Татьяна Шурупова
Рекомендации для родителей по лексической теме «Перелетные и зимующие птицы»
Цель: активизация словаря по теме; познакомить детей с перелетными и зимующими птицами; познакомиться со строением тела птиц, их внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие», «зимующие»; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, образование притяжательных прилагательных; согласовывать числительные с существительными.
Публикация «Рекомендации для родителей по лексической теме „Перелетные и зимующие птицы“» размещена в разделах
- Весенние консультации для родителей
- Зима. Консультации для родителей в зимний период времени
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы, покормите птиц зимой. Консультации
- Консультации для родителей
- Перелетные птицы
- Темочки
Птицы, они живут рядом с нами. Мы их видим и слышим каждый день, сидя дома у окна, в парке, по дороге на работу, в лесу, на берегу моря. Птицы – единственные животные, которые летают. Разновидностей птиц великое множество – ученые насчитывают около 10 672 видов. Они делятся по среде обитания, по способу добывания пищи, на диких и домашних, водоплавающих и сухопутных, перелетных и зимующих. Но всех их объединяет главный признак, отличающих их от других животных - они имеют оперение. Перья помогают сохранить тепло и придают птицам их неповторимый окрас. Эти красавицы очень часто чистят свои перышки, втирают в них свой жир, а еще вырывают старые перья там, где растут новые.
Перелетные птицы - насекомоядные и плотоядные, им нечем питаться зимой, и они улетают в теплые страны. Также улетают и водоплавающие птицы, ведь замерзают реки, озера, водоемы и им тоже нечем питаться в зимний период. Те же, которые остаются с нами зимовать называются зимующими птицами. Но им приходится нелегко в зимний период, они голодают, мерзнут. Человек помогает птицам, он мастерит кормушки, кормит птиц семечками, зерном, хлебом, фруктами.
1. Назвать:
- перелетных птиц — ласточка, ….
- зимующих птиц — воробей, ….
2. Подбери признаки (не менее трех признаков):
ласточка (какая) –
голубь (какой) -
птицы (какие) –
дятел (какой) -
3. Подбери действия (не менее трех действий):
ласточка (что делает) -
синица (что делает) —
4. Образуй признак (от предметов): лебедь – лебединая
соловей —
журавль —
утка —
5. Назови птенцов:
воробей —
снегирь —
сова —
ворона —
голубь —
грач –
утка —
кукушка —
6. Один – много (множественное число): лебедь – лебеди
ворона –
воробей —
снегирь —
птица –
сова —
дятел —
7. Есть – нет (родительный падеж): лебедь – нет лебедя
ворона –
дятел —
птица —
перо –
клюв —
гнездо —
8. Посчитай: Один, два пять…
слова: перо, сова, воробей, аист
9. Образование сложных слов:
У снегиря красная грудка – красногрудый снегирь.
У синицы желтая грудка – желтогрудая синица.
У сороки длинный хвост – длиннохвостая сорока.
У воробья короткий хвост – короткохвостый воробей.
У дятла красная голова – красноголовый дятел.
У сороки белые бока – белобокая сорока.
У вороны черные крылья – чернокрылая ворона.
10. Д/и «Хлопушка» (Хлопни в ладоши, если услышишь название перелетной (зимующей) птицы)
Аист, воробей, трясогузка, гусь, утка, кукушка, журавль, цапля, иволга, дятел, сорока, ворона, воробей, чиж, скворец, лебедь, грач, ласточка, снегирь.
11. Д/и «чье перо?» «Чей клюв?»
Перо вороны – воронье перо
Клюв вороны –
Перо голубя-
Клюв голубя –
Перо утки –
Клюв утки –
Перо журавля –
Клюв журавля -
12. Д/и «Назови ласково»
голова-
хвост -
перо -
крыло -
лапы -
клюв -
птица -
13. Нарисовать любую птицу и назвать ее части:
Голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.
14. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей (сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (загибают по одному пальчику)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (сжимают и разжимают кулачки) Нищева «Система коррекционной работы»
Литература
1. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5—6 лет: Конспекты занятий. — М. : ТЦ Сфера, 2004.
2. Яворская О. Н. Игротека для дошкольников 5-7 лет Профилактика дисграфии. Санкт-Петербург: КАРО, 2017
3. https://infourok.ru/palchikovie-igri-po-leksicheskim-temam-488350.html
4. Гомзяк О. С. : Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в 1, 2, 3 периодах обучения в старшей логопедической группе. Гном, 2015