Ирина Щеникова
Рекомендации для родителей по обогащению словаря детей
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей по обогащению словаря детей.
Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Для развития словарного запаса необходимо постоянное общение взрослых с ребенком.
Пассивный и активны словарь развиваются в процессе ознакомления детей с окружающим миром. Пассивный словарь –это слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи. Активный словарь – слова, которые ребенок понимает и использует в своей речи. Чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему будет в общении с другими людьми и в обучении в школе.
Публикация «Рекомендации для родителей по обогащению словаря детей» размещена в разделах
Поэтому перевод слов из пассивного словаря в активный является одной из важнейших задач. Чтобы добиться результата в этом направлении, необходимо проводить ежедневную работу с детьми. Для этого не нужно специального оборудования или покупки дорогих игрушек и игр. Развитие словаря детей начинается с ежедневного общения с ребенком. Можно обсудить с ребенком прочитанную книгу, выяснить его отношение к героям (добрый, злой, справедливый и т. д.). Если ребенок затрудняется в ответе – вы можете помочь ответить на вопросы, тем самым обогащая пассивный словарь детей. Обсудить можно погоду, проезжающие машины, животных и птиц, то есть то, что вы видите по дороге домой.
Гуляя на улице, делая домашние дела, можно поиграть с детьми в различные игры, которые будут способствовать развитию словарного запаса детей, памяти, логического мышления. Вот примеры таких игр.
Игра «Что лишнее?».
Взросл называет по 3-4 слова (ворона, воробей, медведь, синица). Ребенок должен быстро в уме проанализировать и определить, что лишнее (птицы и дикое животное – медведь-лишнее слово).
Игра «Раз, два, три – быстро назови» (3-5 названий).
Это игра-соревнование, кто больше знает (названий игрушек, домашних животных, растений, имен, названий одежды и т. д.).
Игра «Подбери слово»
В эту игру можно играть с мячом.
Например, про что можно сказать:
«длинная»… (дорога, лента)
«старый»… (дом, человек);
«свежая»… (булочка, газета).
Игра «Скажи наоборот».
Ведущим может быть как и взрослый, так и ребенок. Играющие подбирают слова-антонимы (высокий – низкий, сладкий – соленый и т. д.).
Игра «Что может делать» (Обогащение глагольного словаря).
Взрослый спрашивает: «Что может делать собака?». Ребенок подбирает слова-ответы (бежать, лаять, кусать, грызть, играть, спать, лакать)
Игра «Какой, какая, какое?» (Обогащение словаря прилагательными).
На вопрос взрослого, какая машина, ребенок подбирает ответы – слова-признаки (большая, грузовая, новая, быстрая, красная и т. д.)
Игра «Угощаю».
Вспоминаем «сладкие» слова (печенье, конфета, торт, «кислые», «горькие», «соленые» слова, пока все «не съедим».
Надеюсь, что данные рекомендации помогут вам в общении с детьми, а следовательно, и в обогащении словаря детей.