Юлия Кирдяпкина
Рекомендации для родителей «Насекомые» в старшей группе
▼ Скачать
Рекомендуем вам побеседовать с детьми на эту тему.
Ссылка на рассказ о насекомых
1. Спросить ребенка, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, в жизни насекомых;
2. Побеседовать с ребенком о насекомых; рассмотреть жука, божью коровку, бабочку, гусеницу, муравья, пчелу, стрекозу, кузнечика и муху; a
3. Рассмотреть части тела насекомых (голову, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики);
Публикация «Рекомендации для родителей „Насекомые“ в старшей группе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
4. Рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку, учить его бережному отношению к природе;
5. Рассказать, что муха — вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.
Рекомендуем начать беседу так :
Помните сказку Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха», в которой щедрая муха приглашает к себе гостей и потчует их?
На самом деле муха никого к себе в гости не зовет, а вот сама наведаться к нам без приглашения очень любит.
Только накроешь стол к обеду, как непрошеная гостья тут как тут: ползает по столу, садится на хлеб и норовит угоститься из тарелок вкусным супом. Гонишь ее, а она взлетит на минутку и опять как ни в чем не бывало опускается на приглянувшуюся еду. Эдакая надоеда — нахальная и увертливая!
Послушайте стихотворение.
Незваная гостья
Муха, муха-надоеда,
Прилетела к нам к обеду.
Видит муха: стол накрыт,
По тарелкам суп разлит.
Хлеб нарезан — можно есть.
Только где же мухе сесть?
Села муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку.
Тряпкой муху мы прогнали:
«В гости мы тебя не звали!»
Муху, конечно, видел каждый. У нее огромные глаза, занимающие почти всю голову, ими муха великолепно видит, поэтому и подобраться к ней незамеченным нелегко.
Усики у мухи короткие, но пушистые, снабженные перистым придатком, вот почему обоняние у мухи прекрасное!
Мушиный рот напоминает хоботок, через него муха ловко втягивает пищу. Если еда оказывается слишком твердой, муха выпускает из хоботка капельку слюны и размягчает ее.
Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стеклам и даже по потолку. На ее лапках есть специальные подушечки, они всегда слегка влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.
Весной самка мухи откладывает яички в гниющие отбросы на свалках, в контейнеры с мусором, выгребные ямы. Вскоре в них начинают копошиться белые личинки, похожие на небольших червяков. Через некоторое время личинка превращается в куколку. Отставшая кожа образует вокруг куколки защитный футляр, заменяющий кокон. Через 20 дней из кокона вылетит молодая муха.
Мухи — очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворные бактерии и яйца глистов. Мухи разносят многие инфекционные болезни. Поэтому лучше затягивать форточки сеткой или марлей и развешивать по кухне клейкие ленты, к которым прилипают названые гостьи. Но самое главное, чтобы в доме была чистота!
Многие насекомые уничтожают мух : хитрый паук плетет свои сети и терпеливо ждет в укромном уголке, когда в них попадет неосторожная муха. Стремительные стрекозы на лету хватают мух и тут же в воздухе их съедают. Любят угоститься жирными мухами лягушки, жабы, ящерицы.
Ответьте на вопросы
• Как выглядит муха?
• Что помогает ей ловко ползать по стеклам, стенкам и потолку?
• Где мухи откладывают свои яички?
• Почему мух называют вредными насекомыми?
• Какие враги есть у мух?
Послушайте сказку.
Советы мухи
Витя решил участвовать в школьном шахматном турнире. На это мероприятие мальчик возлагал большие надежды.
«Эх! Хорошо бы стать чемпионом школы, потом района, а там, глядишь, и всего города!» — мечтал он, листая учебник шахматной игры и попивая чай с клубничным вареньем.
В это время в открытое окно влетела муха. Она стала ползать по столу, стараясь незаметно подобраться к банке с вареньем. Но Витя всякий раз прогонял непрошеную гостью.
— Эх, и сластена же ты, Витя! — наконец сердито воскликнула муха. — Разве можно есть столько сладкого? Любой малыш знает, что это вредно!
Витя от удивления даже рот открыл: «Если уж муха заговорила человеческим голосом, дело плохо: перезанимался!»
— Да, я действительно говорящая муха!
— Здорово! — воскликнул Витя. — Никогда не видел говорящих мух!
— Знаешь что, — сказала муха, — в честь нашего знакомства угости-ка меня своим вареньем! Я очень люблю клубничное!
— Конечно, угощу! — воскликнул мальчик.
Муха вдоволь наелась варенья, которое он положил ей в блюдце, и довольная угощением уселась на страницу раскрытого учебника.
— К турниру по шахматам готовишься?— спросила она.
— Готовлюсь! — вздохнул Витя.
— Кстати, я могла бы тебе помочь! В шахматы играть умею не хуже гроссмейстера! Всех великих шахматистов в лицо знаю! — расхвасталась муха.
— А как ты мне поможешь? — удивился Витя.
— Нет ничего проще! Буду тебе на ухо нашептывать правильные ходы. Никто не догадается ни о чем! Кстати, вместо того чтобы мучиться над заданиями из учебника, ты бы мог погонять в футбол! — добавила она.
Витя послушался ее, закрыл учебник и убежал гулять. В то время как его друзья — Федя и Дима — упорно готовились к шахматному турниру целыми днями, Витя преспокойно смотрел телевизор, гонял в футбол или играл в компьютерные игры, ни о чем не беспокоясь.
Наконец наступил день турнира. Витя сел за столик напротив Димы, ему достались белые фигуры. Едва Витя подумал о мухе, как она тут же подлетела к нему.
— Привет сладкоежкам! — зажужжала муха. — Пока все идет нормально! Делай ход пешкой!
Витя так и поступил.
— Теперь двигай коня! — подсказывала муха.
Дима призадумался. Да! Сложная партия! А Витя по подсказкам мухи делал ход за ходом и уверенно шел к победе.
Но в это время из школьной столовой долетел вкусный запах булочек и компота. Муха решила быстренько слетать на разведку. Булочки были такими аппетитными, что она не удержалась и решила съесть кусочек, а потом еще кусочек и еще один.
А Витя без помощи мухи совсем растерялся, сделал несколько ошибок и проиграл партию.
«Эх! Надо было готовиться к турниру, а не надеяться на подсказки. Медвежью услугу оказала мне муха!» — с горечью подумал мальчик, возвращаясь, домой.
Ответьте на вопросы
• В каком турнире решил участвовать Витя?
• Кто прилетел к мальчику в гости?
• Что говорящая муха посоветовала ему?
• Готовился ли Витя к турниру после совета мухи?
• Помогла ли муха ему на турнире?
• Что привлекло муху в школьной столовой?
• Выиграл ли партию Витя?
• Почему некоторые услуги называются медвежьими?
Правила поведения при встрече с насекомыми
• Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
• Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
• Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
• Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.
• Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.
6. Отгадайте загадки и выучите по выбору:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
(Пчела)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит-стрекочет.
(Стрекоза)
Не зверь, не птица,
Нос как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит.
(Комар)
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
(Муравьи)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит-будет плохо.
(Оса)
Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать …
(Сверчок)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда ползу
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
Какая коровка, скажите, пока
Еще никому не дала молока?
(Божья коровка)
7. Поиграйте в игру «Веселый счет» : 1 бабочка…5 бабочек; 1 комар…5 комаров; 1 маленький муравей…5 маленьких муравьев.
8. Игра «Бывает – не бывает» : Девочка ловит бабочку – Девочка поймана бабочкой. Бабочка ловит девочку. – Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку. – Девочка ловит бабочку.
9. Игра «Подбери признак»
Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.
Бабочка (какая)- красивая, разноцветная, полезная, большая.
Комар (какой) – кровососущий, вредный.
Муравьи (какие)- полезные, трудолюбивые, маленькие.
Муха (какая) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.
Пчела (какая) – полезная, трудолюбивая, медоносная (мед носит).
10. Чтение и пересказ рассказа «Интересный жучок» Попросите ребенка назвать всех насекомых Можно использовать картинки из серии «Насекомые»
Текст «Интересный жучок» (Чтение текста 2 раза)
По листочку полз интересный жучок. Он был маленький и круглый, как горошина. Головка у жучка крохотная, черненькая, из не торчат два длинных усика, похожих на щеточки. Спинка покрыта жестким панцирем. Он оранжевый, в черных пятнышках, а посередине узенькая черненькая полоска. Раздвинулся панцирь, и из-под него показались прозрачные крылышки. Расправил жучок крылышки и улетел. Это была божья коровка.
Вопросы: - Кто полз по листу? - Какой он был? - Какая головка? - Что из не торчит? - На что похожи усики? - Чем покрыта спина? - Какой панцирь? - Что показалось из-под панциря? - Как улетел жучок? - Какое насекомое это было? Чтение Пересказ текста ребенком.
11. Выложить из счётных палочек бабочку.
12. Физминутка «Бабочка»
13. Рисование на тему «Бабочки»
Цель: Продолжать учить детей рисовать бабочку.
Материалы и оборудования: альбомные листы, простой карандаш, цветные
карандаши, иллюстрации и картинки с изображением бабочек.
15. Просмотр мультфильма «Как муравей домой спешил»
https://youtu.be/X-EGMT72CBk
16. Конструирование из бумаги "Божья коровка"
Цель: формирование умения делать божью коровку из бумаги
Материал:
- цветной картон;
- цветная двусторонняя бумага;
- белая гелевая ручка;
- чёрный фломастер;
- простой карандаш;
- ножницы;
- клей - карандаш.
Ход работы
Чтобы нарисовать круги, используем части пирамидки - вкладыша.
Рисуем на чёрном картоне два круга разного диаметра (примерно 5,5 и 3 сантиметра). Вырезаем круги.
Делаем тело божьей коровки из чёрных кругов, маленький круг - голова. Склеиваем круги.
Рисуем на двусторонней красной бумаге два круга одинакового диаметра (примерно 7 сантиметров). Вырезаем круги.
Складываем красные круги пополам. Получаются крылышки.
Приклеиваем крылышки.
Отрезаем от красной бумаги две полоски - усики (примерный размер 0,4 Х 5 сантиметров)
С помощью палочки (от чупа-чупса или шпажки) закручиваем усики.
Приклеиваем усики. Рисуем глазки сначала белой гелевой ручкой, потом чёрным фломастером.
Рисуем точки фломастером. Божья коровка готова.
18. Д/И «Найди 10 отличий»
19. ФЭМП
Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой»
Возраст 5-6 лет
Цель: закрепить состав чисел 5,6,7 и 8.
Оборудование: карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улика с ячейками.
Методика проведения:
Взрослый обращает внимание на домики, уточняет, чьи они.
Создает проблемную ситуацию:
- Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик.
Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик.
Как только все дети справляются с заданием, взрослый проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь.
Усложнения:
Можно предложить детям соревнование: кто быстрей поможет пчелкам попасть домой.
Математический пазл для детей (Распечатайте пазлы, разрежьте их по линиям. Предложите ребенку собрать пазл)
20. Чтение х/л по теме недели
1. Агния Львовна Барто «Жук»
2. В. Бианки «Приключение муравьишки».
3. И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».
4. А. Барто «Мы не заметили жука».
5. К. Чуковский «Тараканище».
6. А. А. Усачев «Божья коровка»
7. К. Чуковский «Муха-цокотуха».