.
Воспитатель проводит занятия по ознакомлению с главными достопримечательностями города, основная цель которых: вызвать у детей чувство восхищения красотой города; подчеркнуть, что все вокруг создано руками человека очень давно, но народ помнит имена тех мастеров, кто созидал, ваял, творил; познакомить дошкольников с понятиями город и село, выяснить, чем отличаются город от села (транспортом, домами и трудом людей, как помогают город и село друг другу; показать детям родной город как город-красавец, город-труженик.
Знакомим с городом-красавцем (очень зеленый город, набережная, и т. д.).
Примерная тематика занятий
Сентябрь.
Цикл занятий по теме «Мой родной город» (ко дню города); целевые прогулки, беседы, анализ ситуаций, ориентирование ребенка в месте своего проживания.
Цель: уточнить знания о памятных местах, Центральной площади, набережной, знать адрес своего места жительства (ребенку, совершать целевые прогулки, проводить беседы, создавать ситуации для ориентирования в местности, где проживают дети, где находятся исторические места и достопримечательности.
Октябрь.
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников, беседы и т. д.
Ноябрь.
Беседы о жизни города и села (что общего, чем отличаются). Азбука общения - ситуация в автобусе.
Декабрь.
Проигрывание и анализ ситуации «Мы в городе»; рассматривание альбомов о городе. Работа с родителями. Беседа «Как готовится город к празднику Нового года». Целевые прогулки детей с родителями по достопримечательностям города. Чтение и обсуждение рассказа Ильина «Машины наших улиц».
Январь.
Составление альбома «Дом, в котором я живу» (фотографии детей у себя дома, во дворе, на улице города, в котором они живут). Беседа о транспорте - как можно добраться с одного конца города до другого (метрополитен - показ фотографий) троллейбусами, маршрутными такси.
Фотографии - транспорт на улицах нашего города.
Выставка фотографий «Старый и новый год».
Февраль.
Репродукция Вечного огня. Выставка сувениров о родном городе, значков. Беседа о часовых, караульных, стоящих на почетной вахте, объяснение, почему они стоят, почему нужно положить цветы к Вечному огню, к могиле Неизвестного солдата и т. п.
Март.
Беседы с детьми:
-о том, где они с родителями побывали, какие красивые места видели;
- о транспорте;
- о Волге.
Рисунки (выставки изобразительного искусства) :
- «Дом, в котором я живу»;
- «Мой любимый детский сад»;
- «О городе и селе».
Апрель.
Благоустройство участка детского сада. Посадка цветов, озеленение. Экскурсия детей с родителями к памятным местам и мемориалам, обелискам; посещение аллеи Героев, музеев.
Май.
Фотовыставка «У нас в семье праздник 9 мая», «Где мы были во время праздника».
Старшая группа.
Задача: приступить к ознакомлению детей с историей города; показать, что город, в котором живут дети, красив, современен, город-труженик, рассказать, какие есть промышленные предприятия, какую продукцию они выпускают. Закрепить знания о родном районе; познакомить с профессиями и предприятиями, на которых работают родители детей, и с учреждениями, которые находятся вблизи детского сада.
Основная работа по воспитанию должна проходить вне занятий. Это целевые прогулки по близлежащим улицам; беседы об увиденном, наблюдаемом, совместный просмотр телепередач; рассматривание иллюстраций о городе, где бывали дети с родителями; совместный труд по уходу за районом города; закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации; консультативная работа с родителями детей : как познакомить дошкольника с миром профессий, кем работают ваши родители.
На прогулках внимание детей обращается на заводы, фабрики, предприятия, где трудятся люди в районе, городе. Пояснения и уточнения, что производят в нашем городе, какая промышленность самая развитая: сталь, трактора, корабли, товары бытовой химии, мебель и т. д.
Примерная тематика занятий
Один раз в месяц проводятся занятия по знакомству с городом.
Сентябрь: История возникновения родного города.
Октябрь: Наш город - город-красавец, город-труженик.
Ноябрь: Улицы родного города.
Декабрь: Путешествие по родному городу.
Январь: Памятники родного города.
Февраль: «Они защищали Родину». Познакомить с памятниками. Рассказ о тех, кто защищал Родину. Возрастные (коренные) периоды истории города.
Март: Беседа о родном городе, о его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы).
Апрель: Герои - защитники Отечества.
Май: Закрепить навыки поведения на улице города, уметь составлять связный рассказ о фотографии (интервью берёт ребёнок у других).
Подготовительная группа
Задача: приступить к ознакомлению детей с историей города; показать, что город, в котором живут дети, красив, современен, город-труженик, рассказать, какие есть промышленные предприятия, какую продукцию они выпускают. Закрепить знания о родном районе; познакомить с профессиями и предприятиями, на которых работают родители детей, и с учреждениями, которые находятся вблизи детского сада.
Основная работа по воспитанию должна проходить вне занятий. Это целевые прогулки по близлежащим улицам; беседы об увиденном, наблюдаемом, совместный просмотр телепередач; рассматривание иллюстраций о городе, где бывали дети с родителями; совместный труд по уходу за районом города; закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации; консультативная работа с родителями детей : как познакомить дошкольника с миром профессий, кем работают ваши родители.
На прогулках внимание детей обращается на заводы, фабрики, предприятия, где трудятся люди в районе, городе. Пояснения и уточнения, что производят в нашем городе, какая промышленность самая развитая: сталь, трактора, корабли, товары бытовой химии, мебель и т. д.
Примерная тематика занятий
Один раз в месяц проводятся занятия по знакомству с городом.
Сентябрь: Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города.
Октябрь: «Их помнит Россия» (беседа о почётных гражданах города).
Ноябрь: Театры нашего города.
Декабрь: Музеи родного города (часть 1).
Январь: Путешествие в прошлое» (как выглядит город теперь, как выглядел раньше).
Февраль: Посещение исторических мест города (совместно с родителями).
Март: Музеи родного города (часть 2, углубленная).
Апрель: Наши защитники (о людях-героях, защищавших наш город во время ВОВ).
Май: итоговое занятие: Мой родной город (с использованием фотовыставки, собранной и организованной совместно с родителями за прошедший учебный год).
Патриотическое воспитание как объект диагностики
Патриотическое воспитание традиционно рассматривается как необходимая составная часть образовательного процесса, которая объективно зависит от политических и социально-экономических условий в стране. Поэтому проблема патриотического воспитания — одна из сложнейших в педагогике, что связано с самим понятием патриотического воспитания и его содержанием, определяющим методы, средства, формы работы с детьми.
Патриотическое воспитание востребовано всегда, актуально оно и в наши дни. В современном понимании оно означает педагогическое взаимодействие взрослого и детей в рамках единого культурно-смыс-лового пространства, которое способствует формированию эмоционально-действенного отношения к природе своей страны, чувства привязанности к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к отечественному историко-культурному наследию. В результате такого взаимодействия в ребенке формируются общечеловеческие нравственные, в том числе и патриотические, установки и качества личности. В дальнейшем они проявляются как любовь и гордость за свою Родину, желание нести ответственность за ее настоящее и будущее. При этом патриотическое воспитание предполагает также формирование чувства уважения к представителям других стран и народов, понимание ценности и важности Других культур. Особенно сложна такая педагогическая работа в ситуации постоянно меняющейся политической, экономической и социальной обстановки, которая характерна для переломных, переходных в развитии каждой страны периодов. Поэтому совершенствование методик диагностики патриотического воспитания всегда является актуальной про-блемой, и от ее решения зависит выбор путей оптимизации образовательного процесса, технологий и методик работы с детьми.
Методики диагностики патриотического воспитания могут быть направлены на исследование условий данного процесса, содержания и методов воспитания, на оценку его результатов — изучение уровня сформированности патриотических представлений и чувств, а также их проявления в поведении ребенка, сформированности личностных качеств, характеризующих его как патриота.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даль дает такое определение слову «патриот» : любитель Отечества, ревнитель о благе его, «отчизнолюб». Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев — все перечисленное входит в данное по-нятие. При этом естественной характеристикой патриота является чувство уверенности в себе, собственного достоинства и радости от того, что родился, вырос и живешь на родной земле, земле Родины. Все названные качества характеризуют проявления патриотизма, который формируется в процессе и результате патриотического воспитания детей.
Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется как осознание себя частью окружающего мира, потребность ребенка участвовать во всех делах на благо окружающих людей и природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства. В более широком понимании, которое относится не только к детям и подрастающему поколению, но и ко всем людям, исследователи выделяют несколько подходов к трактовке понятия «патриотизм» :
• патриотизм как чувство любви к Родине, Отечеству, выражающееся в особом эмоциональном отношении к родной природе, отчему дому и родному краю, к картинам детства и т. д. (эмоционально-возвышенный подход);
• патриотизм как одно из высших социальных чувств, характеризующееся глубиной и возвышенностью любви к Отечеству, активными действиями, направленными на благо Родины (активно-деятель-ностный подход);
• патриотизм как общественное явление, обусловленное особенностями исторического развития общества и государства;
• государственный патриотизм, проявляющийся в чувстве национальной гордости за государство, активном участии в его развитии и укреплении;
• личностный патриотизм, который выражается в «праведной» и «благословенной», по словам Г. Флоровского, любви к Родине и культурном творчестве;
• патриотизм как важный этап развития личности, а именно ее духовного развития и самовыражения, проявляющийся в любви к Отечеству и готовности к самопожертвованию и самоотречению ради ее блага (духовно-религиозное направление).
Таким образом, в широком понимании патриотизм — это проявление любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре и природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, формирующие патриотическую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Если рассматривать данную позицию через понятие «отношения», можно выделить несколько направлений диагностики патриотического воспита-ния : обитателей среды, в высокой степени влияющей на саморазвитие личности и самореализацию столичного общества. Между тем такая среда усиливает возможности социального расслоения.
Это объясняет формирование в Казани особого типа образовательного пространства развития, воспитания и обучения подрастающего поколения, которое можно было бы назвать социализирующим, нацеленным на компромисс, на стремление к «общему социальному благу» и в этих условиях — направленным на удовлетворение собственных потребностей. Однако данный компромисс часто оказывается ситуативным, неустойчивым.
Практическая часть
В опросе приняли участие дети среднего возраста (группы №2, № 5, №7, посещающие МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 396» Приволжского района города Казани. Опишем, как отвечали самые маленькие дети — воспитанники средних групп.
Многие из обследуемых детей называли только свои имена и фамилии. Отчество они вспоминали, ориентируясь на наводящие вопросы и подсказки воспитателя. Не смогли назвать отчества, ориентируясь на имена своих родителей, только 47% воспитанников ДОУ. Однако все дети хотят быть похожими на своих родителей, потому что «они добрые, красивые» и «их любят».
При ответе на вопрос, что такое семья, дети отвечают, чаще всего ориентируясь на пространственно-временное объединение членов семьи в рамках одной квартиры: «Это где живет очень много людей в одной квартире»; «Семья — это мама и папа, дедушка и бабушка, братишки и сестрички. Все живут вместе».
Дети любят свои семьи безоговорочно, потому что «там хорошо», «мама и папа хорошие», им, как младшим членам семьи, уделяется много внимания: «мне нравится», «мы гуляем вместе», «в ней дружу», «бабушка покупает мне конфеты» и т. д. Если что-то ребят не устраивает, то они это говорят сразу, не пытаясь хитрить, как более старшие дети: «но старший брат забрал мою машинку», «но я хотел бы еще скейт», «хочу, чтобы у меня была целая гора лошадей» или «не хочу, чтобы у меня был дедушка». Чаще всего предложения, касающиеся противопоставления понятию семьи, переводятся детьми в ранг предложений о том, что они еще хотели бы или, наоборот, не хотели бы иметь.
И все-таки ради семьи дети готовы на многое: «помогаю маме», «бабушке посуду мою», «убираю игрушки». В детском саду такое поведение повторяется («помогаю воспитателю складывать игрушки», «убираем игрушки», «хорошо ведем и кушаем», «никого не обижаю» и др., поэтому дети считают себя хорошими, умными и послушными. Если и называют какие-либо свои недостатки, то они касаются их непослушания взрослым: «я не сплю в тихий час, хожу», «непослушный» и др. Иногда недостатки ассоциируются с тем, что ребенок еще чего-то не умеет: «не умею красиво рисовать».
Идеал поведения однако касается совершенно другого: «хочу стать сильным», «хотим быть красивыми, добрыми», «хорошими человеками». И как следствие, дети хотят быть «любимыми».
Казань все дети считают своей Родиной потому, что «здесь мы родились», «живем тут (человек ведь живет на Родине, где родился)», «потому что она наша». Объяснить выражение «человек не может жить без Родины» дети затрудняются.
В понятие Родины дети включают не только дом, но и свою семью: «Где мы живем. Тут мама, папа и наш дом».
В этом возрасте дети еще хотят быть похожими на своих родителей, потому что «они их любят», «они хорошие и добрые», «мама — красивая и добрая, а папа — большой и смелый», т. е. потому что они выступают для них носителями идеальных человеческих качеств. В то же время в оценочной характеристике родителей появляется ярко выраженный деятельный компонент: «Папа умеет починить все поломки»; «Мама никогда не ругает»; «Папа все покупает»; «Потому что они умные, работают и зарабатывают деньги»; «Папа учит учеников в школе и даже написал книжку» и т. д. В отличие от воспитанников других возрастных групп, в данных характеристиках появляется описание не только того, как родители относятся к детям и наоборот, но и того, как к ним относятся окружающие («их уважают»).
От 3 до 6% детей, не хотят быть похожими на своих родителей. В редких случаях — когда хотят быть похожими на своих бабушек и дедушек; чаще всего — потому что видят и осуждают качества характера родителей и особенности их поведения, с которыми не желают мириться: «Папа и мама курят и выпивают, ругаются»; «Очень часто ругаются»; «Папа меня ругает»; «Родители не живут вместе и ссорятся».
В противовес данным качествам дети вырабатывают положительный образ себя в будущем. В будущем они все хотят стать «сильными и добрыми», а главное — «счастливыми». К сожалению, достаточно редко они хотят стать «хорошими мамами и папами». Среди предпочитаемых профессий называют поваров («люблю готовить», водителей и гонщиков, парикмахеров и швей («чтобы все были красивыми», футболистов и фигуристов, тренеров, спортсменов, строителей («чтобы построить много домов», спасателей, врачей («потому что папа — врач», учителей, банкиров («чтобы были деньги и можно было кормить родителей», программистов и изобретателей, ученых-археологов и вообще «про-фессоров», балерин, ветеринаров («чтобы лечить животных», художников («потому что хорошо и красиво рисую», военных (в первую очередь летчиков и танкистов, массажистов, режиссеров и др.
Предложение закончить фразу «я люблю свою семью, но.» дети воспринимают как просьбу :
назвать, чего не хватает его семье (35,7%) : «мне хотелось бы, чтобы мама родила мне сестренку»; «у меня нет братика или сестры»; «папа работает долго»; «бабушка и дедушка живут в деревне»; «никогда не видела своего дедушку»;
раскрыть проблемы взаимоотношений членов семьи (32,2%) : «не нравится, когда мама с папой ругаются»; «не хочу, чтобы ссорились родители»; «мне грустно, когда они ругаются».
Семья для них — это не только «папа, мама и все их дети», но люди, которые «живут вместе и все — с одной фамилией», «люди, которые друг друга любят», «собираются вместе и общаются», «нет ссор, и все живут дружно», «уважают старших и любят». Простое перечисление членов семьи и упоминание о том, что они должны жить вместе, в ответ на данный вопрос встретилось только в 22,9% .
Патриотическая воспитанность : результаты изучения
По отношению к изучению эмоционально-побудительного компонента общего уровня патриотической воспитанности можно сделать выводы:
достаточно высокого уровня проявления достигают в средней группе (№5 – 53%, №2 - 48%, №7 – 34%)переживания положительного эмоционального отношения к окружающему миру, которое проявляется в любви к родной природе, языку, восхищении народным творчеством, стремлении участвовать в общественно полезном труде.
недостаточный уровень проявления отмечается в средней группе (№5 – 35%, №2 - 38%, №7 – 45%)— переживаний гордости за трудовые успехи людей, живущих в России, желания быть похожими на них.
По отношению к изучению содержательного компонента общего уровня патриотической воспитанности :
достаточно высокого уровня проявления достигает в средней группе(№5 – 49%, №2 – 44%, №7 – 42%) — овладение знаниями о природе родного края и выработка обоснованных взглядов на факты общественной жизни страны.
недостаточный уровень развития отмечается в средней группе(№5 – 33%, №2 - 40%, №7 – 43%) — овладения знаниями о социальном устройстве общества.
По отношению к изучению деятельного компонента общего уровня патриотической воспитанности :
в средней группе практически все параметры получили одинаковые балловые оценки и не могут сравниваться между собой.
При этом следует обратить внимание на динамику развития (по средним группам) всех компонентов.
Так и оказалось. В средней группе детского сада это достигается в основном за счет более высоких показателей сформированности деятельного компонента патриотической воспитанности (разница со-ставляет 8%, что свидетельствует о более раннем начале специальной воспитательно-образовательной работы и привлечении воспитанников младших и средних групп к мероприятиям, связанным с патриотическим воспитанием дошкольников. При этом показатели эмоционально-побудительного и содержательного компонента отличаются. В работе с дошкольниками в основном используется типологический подход, ориентированный на мотивы поведения детей данного возраста, а не топологический, формирующий мотивационные основы поведения, ориентация на социально-нравственное содержание традиционных программ воспитания и обучения детей в детском саду (кроме подбора фольклорного материала для общения с педагогами и сверстниками на за-нятиях и вне их, а также организации досуговой деятельности, ориентированной на этнокультурное содержание).
Результаты данной диагностики наглядно свидетельствуют о том, что воспитанники средних групп, обладают большими возможностями для того, чтобы действительно стать патриотами своей Родины. Это не означает, что дети из седьмой группы в чем-то хуже своих сверстников — они не оказались в таких условиях, где патриотические качества являются востребованными в ходе организации педагогического взаимодействия с ними. Поэтому группа №5 с приоритетным осуществлением этнокультурного воспитания и обучения, с приоритетом патриотического воспитания все-таки являются более перспективными для решения задач патриотического воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенная работа позволила сделать ряд выводов, два из которых хотелось бы выделить особо.
Во-первых, очевиден уникальный потенциал именно дошкольного возраста, как периода формирования творческой личности, характера. И дело тут не только в том, что именно в этом возрасте можно эффективно развивать потенциальные возможности личности, а в том, что в более позднем возрасте они отчасти утрачиваются, чем-то сковываются. Все, что должно быть сформировано в «детсадовском» возрасте, наверстать в школе практически невозможно. Именно от этого потенциала в большей степени зависят и школьные, и дальнейшие жизненные успехи или неудачи человека.
Во-вторых, вхождение в нашу татарскую культуру для нетатарских детей оказывается, с одной стороны, очень органичным, интересным и развивающим, а с другой — в детях татар формирует искренний благожелательный интерес к другим культурам, прежде всего к культурам соседних народов. Татарская культурная традиция помогает воспитывать детей в понимании того, что «другой» не значит «чужой», и тем более «враждебный». Именно ранний возраст в силу непосредственности эмоциональных реакций характеризуется наибольшей открытостью, поэтому важно еще в дошкольный период создать фундамент нравственной личности.
Опыт проведения такой работы был положительно оценен.
Приложение 1
Изучение представлений детей о семье и Родине
Бланк группового опроса воспитанников
Образовательное учреждение
Его направленность
Возрастная группа детей
Количество детей, принимавших участие в опросе ___
1. Назовите, пожалуйста, свою фамилию, имя,
отчество.
Ответили — детей.
Затруднились назвать отчество, фамилию ___ детей.
2. Назовите фамилию, имя, отчество ваших
родителей?
Ответили — детей.
Затруднились назвать отчество, фамилию ___ детей.
3 Вы хотите быть похожими на них?
Хотят — ___ детей. Почему?
Не хотят —___детей. Почему?
4. Запишите только самые характерные и ин-
тересные ответы 5—6 детей группы на вопрос :
Что такое «семья»? Когда так говорят?
Я люблю свою семью, потому что.
Я люблю свою семью, но.
Я люблю свою семью, поэтому.
5. Вы сами себя любите? Сами себе нравитесь?
Поднимите руки, кто себе нравится.
Нравятся —___ детей.
Не нравятся —___ детей.
За что вас любят дома и в детском саду?
У тебя есть недостатки? Какие? Ты их хочешь исправить?
6. Кем вы будете, когда вырастете? Почему? Какими вы хотите стать?
7. Как называется страна, в которой вы живете? Какие есть страны, кроме России? Хотели бы вы остаться там жить навсегда?
Вы бы хотели уехать жить в другую страну? Почему?
8. Почему так говорят: «Россия — наша Родина»?
Почему так говорят: «Человек не может жить без Родины»?
9. Ответьте на вопросы (коллективное обсуждение) :
Что такое «Родина»?
Какая наша Родина — хорошая или плохая? Почему?
Чем знаменита наша Родина? Что в ней особенного?
Каких знаменитых, великих людей нашей Родины вы знаете?
Какие сказки и книги вы знаете, в которых рассказывается про Родину?
Кто из сказочных героев любит свою Родину? Назовите имена. Как вы догадались, что он любит ее?
10. Продолжите предложения:
Я люблю свою Родину, потому что.
Я люблю свою Родину, но.
Я люблю свою Родину, поэтому.
Приложение 2
Диагностическая карта экспертной оценки результатов патриотического воспитания детей
Образовательное учреждение
Его направленность
Возрастная группа детей
Показатели Баллы (от 0 до 3)
Содержательный компонент
1. Овладение доступным возрасту детей объемом представлений и понятий об окружающем мире
2. Овладение знаниями об истории страны
3. Овладение знаниями о культуре, традициях народа
4. Овладение знаниями о социальном устройстве общества
5. Овладение знаниями о наиболее значимых фактах общественной жизни страны
6. Овладение знаниями о природе родного края
Итого:
Эмоционально-побудительный компонент
1. Переживание положительного эмоционального отношения к усвоенным знаниям, потребность расширить свой кругозор
2. Переживание положительного эмоционального отношения к окружающему миру (любви к родному городу (селу, краю, стране)
3. Переживание гордости за трудовые успехи людей, живущих в России, желание быть похожими на них
4. Стремление участвовать в общественно полезном труде
5. Уважение к историческому прошлому родной страны
6. Восхищение подвигами людей, защищавших свою страну, и их боевыми успехами
7. Восхищение народным творчеством, интерес к нему
8. Любовь и уважение к родному языку
9. Любовь и бережное отношение к природе родного края
Итого:
Деятельный компонент
1. Реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, членам своей семьи и детям, проявление заботы о них, готовность к выполнению общественных поручений на благо других людей и др.)
2. Бережное отношение к изделиям народных мастеров, вещам, общественному имуществу
иконке
3. Умение отразить патриотические представления, чувства и убеждения в творческой деятельности
4. бережное отношение к родной природе
5. Наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему и проявление патриотизма
Итого:
Общий балл
Педагоги должны сообща выбрать одну из оценок для того, чтобы сформулировать свое мнение о степени проявления каждого из критериев и поставить условный знак (+) в соответствующей графе. Балловая оценка по каждому из параметров производится следующим образом:
0 — отсутствие признака,
1 — слабое проявление признака,
2 — достаточное проявление признака,
3 — выраженное проявление признака.
Приложение 3
Карта экспертной оценки патриотической воспитанности и воспитуемости
Показатели Баллы (от 1 до 3)
1. Патриотические представления
1.1. Имеет запас знаний и представлений об отношении к труду, к обществу, к другому человеку, к самому себе на основе ценностей традиционной для данного региона культуры
1.2. Имеет представления о семье, преемственности поколений в семье и роде, предках, родной земле и природе, истории Родины. Понимает, умеет рассуждать, пользуясь данными представлениями
1.3. Умеет переносить патриотические представления в другие условия, не связанные напрямую с процессом осуществления патриотического воспитания
1.4. Гибко использует патриотические знания и представления при анализе жизненных ситуаций. Рассуждает самостоятельно, ориентируясь на ценности, характерные для традиционной культуры
1.5. Отражает свои представления в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании). В рисунках отражает ориентацию на ценности и символику, характерные для традиционной культуры (для данного региона)
Итого
Показатели Баллы (от 1 до 3)
2. Патриотические убеждения
2.1. Использует знания о семье, роде и народе, Родине как основу для формирования своих личных ценностных ориентации, мотивов («считает их своими»)
2.2. Легко откликается на педагогическое воздействие, связанное с формированием патриотических убеждений, характерных для представителей традиционной культу-ры (для данного региона)
2.3. Проявляет патриотические чувства и убеждения в общении с другими людьми. Имеет свою точку зрения, отстаивает свои позиции и убеждения, касающиеся проявления патриотических чувств и представлений
2.4. Активно включается в ситуации выбора («Поступать в соответствии с патриотическими убеждениями или нет?», может принять ответственность за свое решение
2.5. Имеет качества характера, связанные с проявлениями патриотизма
Итого
3. Патриотическое поведение
3.1. Ведет себя так, что поступки и поведение соответствуют патриотическим представлениям и знаниям
3.2. Готов к принятию помощи другого человека, педагога в развитии своей личности в процессе патриотического воспитания, обладает восприимчивостью к такого рода педагогическим воздействиям
3.3. Умеет переносить способы ориентировки в ситуациях, требующих проявления патриотических чувств и представлений, на новые ситуации, связанные с общением с другими людьми. Умеет проявить уважение к другим (представителям других наций, национальностей и вероисповеданий) и сохранить собственное самоуважение
3.4. Проявляет гибкость ориентировки в новых социальных ситуациях, умея находить соответствующий образец поведения среди художественных отечественных произведений и ориентируясь на ценности, характерные для традиционной культуры (данного региона)
3.5. Проявляет инициативу в жизненных и специально моделируемых ситуациях, требующих проявления патриотизма
Итого
Приложение 4
Перспективный план работы с родителями
по воспитанию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста
№
п/п Наименование мероприятия Темы Задачи Сроки исполне-ния Ответст-венные
1 2 3 4 5 6
1 Общее родительское собрание Роль семьи и
социальных
факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников Обозначить способы совместной
работы родителей и педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию детей Сентябрь Заведующая;
старший воспитатель
2 Групповое
родительское собрание Что могут и
должны сделать родители
по нравственно-патриотическому воспитанию ребёнка.
Человек начинается с детства Познакомить
родителей с результатами анкетирования, диаг-ностики и наблюдений педагогов за пове-дением, отношением детей к тем или иным нравственным про-блемам и ситуациям;
- показать на конкретных примерах опыта семейного воспитания роль роди-телей в воспитании и привитии
нравственно-патриотических
чувств у детей;
побудить родителей к обсуждению проблемы:
всегда ли они
являются личным
примером истинного служения
своему Отечеству, уважительно-
го отношения к
старикам для
своего ребёнка? Ноябрь;
март Воспитатели
старшей и
подгото-вительной к школе групп
3 Заседание
(старшая и подготовительная к
школе
группы) - Формы и
приёмы взаимодействия
педагогов
ДОУ и родителей по патриотическому
воспитанию
детей - Определить
совместно с родителями приемлемые формы
работы по данному
направлению Сентябрь;
январь;
апрель Заведующая д/к,
старший
воспитатель,
воспитатели групп
1 2 3 4 5 6
4 Психолого-
педагогическое консультирование родителей - Особенности нравственно-патриотического
воспитания
детей дошкольного возраста Показать родителям возможные
формы и методы
пробуждения
первых нравственных чувств до-
школьников, используя эмоциональный уровень
восприятия ин-
формации В течение
учебного года Психолог,
педагог татарского языка, воспитатели
групп
5 Организация раз-
личных
тематических мероприятий Утренник
«Звезда Победы»;
- праздничный досуг «Радуга мира»;
-Вечер на
родных игр
«Венок
дружбы»;
- Концерт
для ветеранов ВОВ
«Благодарим,
солдаты,
вас!» Воспитывать у
детей чувство
любви к Родине,
желание жить в
мире; познакомить
детей с играми
и песнями народов мира;
воспитывать
чувство гордости за родную
страну В течение
учебного года Родители,
родительские комитеты,
воспитатели; музыкальный руководитель,
инструктор по
физвоспитанию
6 Организация автобусной
экскурсии
родного
города История нашего города
в названиях
улиц, парков
и скверов Познакомить
детей с историческим прошлым
своего города Октябрь;
май Заведующая, воспитатели
групп,
родительские комитеты
7 Посещение
музеев
города
(краеведческого;
изобразительного);
выставка
картин российских
художников ко дню Победы Достойны
памяти героев (утренник) - Воспитывать
у детей желание
познавать;
- на произведениях изобразительного искусства формировать нравственно-этические
чувства дошкольников В течение
учебного
года (по
графику) Старший
воспитатель;
воспитатели групп;
родители
8 Оформление папки
передвижки; настенных
газет Перелистывая страницы истории родного
города (цикл
тематических бесед) Систематизировать и проиллюстрировать
накопленный
фотоматериал
по героико-патриотической
теме В течение
учебного
года Старший
воспитатель;
воспитатели; родительский комитет
Приложение 5
Советы и рекомендации для родителей.
«Умные папы и добрые мамы, гуляя с детьми по городу, покажите и расскажите, чем привлекателен наш город, обратите внимание на красоту зданий, парков, мечетей и церквей».
«Приучайте детей к правильному переходу перекрестка. Обратите их внимание на то, кто приводит в порядок город. Понаблюдайте за работой дворника, лифтёра. Своим поведением достойного горожанина покажите пример детям».
Приложение 6
Дидактические игры
ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ
(учебно-развивающая игра)
Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях - силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с вопросами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.
Ход игры. Играют 2 команды (или 2 игрока). Бросают кубик, продвигаясь вперёд для того, чтобы попасть на красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определи